Выхода нет? Как автовладельцев в Беларуси заставляют проходить техосмотр

Не первый год чиновники констатируют, что игнорирование процедуры техосмотра приобрело массовый характер. И пока белорусские автовладельцы с замиранием сердца ждут, что уплату дорожного сбора отвяжут от техосмотра, власть не дремлет и "придумывает", как заставить платить.

Картинки по запросу "Выхода нет? Как автовладельцев заставляют проходить техосмотр"

В редакцию Автобизнеса обратился житель Зельвы, который не так давно повстречал на дороге сотрудника ГАИ. Встреча была кратковременной, но имела продолжение в весьма неблагоприятном ключе.

"Это что, пожизненный запрет?"

Иван:"У меня в собственности имеется мотоцикл. К его техническому состоянию отношусь с должным вниманием - руки у меня растут из правильного места, но эксплуатирую его довольно редко. Техосмотр на мотоцикле последний раз проходил несколько лет назад. Времена нынче трудные, денег на уплату дорожного налога у меня нет. Пенсия маленькая, и так на жизнь в обрез.

Как-то поехал по делам, туда-обратно расстояние два километра. На дороге меня остановил инспектор ГАИ. Проверил документы - техосмотр не пройден, а значит, допуск к участию в дорожном движении, по словам инспектора, запрещен. С нарушением согласился, глупо было бы утверждать обратное. Штраф заплатил и забыл. Но встреча с инспектором через какое-то время напомнила о себе. Пришло письмо с каким-то официальным документом от ГАИ:

_2.jpg

Как следует из документа, мне выдали запрет на использование мотоцикла с момента получения этого письма из ГАИ по причине отсутствия техосмотра. Только я в замешательстве: это что, пожизненный запрет? Дата, до которой наложен запрет, не указана, условия снятия запрета не обозначены. Как мне быть и законны ли такие требования - обязывать людей делать то-то и то-то? Пока этот документ пылится на полке, но скоро весенне-летний сезон, снова велик соблазн сесть на мотоцикл. Что будет, если я проигнорирую такое требование?"

Закон непоколебим: хочется эксплуатировать транспортное средство на дорогах - заплати пошлину.

_3.jpg

Меж тем в государственном бюджете за 2019 год пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении - это более половины доходов Республиканского дорожного фонда. Средства этого фонда расходуются в том числе и на содержание и ремонт дорог, и на поддержание дорожной инфраструктуры в должном состоянии.

В СМИ последнее время неоднократно сообщалось о том, что количество водителей, управляющих транспортными средствами без допуска к участию в дорожном движении, неуклонно растет. Некоторые чиновники обозначили данное явление как приобретающее стабильный и угрожающий характер. И их основные опасения на этот счет - страдает безопасность на дорогах.

В основном логика водителей, игнорирующих уплату налога и прохождение ТО, сводится к тому, что персональная встреча с инспектором ГАИ на дорогах явление нечастое, можно спокойно кататься до первого штрафа - заплатить 1-3 б.в. в любом случае дешевле, чем дорожный сбор с техосмотром. А дальше у каждого свои соображения насчет неуплаты: финансовые трудности, принципиальная позиция и т.п. Но повторный штраф в 2-5 б.в. экономию на налогах существенно сокращает.

В описываемой нами ситуации сотрудник ГАИ после привлечения водителя к ответственности выписал еще и предписание, которое направил по почте нарушителю. Чем регламентируется выдача такого документа и к чему он обязывает? Уж не способ ли это заставить автовладельцев платить?  Ответ - скорее да, чем нет. И вот почему.

В соответствии с Законом РБ об органах внутренних дел Республики Беларусь сотрудники милиции наделены правом временно ограничивать, а также запрещать движение по дорогам транспортных средств, если их конструкция или техническое состояние не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов (ст.25 Закона).

По ПДД (п.10.3) водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, не прошедшем техосмотр и процедуру выдачи разрешения на допуск к участию в дорожном движении.

