На колхозном поле в Сморгонском районе стоит курган. Днем — мало чем примечательный холм, разве что уж слишком правильной формы, а вот ночью… Ночью местные жители стараются возле этого места не хаживать. Говорят, регулярно ближе к полуночи над курганом разливается непонятное свечение, и из него выходит призрачная дева. Что делает привидение после такого эффектного появления, неизвестно, так как к этому моменту очевидцы стараются максимально быстро с места событий ретироваться. Но мы, конечно, задний ход не дадим. Журналисты отправились на подтверждение (или опровержение) очередного слуха о призраках вместе с белорусскими исследователями аномальных явлений. Об этой незабываемой ночи — небольшой репортаж.
Ежегодно в белорусский «УфоКом» (уфологический комитет) поступают сотни сообщений от очевидцев аномальных явлений. Большинство из них связано с неопознанными летающими объектами, которые в итоге оказываются самолетами, фонарями или бликами на оптике фотоаппарата. Намного реже это истории про полтергейста и призраков. Сегодня мы будем изучать как раз редкий случай.
Руководитель белорусского «УфоКома» Илья Бутов просит не называть его уфологом. Илья считает, что этот термин в последние годы совершенно дискредитирован. Произошло это после того как люди, называющие себя уфологами, всерьез рассказывали о том, что чупакабра — это результат генетических экспериментов, произведенных в секретных лабораториях, и травили прочие небылицы, которые ничего, кроме улыбки, не вызывают.
— Мы работаем совсем по-другому, — отмечает Илья. — Получаем информацию, а затем многосторонне изучаем ее: проводим опросы свидетелей, анализируем архивные документы, исследуем местность, выполняем многочисленные измерения. В результате «забраковывается» 95%, а может, даже больше свидетельств. Часть из них оказывается откровенным враньем, часть — игрой света, погоды и воспаленного воображения свидетелей. Остаются единичные случаи, опровергнуть которые не получается, — над ними и начинаем серьезно работать…