Шесть детей из Лидского детдома и шесть танцовщиков из Молдовы, Украины и Беларуси под руководством шведского хореографа ежедневно кирпичик за кирпичиком строят проект "Дом". Стены из коробок, кольца скотча и огромное желание достроить… Премьера танцевального перформанса состоится 13 сентября в Лиде. Гастроли по Беларуси продлятся две недели.

"И вот наконец я решил остановиться. Хочу иметь свой дом - место, куда я могу вернуться, когда мне захочется…" - задевает словами струны души один из героев спектакля.

dom._marina_kharevich00004

 

dom._marina_kharevich00005

 

Это третий этап международного благотворительного танцевального проекта. В Беларусь он приехал после Молдовы и Украины. В каждой стране над проектом трудится международная команда профессионалов: режиссер-постановщик Бенно Воорхам (Швеция), организатор Сибриг Доктер (Швеция), танцовщики Сергей Головня и Александра Сошникова (Молдова), Дмитрий Визир, Даниил Белкин и Мария Кондратьева (Украина), Инна Асламова (Беларусь, Гомель). Диджей из Румынии, дизайнер и композитор Йон Корои пишет музыку для проекта, обеспечивает музыкальный аккомпанемент на каждом спектакле вживую (live).

dom._marina_kharevich00018

 

 

dom._marina_kharevich00023

 

А вот группа детей в каждой стране своя. После пилотного проекта зимой этого года и августовских занятий из многих детей Лидского детдома в проекте остались шестеро - Вадим Скрендо, Кирилл Могданов, Таня Василевская, Полина Вершило, Леня Барановский и Вероника Козеева. Подросткам от 12 до 16 лет, и танцами до проекта никто из них не занимался.

Кропотливый труд, или Кирпичик за кирпичиком

Репетиции проходят в Лидском районном дворце культуры каждый день кроме понедельника. Подростки занимаются с полдесятого утра до четырех дня, взрослые остаются еще и на вечер. В рабочем дне есть 15-минутный перерыв и полтора часа на обед.

В начале и в конце дня все участники садятся в круг обсудить планы на день или подвести итоги, задать волнующие вопросы. Дети наравне со взрослыми - это чувствуется в разных моментах работы. Группа интернациональная, Бенно говорит по-английски, но все хорошо понимают друг друга, иногда и без перевода.

dom._marina_kharevich00020


В первой половине дня проходят подготовительные упражнения: физические и дыхательные, растирание мышц. Чтобы в танце каждый человек смог проявить себя, важно расслабиться. Поэтому наряду с техниками современного танца используются приемы, не связанные напрямую с танцем, например, релаксация тела. Важно раскрепостить детей, чтобы они могли творчески выражать свои эмоции с помощью тела наравне со взрослыми, чтобы не чувствовали себя непрофессионалами.

На разминке танцоры с разбегу бросаются в объятия партнера, делают сложные выпады, шаги, перекаты. Каждый по очереди становится зеркалом, в которое смотрятся все остальные, и повторяют за ним произвольные движения. Взрослые объединяются в дуэты с подростками, пары постоянно меняются. Команда работает на сотрудничестве и взаимопомощи. Бенно остается неоспоримым лидером.

dom._marina_kharevich00024

 

dom._marina_kharevich00027

 

После короткого перерыва, когда участники могут попить сок, съесть яблоко или печенье, поговорить на разные темы, начинается, похоже, самый необыкновенный этап - импровизация.

Каждый с помощью скотча "строит" свой дом на сцене - очерчивает границы своего квадрата, где он будет работать. В этих "домиках" в парах "ребенок-взрослый" происходит что-то непредсказуемое. Один начинает двигаться, а второй реагирует на это, пытается понять, почувствовать другого, войти с ним в контакт, подстроиться или начать что-то свое. Движение не останавливается. Кто-то поднимается с помощью другого наверх, перекатывается вниз, соскальзывает, они меняются местами. Вдруг один замирает и отворачивается, второй обнимает его, а потом отходит, чтобы дождаться своей порции объятий. В какие-то моменты движения будто нет, но оно продолжается во взглядах, в дыхании, в совместном вчувствовании. Нежность, кокетство, одиночество, дурашливость - всему есть место в этих дуэтах. Кажется, подростки получают здесь невероятный физический контакт, так необходимый любому ребенку.