Статья 23.1 КоАП. Неисполнение письменного требования (предписания)

Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений, о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, вынесенного в соответствии с законодательным актом уполномоченным должностным лицом государственного органа (организации), либо неинформирование государственного органа (организации) в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) - влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

То есть должностное лицо государственного органа имеет право выдавать предписание об устранении нарушений, такое предписание обязательно для исполнения. Применительно к деятельности ГАИ об этом говорится в п.11.2 Положения о Госавтоинспекции, в котором также регламентирована выдача предписаний гражданам.

11.2. выдавать организациям, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства в области дорожного движения, в том числе требований технических нормативных правовых актов, и при неисполнении этих предписаний привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательными актами...

Потери несоизмеримы?

А теперь представим материальные потери, когда водитель уже при наличии такого официального и неисполненного требования вновь встречает на своем пути инспектора ГАИ. Это штраф и по ч.9 ст.18.12 КоАП (без допуска повторно в течение года) - от 2 до 5 базовых величин, и по ст.23.1 КоАП (невыполнение предписания) - до 20 базовых.

По максимуму можно "влететь" на 25 базовых величин, а это без малого 675 белорусских рублей на сегодня. В таком случае дешевле и дорожный налог заплатить, и техосмотр пройти. А значит, выдача таких предписаний - это самый что ни есть способ заставить платить. Причем способ, который реализуется. Не массово пока, но это, возможно, до поры до времени.

Раньше такая методика практиковалось редко, но, видимо, желание чиновников заставить граждан соблюдать установленные процедуры для допуска к участию в дорожном движении побудило прибегнуть к такому инструменту.

Не сообщил в ГАИ об исполнении - получи штраф?

При исполнении изложенных в предписании требований ограничения, указанные в нем, снимаются. Но тут важно знать, что владелец транспортного средства обязан проинформировать орган, вынесший предписание, о его исполнении. Поэтому если водитель и налог заплатил, и ТО прошел, но забыл уведомить ГАИ о выполнении, то и в этом случае вполне реально "попасть" на 25 базовых величин, о чем сказано в ст.23.1 КоАП.

В ситуации с Иваном срок исполнения предписания почему-то не установлен, и это, на наш взгляд, неправильно. В данном случае или должен быть установлен конкретный срок выполнения требований, или должно быть указано: "запретить участие в дорожном движении до выполнения требований".

В других подобных документах, имеющихся в распоряжении редакции Автобизнеса, такие сроки обозначены:

%202.jpg

Хотя и здесь внимательный читатель "косячок" ГАИ найдет: дата обозначена, а вот год - нет. Понимай как хочешь. И при наличии юриста (а может, и без него) с таким предписанием от ГАИ можно спорить вполне обоснованно.

По нашей информации из источников в Госавтоинсппекции, процедура выдачи подобных предписаний применяется в основном к злостным нарушителям, хотя и по единичным, как в нашем случае, нарушениям выдавать предписание не запрещается. И это право инспектора, а не его обязанность в соответствии с п.11 Положения о Госавтоинспекции. Поэтому к кому-то применяют данное право, а к кому-то - нет. Все по желанию инспектора.

Станут ли платить, когда дорожный налог отвяжут от техосмотра?

Этот вопрос, так сказать, риторический. Но предположим и такой вариант развития событий.

Допустим, водитель пройдет техосмотр, а потом попадется инспектору ГАИ. Тот "покопается" в базе данных и выяснит, что плата за участие в дорожном движении не внесена. Проектом указа в настоящий момент предусмотрено, что за нарушение порядка оплаты за календарный месяц придется заплатить в двойном размере согласно Приложению №2.

_8%281%29.jpg

То есть если у вас автомобиль массой от 1,5 до 2 тонн, придется заплатить одну базовую величину - указом это обозначено как плата в двойном размере, которая не может налагаться чаще одного раза в течение месяца. Это даже не штраф в обычном понимании, а предполагаемая в проекте экономическая санкция, подлежащая уплате в течение 30 дней. Впрочем, пока это лишь теория, поскольку вопрос с принятием указа затянулся.

