Познакомиться с жителями литовского Шауляя можно не выезжая из Гродно. В выставочном зале открылась фотовыставка Вильмантаса Дамбраускаса «Портреты моего города».
– Город – это не только здания и улицы. Это люди, которые строят его ежедневно. При этом одни кладут один на другой реальные камни, другие – духовные, – лаконично пояснил суть экспозиции автор. В его объектив попали коллеги по творческому цеху. Фотограф, скульптор, график, актер, писатель, архитектор… Всего более четырех десятков героев. Несмотря на то, что живут они в схожих декорациях, а точнее в их полном отсутствии (все снимки сделаны на фоне оштукатуренной стены и деревянного пола), индивидуальностей на фотовыставке хоть отбавляй.
– Сначала сомневались, везти ли экспозицию в Гродно, ведь никто из представленных на фото людей не будет знаком его жителям, – поделился на открытии выставки куратор проекта «Портреты моего города» Ричардас Якутис.– Но позже поняли, что зрителям может быть интересна работа автора сама по себе, его творческий почерк.
На родине имя Вильмантаса Дамбраускаса давно на слуху. Выпускник студии дизайна Вильнюсской художественной академии работал творческим директором, дизайнером, фотографом в различных рекламных компаниях. В настоящее время преподает на факультете искусств Шауляйского университета, с успехом экспонирует свои графические, фотографические и живописные полотна в Литве, Латвии, Финляндии, Франции. Пополнится ли в будущем список стран Беларусью, во многом будет зависеть от внимания гродненцев к «Портретам моего города». К слову, первые посетители уже назвали выставку «элегантной». Возможность подобрать свой эпитет к ней у каждого желающего будет до 23 апреля.
Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника.
С незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах Леонардо да Винчи.
Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693 - 1766) и немецкого анатома и хирурга И. Г. Шульце (1687 - 1744). Занимаясь в 1725 году составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома.
Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали только в первой трети XIX века. Наилучших результатов добились теперь известные всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765 - 1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787 - 1851) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот (1800 - 1877). Их принято считать изобретателями фотографии.