Важной частью перформанса будет диалог со зрителем. Инна и Вероника по очереди задают вопросы. Текст не заучивается. Каждый спрашивает то, что хочет в этот момент. Во время пауз каждый, в том числе и зрители, может ответить себе на этот вопрос. "Помни, что у тебя много вопросов внутри, ты легко их придумываешь", - уверяет Инна Веронику, которой легче написать вопросы на лист и подсматривать в шпаргалку. И трогает до слез этот откровенный диалог:

"А ты помнишь, какого цвета глаза у твоей мамы?"

"Ты боишься одиночества?"

"А ты любишь, когда в доме много окон?"

"Что ты чувствуешь, когда на тебя смотрят много людей?"

"У тебя есть секрет счастья?"

"Какого цвета у тебя комната?.."

После обеда группа репетирует совместную сцену, в том числе танец. Тут одной импровизацией дело не обходится. У каждого есть свой образ и свои движения. При этом нужно быть одним целым. Оказывается, выучить шаги и повороты не так-то просто. "Раз, два, три, четыре!" - даже Бенно выучил счет по-русски, но пока еще не все попадают в ритм.

За день колоссальных усилий все порядком устают. Кто плашмя лежит на полу, кто уткнулся лицом в колени и засыпает. Взрослые договариваются в перерывах говорить как можно меньше - а лучше молчать и восстанавливаться. На обед ходят не все, так как остается много нетанцевальной, электронной работы по проекту. В конце дня дети возвращаются в детский дом, чтобы вернуться завтра, а взрослые продолжают репетировать и решать вопросы проекта.

dom._marina_kharevich00028

 

dom._marina_kharevich00032

 

Подростки мало говорят о проекте, как будто о том, что очень дорого. Говорят, что нравится все, что люди очень хорошие, каждый подружился с кем-то из взрослых. Наверное, воспитанники уже задают себе вопрос, что с ними будет после проекта, но об этом думать еще рано.

Танцоры соглашаются с предположением, что так в Беларуси с детьми еще никто не работал - да и в Молдове, и в Украине тоже, говорят они.

Как все начиналось

Идея создать проект "Дом" появилась у жены и одновременно коллеги Бенно Воорхама Сибриг Доктер. Близкую всем, казалось бы, тему дома решили показать глазами тех людей, которые понимают дом иначе, чем большинство других людей. Это могли бы быть бездомные люди, заключенные, но в проект решили пригласить детей из детского дома.

Бенно поделился, что реализация этого проекта затрагивает его личные интересы, интересы детей-участников, а также касается социального и образовательного уровня. Бенно хочет поставить интересный художественный перформанс и показать в нем видение обеих сторон - взрослых и детей.

"И я бы не хотел ставить спектакль с целью показать детей в роли жертв их прошлого: "Ах, бедные дети! - говорит Бенно. - Я хочу сделать перформанс, чтобы поддержать этих детей в их развитии, укрепить. И я хочу показать другим, что таким детям нужно помочь стать увереннее, подготовить стать взрослыми, а не жалеть их".

Искусство имеет большой потенциал, чтобы поддержать детей в их взрослении, считает хореограф.

Именно раскрепощение, преодоление смущения подростков Бенно называет одной из больших сложностей в проекте в разных странах. Белорусским детям, по его мнению, очень трудно начать высказываться, задавать интересующие их вопросы. "Они привыкли, что их не спрашивают", - говорит Бенно.

Проект направлен на то, чтобы помочь детям понять, что они думают, чувствуют, чего хотят. Проект призван показать, что взрослые и подростки могут сотрудничать друг с другом, слушать друг друга, создавать что-то вместе.

Что такое дом?

Бенно Воорхам, руководитель проекта: "Что такое дом? Место, где я живу, где я чувствую себя, как дома. Для меня также важно чувствовать себя в своем теле как дома. Дом можно понимать и как родину, социальный контекст, в котором я живу".

Таня Василевская, воспитанница детского дома: "Дом - это семья, забота, ласка".