Беларусь автомобилисты техосмотр законы
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Общество
Рано или поздно, но даже пандемии заканчиваются: одно точно можно сказать - сегодня, когда вокруг информационные сообщения пестрят негативными цифрами и новостями, неправильно будет забывать, что мир больше, добрее и из него никуда не делась музыка и позитивные новости. В торговом центре "OldCity" решили тоже напомнить про то, что большинство из нас стали забывать: красота, музыка и позитивный настрой не хуже витаминов и таблеток могут помочь иммунитету. У...
Видео
На 14-летнего подростка вышли киберборцы Ленинского РОВД Гродно после обращения владелицы карт-счета. Выяснилось, что в конце марта 20-летняя студентка снимала деньги в одном из банкоматов города и забыла достать из него карточку. Вскоре утерю девушке вернули очевидцы, однако со счета вдруг начала списываться валюта. – По записям с камер видеонаблюдения было видно, что чужую вещь не трогал ни один из клиентов, пока к банкомату не подошел подозреваемый со с...
Общество
Власти придумали, как решить вопрос с нехваткой защитных средств, в первую очередь масок. Для этого правительство приняло решение определить единым оператором по реализации всего ассортимента защитных изделий РУП «Белфармация», а для поставок данной продукции в медучреждения — РУП «Белмедтехника». «Это было предпринято для обеспечения прозрачности поставок данной продукции», — пояснили FINANCE.TUT.BY в пресс-службе Совмина. «Для поставок защитных средств...
Происшествия
Ночью 9 апреля пограничный наряд на участке заставы «Дотишки» сообщил о передвижении группы неизвестных вблизи госграницы. К указанному месту прибыли тревожная и маневренная группы, которые вскоре обнаружили шестерых мужчин. Вместо того, чтобы на требования пограничного наряда предъявить документы, молодые люди попытались скрыться на ближайшем хуторе, пишет "Лидская газета". Только один из шестерых нарушителей предъявил документы. Остальные отказались поки...
Общество
На нехватку марлевых повязок жители Гродно жалуются не первую неделю, но ситуация в последнее время не исправляется. © Sputnik / Инна Гришук Марлевые повязки вместе с парацетамолом и перчатками стали самым востребованным товаром в гродненских аптеках, карманные антисептики для рук можно купить, а вот с защитными средствами есть проблемы. "Маски есть, а парецетомол?" – такой вопрос можно регулярно услышать каждой городской аптеке, эти товары стали дефицитны...
Фото
В Гродно трое молодых людей – учащихся колледжа, выйдя из изолятора временного содержания, устроили променад с налетом криминала. Парни уже ожидают суд за хулиганство, которое они совершили месяцем ранее в Щучине, за что и попали в ИВС. После вечерней прогулки список судимостей может пополниться. Дело было вечером, молодежь заприметила старенькие открытые «Жигули». Парни пытались их завести путем соединения проводов замка зажигания. Быстро это занятие им н...
Общество
Всего по данным на четверг в Оршанском районе зарегистрировано 11 случаев коронавирусной инфекции. Случай смерти пациента с подтвержденным коронавирусом зафиксирован в Оршанском районе, сообщил Sputnik главный санврач района Сергей Белый. По данным эпидемиологов на 9 апреля, в Оршанском районе зарегистрировано 11 случаев коронавируса. Как сообщает "Оршанская газета" со ссылкой на главного санврача района, в регионе зарегистрирован случай смерти пациента, "...
Общество
В Гродно запустили пилотный проект по продаже билетов через QR-код с использованием сервиса «Оплати». Пока в эксперименте участвуют 30 автобусов на 14 маршрутах. Систему разработала компания LWO вместе с Белинвестбанком. До этого систему smart-билетов запустили в Борисове, Гомеле, Витебске, Могилеве, Барановичах и Пинске, сообщили TUT.BY в банке. А в Гродно вместе с инновационной технологией оплаты проезда презентовали и новое приложение для контролеров. О...
Общество
Эпидемия коронавирусной инфекции COVID-19 может сказаться на сроках запуска Белорусской АЭС. Такое мнение высказал БелаПАН консультант департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС (Госатомнадзор) Олег Соболев, пишет TUT.BY. «Как можно было спрогнозировать события, о которых вчера в новостях сообщили? Там приличное количество людей госпитализировано, изолировано. Больше сотни человек (контактировавших с российскими специалистами, у которых подтве...