Дмитрий Визир, танцовщик: "Для меня дом там, где я могу чувствовать себя комфортно либо в то же время некомфортно… Для одного дом там, где его семья, для другого - место для ночлега. Для кого-то домом может быть место, где он может побыть, почувствовать себя в определенном пространстве, уединиться либо пригласить туда своих друзей, знакомых, любимых, нелюбимых для разделения его с кем-то…"

Сергей Головня, танцовщик: "Я хочу, чтобы мой дом был на земле, двухэтажный или трехэтажный. И большая терраса, чтобы можно было попить кофе рядом с домом, а не куда-то идти, или на балкон залазить, чтоб почувствовать себя на улице. А внизу хочу, чтобы была гостиная, где можно посидеть. Там будет проектор, чтобы смотреть фильмы, и куча подушек. А спальня наверху. А еще в доме будет ангар".

dom._marina_kharevich00033

 

Коробки и путешественники

Вероника Сапига, помощник дизайнера, рассказала про оформление спектакля. Костюмы будут в свободном стиле английских путешественников начала ХХ века. Цвета спокойные - бежевый, немного синего, разбавляться гамма будет яркими деталями, красным поясом или подтяжками. Практически нет отличий между костюмами взрослых и детей, мальчиков и девочек. Костюмы не шьют, а подбирают согласно ранее разработанной концепции в магазинах Беларуси.

Создавали художественные костюмы и декорации шведский дизайнер Малин Каста совместно с Бенно. Часть нарядов уже закуплена, и танцоры активно примеряют наряды и подбирают обувь.

Что касается декораций сцены, то Бенно и Малин долго думали о материале, который сможет передать сам образ дома. Он должен воссоздавать форму дома, быть легким для переноса и удобным в работе, из него должно быть хорошо строить дом, кроме того, они должны легко транспортироваться во время гастролей. Сцены будут меняться, и с ними будут меняться декорации. В итоге решили, что это может быть бумага, а точнее - картонные коробки.

***

В планах сделать еще одну часть проекта "Дом" в Украине. Ведутся переговоры о реализации проекта в России.

Проект проходит при поддержке Шведской почтовой лотереи и Шведского института. И вместе с тем на этапе реализации в Беларуси у организаторов возникла необходимость в дополнительных ресурсах: автобус для тура по стране, организация транспортировки детей из детских домов в разных городах на показы спектакля, финансовая поддержка аренды залов. Проект "Дом" приглашает стать партнерами все заинтересованные организации и лиц.

Премьера спектакля состоится в Лидском дворце культуры. А с 16 по 29 сентября танцевальный перформанс смогут посмотреть жители Гродно, Щучина, Бреста, Витебска, Могилева, Гомеля, Мозыря и Минска. В Гродно перформанс "Дом" пройдет 27 сентября в драмтеатре.

dom._marina_kharevich00010
015.by

«Дом»: как воспитанники детдома готовят уникальный для Беларуси танцевальный перфоманс

Шесть детей из Лидского детдома и шесть танцовщиков из Молдовы, Украины и Беларуси под руководством шведского хореографа ежедневно кирпичик за кирпичиком строят проект "Дом". Стены из коробок, кольца скотча и огромное желание достроить… Премьера танцевального перформанса состоится 13 сентября в Лиде. Гастроли по Беларуси продлятся две недели.

"И вот наконец я решил остановиться. Хочу иметь свой дом - место, куда я могу вернуться, когда мне захочется…" - задевает словами струны души один из героев спектакля.

dom._marina_kharevich00004
dom._marina_kharevich00005

Это третий этап международного благотворительного танцевального проекта. В Беларусь он приехал после Молдовы и Украины. В каждой стране над проектом трудится международная команда профессионалов: режиссер-постановщик Бенно Воорхам (Швеция), организатор Сибриг Доктер (Швеция), танцовщики Сергей Головня и Александра Сошникова (Молдова), Дмитрий Визир, Даниил Белкин и Мария Кондратьева (Украина), Инна Асламова (Беларусь, Гомель). Диджей из Румынии, дизайнер и композитор Йон Корои пишет музыку для проекта, обеспечивает музыкальный аккомпанемент на каждом спектакле вживую (live).

dom._marina_kharevich00018
dom._marina_kharevich00023

А вот группа детей в каждой стране своя. После пилотного проекта зимой этого года и августовских занятий из многих детей Лидского детдома в проекте остались шестеро - Вадим Скрендо, Кирилл Могданов, Таня Василевская, Полина Вершило, Леня Барановский и Вероника Козеева. Подросткам от 12 до 16 лет, и танцами до проекта никто из них не занимался.

Кропотливый труд, или Кирпичик за кирпичиком

Репетиции проходят в Лидском районном дворце культуры каждый день кроме понедельника. Подростки занимаются с полдесятого утра до четырех дня, взрослые остаются еще и на вечер. В рабочем дне есть 15-минутный перерыв и полтора часа на обед.

В начале и в конце дня все участники садятся в круг обсудить планы на день или подвести итоги, задать волнующие вопросы. Дети наравне со взрослыми - это чувствуется в разных моментах работы. Группа интернациональная, Бенно говорит по-английски, но все хорошо понимают друг друга, иногда и без перевода.

dom._marina_kharevich00020


В первой половине дня проходят подготовительные упражнения: физические и дыхательные, растирание мышц. Чтобы в танце каждый человек смог проявить себя, важно расслабиться. Поэтому наряду с техниками современного танца используются приемы, не связанные напрямую с танцем, например, релаксация тела. Важно раскрепостить детей, чтобы они могли творчески выражать свои эмоции с помощью тела наравне со взрослыми, чтобы не чувствовали себя непрофессионалами.

На разминке танцоры с разбегу бросаются в объятия партнера, делают сложные выпады, шаги, перекаты. Каждый по очереди становится зеркалом, в которое смотрятся все остальные, и повторяют за ним произвольные движения. Взрослые объединяются в дуэты с подростками, пары постоянно меняются. Команда работает на сотрудничестве и взаимопомощи. Бенно остается неоспоримым лидером.

dom._marina_kharevich00024
dom._marina_kharevich00027

После короткого перерыва, когда участники могут попить сок, съесть яблоко или печенье, поговорить на разные темы, начинается, похоже, самый необыкновенный этап - импровизация.

Каждый с помощью скотча "строит" свой дом на сцене - очерчивает границы своего квадрата, где он будет работать. В этих "домиках" в парах "ребенок-взрослый" происходит что-то непредсказуемое. Один начинает двигаться, а второй реагирует на это, пытается понять, почувствовать другого, войти с ним в контакт, подстроиться или начать что-то свое. Движение не останавливается. Кто-то поднимается с помощью другого наверх, перекатывается вниз, соскальзывает, они меняются местами. Вдруг один замирает и отворачивается, второй обнимает его, а потом отходит, чтобы дождаться своей порции объятий. В какие-то моменты движения будто нет, но оно продолжается во взглядах, в дыхании, в совместном вчувствовании. Нежность, кокетство, одиночество, дурашливость - всему есть место в этих дуэтах. Кажется, подростки получают здесь невероятный физический контакт, так необходимый любому ребенку.

Важной частью перформанса будет диалог со зрителем. Инна и Вероника по очереди задают вопросы. Текст не заучивается. Каждый спрашивает то, что хочет в этот момент. Во время пауз каждый, в том числе и зрители, может ответить себе на этот вопрос. "Помни, что у тебя много вопросов внутри, ты легко их придумываешь", - уверяет Инна Веронику, которой легче написать вопросы на лист и подсматривать в шпаргалку. И трогает до слез этот откровенный диалог:

"А ты помнишь, какого цвета глаза у твоей мамы?"

"Ты боишься одиночества?"

"А ты любишь, когда в доме много окон?"

"Что ты чувствуешь, когда на тебя смотрят много людей?"

"У тебя есть секрет счастья?"

"Какого цвета у тебя комната?.."

После обеда группа репетирует совместную сцену, в том числе танец. Тут одной импровизацией дело не обходится. У каждого есть свой образ и свои движения. При этом нужно быть одним целым. Оказывается, выучить шаги и повороты не так-то просто. "Раз, два, три, четыре!" - даже Бенно выучил счет по-русски, но пока еще не все попадают в ритм.

За день колоссальных усилий все порядком устают. Кто плашмя лежит на полу, кто уткнулся лицом в колени и засыпает. Взрослые договариваются в перерывах говорить как можно меньше - а лучше молчать и восстанавливаться. На обед ходят не все, так как остается много нетанцевальной, электронной работы по проекту. В конце дня дети возвращаются в детский дом, чтобы вернуться завтра, а взрослые продолжают репетировать и решать вопросы проекта.

dom._marina_kharevich00028
dom._marina_kharevich00032

Подростки мало говорят о проекте, как будто о том, что очень дорого. Говорят, что нравится все, что люди очень хорошие, каждый подружился с кем-то из взрослых. Наверное, воспитанники уже задают себе вопрос, что с ними будет после проекта, но об этом думать еще рано.

Танцоры соглашаются с предположением, что так в Беларуси с детьми еще никто не работал - да и в Молдове, и в Украине тоже, говорят они.

Как все начиналось

Идея создать проект "Дом" появилась у жены и одновременно коллеги Бенно Воорхама Сибриг Доктер. Близкую всем, казалось бы, тему дома решили показать глазами тех людей, которые понимают дом иначе, чем большинство других людей. Это могли бы быть бездомные люди, заключенные, но в проект решили пригласить детей из детского дома.

Бенно поделился, что реализация этого проекта затрагивает его личные интересы, интересы детей-участников, а также касается социального и образовательного уровня. Бенно хочет поставить интересный художественный перформанс и показать в нем видение обеих сторон - взрослых и детей.

"И я бы не хотел ставить спектакль с целью показать детей в роли жертв их прошлого: "Ах, бедные дети! - говорит Бенно. - Я хочу сделать перформанс, чтобы поддержать этих детей в их развитии, укрепить. И я хочу показать другим, что таким детям нужно помочь стать увереннее, подготовить стать взрослыми, а не жалеть их".

Искусство имеет большой потенциал, чтобы поддержать детей в их взрослении, считает хореограф.

Именно раскрепощение, преодоление смущения подростков Бенно называет одной из больших сложностей в проекте в разных странах. Белорусским детям, по его мнению, очень трудно начать высказываться, задавать интересующие их вопросы. "Они привыкли, что их не спрашивают", - говорит Бенно.

Проект направлен на то, чтобы помочь детям понять, что они думают, чувствуют, чего хотят. Проект призван показать, что взрослые и подростки могут сотрудничать друг с другом, слушать друг друга, создавать что-то вместе.

Что такое дом?

Бенно Воорхам, руководитель проекта: "Что такое дом? Место, где я живу, где я чувствую себя, как дома. Для меня также важно чувствовать себя в своем теле как дома. Дом можно понимать и как родину, социальный контекст, в котором я живу".

Таня Василевская, воспитанница детского дома: "Дом - это семья, забота, ласка".

Дмитрий Визир, танцовщик: "Для меня дом там, где я могу чувствовать себя комфортно либо в то же время некомфортно… Для одного дом там, где его семья, для другого - место для ночлега. Для кого-то домом может быть место, где он может побыть, почувствовать себя в определенном пространстве, уединиться либо пригласить туда своих друзей, знакомых, любимых, нелюбимых для разделения его с кем-то…"

Сергей Головня, танцовщик: "Я хочу, чтобы мой дом был на земле, двухэтажный или трехэтажный. И большая терраса, чтобы можно было попить кофе рядом с домом, а не куда-то идти, или на балкон залазить, чтоб почувствовать себя на улице. А внизу хочу, чтобы была гостиная, где можно посидеть. Там будет проектор, чтобы смотреть фильмы, и куча подушек. А спальня наверху. А еще в доме будет ангар".

dom._marina_kharevich00033

Коробки и путешественники

Вероника Сапига, помощник дизайнера, рассказала про оформление спектакля. Костюмы будут в свободном стиле английских путешественников начала ХХ века. Цвета спокойные - бежевый, немного синего, разбавляться гамма будет яркими деталями, красным поясом или подтяжками. Практически нет отличий между костюмами взрослых и детей, мальчиков и девочек. Костюмы не шьют, а подбирают согласно ранее разработанной концепции в магазинах Беларуси.

Создавали художественные костюмы и декорации шведский дизайнер Малин Каста совместно с Бенно. Часть нарядов уже закуплена, и танцоры активно примеряют наряды и подбирают обувь.

Что касается декораций сцены, то Бенно и Малин долго думали о материале, который сможет передать сам образ дома. Он должен воссоздавать форму дома, быть легким для переноса и удобным в работе, из него должно быть хорошо строить дом, кроме того, они должны легко транспортироваться во время гастролей. Сцены будут меняться, и с ними будут меняться декорации. В итоге решили, что это может быть бумага, а точнее - картонные коробки.

***

В планах сделать еще одну часть проекта "Дом" в Украине. Ведутся переговоры о реализации проекта в России.

Проект проходит при поддержке Шведской почтовой лотереи и Шведского института. И вместе с тем на этапе реализации в Беларуси у организаторов возникла необходимость в дополнительных ресурсах: автобус для тура по стране, организация транспортировки детей из детских домов в разных городах на показы спектакля, финансовая поддержка аренды залов. Проект "Дом" приглашает стать партнерами все заинтересованные организации и лиц.

Премьера спектакля состоится в Лидском дворце культуры. А с 16 по 29 сентября танцевальный перформанс смогут посмотреть жители Гродно, Щучина, Бреста, Витебска, Могилева, Гомеля, Мозыря и Минска. В Гродно перформанс "Дом" пройдет 27 сентября в драмтеатре.

dom._marina_kharevich00010
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать