Есть у лётчика мечта: самолёт и высота! Как щучинский летчик-инструктор Иван Иванович Трипуть создал с нуля самолёт

Первые самолеты на Щучинском аэродроме появились 80 лет назад, в 1939 году. Это были два РД-8, купленные на деньги, собранные жителями района. А дальше была целая лётная эпоха... Сегодня на Щучинском аэродроме прописалась малая авиация. То и дело со взлётной полосы стартуют самолёты, парапланы и мото-парапланы. Обнимая небо крепкими руками, лётчики набирают высоту… Любители малой авиации не только покупают и ремонтируют самолёты, но и создают их с нуля! Вот и недавно в небо взмыл очередной новодел – “Мир-01”. Его автор – щучинский летчик-инструктор Иван Иванович Трипуть. Журналист “Дзянніцы” познакомилась с устройством самолёта и узнала, где и как появляются те самые железные птицы.

На одной волне

Место дислокации нашего Кулибина – Ивана Трипутя, который просто дышит малой авиацией, – аэродром. В ангаре №266 круглый год кипит жизнь. Сюда тянутся не только любители самолётов, но и молодое поколение. Дети всегда в восторге от рассказов Ивана Ивановича. Поэтому экскурсии – здесь дело привычное, — сообщает Дзянница.

К слову, под одной крышей с любителями авиации прописался и радиоклуб EW4WE РЦТТ. Руководитель радиоклуба Геннадий Павлович Киенко – член Федерации радиолюбительского спорта Беларуси. Он тоже влюблён в небо. Сразу видно, что и Иван Иванович, и Геннадий Павлович на одной волне. Они всегда работают в тандеме. Коллективная любительская радиостанция Щучинского районного центра технического творчества EW4WE не бездействует. Она принимает активное участие в авиационно-спортивных праздниках, которые ежегодно проходят в нашем городе. Активисты радиоклуба постоянно участвуют и побеждают в различных соревнованиях, в том числе и международного уровня. К примеру, недавно Кирилл Мисюра, Егор Иванчук и Владислав Мулярчик приняли участие в Чемпионате Республики Беларусь по радиосвязи на коротких волнах на Кубок Республики Беларусь и завоевали отличный приз – современную радиостанцию. 

Г.П. Киенко рассказывает, что их цель – не только выход в эфир, но и активация аэродрома. Для молодёжи здесь проводятся так называемые “Полевые дни”, которые включают в себя обзорную экскурсию по авиатехнике, мастер-класс по основам пилотирования учебно-тренировочного планера, мастер-класс по проведению радиолюбительских радиосвязей на коротких волнах, фотосессию и… солдатскую кашу.Одним словом, здесь можно не только представить себя лётчиком-испытателем, выйти в эфир, но и всерьёз задуматься о выборе будущей профессии.

Дом, где рождаются железные птицы… 

Рассказывать об истории аэродрома оба моих собеседника могут часами. К тому же в ангаре есть что показать. Здесь стоят несколько самолётов, но один – особая гордость Ивана Трипутя, ведь он сделал его самостоятельно. 

 Красный “Мир-01” стоит у входа в ангар с гордо вздёрнутым носом, словно только и ждёт того самого заветного слова: “От винта!”. Но пока он на земле, и Иван взахлёб рассказывает о своём творении. 

– Этот мотопланер или мини-самолёт предназначен для первоначального обучения, – говорит Иван Трипуть. – Делал я его на протяжении двух лет. Потом вместе с друзьями решил усовершенствовать и немного изменить конструкцию. Помогали и словом, и делом Сергей Акимов, Иван Завиновский, Михаил Щербич, Валерий Чуприна, Геннадий Карпов и Игорь Косьян. К слову, именно Игорь предложил свой двигатель “Simonini Mini 2+”, который он раньше использовал на своём параплане.

– А расскажете о конструкции самолёта? – интересуюсь у лётчика.

– Конструкция комбинированная: сварная основа, дюралевый каркас, пластиковое крыло, дюралевая балка и тканью обтянутое хвостовое оперение. Его максимальная скорость – около 100 км/ч, размах крыльев – 9 метров. Планер набирает высоту до километра.

– А чем питается ваша железная птица?

– Заправляю смесью из бензина и масла. Расход топлива в среднем режиме около 3 литров в час. Мастер рассказал, что вес всей конструкции менее 115 кг, что даёт некоторое преимущество. Уникальность данного летательного аппарата заключается в том, что его масса по международной классификации не требует пилотской лицензии и прохождения медкомиссии. С точки зрения авиационного регулирования это – словно велосипед. Всё, что нужно пилоту для полётов, – научиться летать и в полётах соблюдать правила использования воздушного пространства. А ещё на нём можно совершать парящие полёты с использованием восходящих потоков. Плюсы сверхлёгкой авиации – налицо.

Испытание небом

А как прошли первые полёты вашего “Мира”?


– Волнительно. Запуск самолёта выполняли без двигателя с помощью буксира. Нужно было почувствовать скорость, как управляется техника, насколько устойчив самолёт в полёте. Как видите, испытания прошли успешно. Теперь мы можем не только рассказывать об истории аэродрома, но и демонстрировать реальную работу по конструированию, показывать устройство самодельного самолёта детям. К слову, мы можем оказать реальную поддержку и тем, кто собирается связать свою жизнь с авиацией и поступить в Белорусскую государственную академию авиации.

Идём на “Контакт”

Пока мы беседовали, мне всё время хотелось поскорее увидеть, как же летает самодельный аппарат. Наконец-то заработал двигатель. Минута – и лопасти живо завертелись. Ещё минута – самолёт разгоняется и плавно врезается в небесную гладь. Несмотря на пасмурную погоду, красный нос “Мира” виднеется издалека. Жаль, что посидеть за штурвалом самодела получилось только на земле… Но полетать в тот день мне всё же удалось, пусть и на другом самолёте. За эмоции и возможность полюбоваться Щучином с высоты птичьего полёта спасибо опытному пилоту Михаилу Щербичу.

Несколько фото самолёта, и я с улётной темой спешу в редакцию своего издания. К слову, пока “Мир-01” летает, своего звёздного часа дожидается ещё один самолёт Ивана Трипутя – “Контакт”. Этот тренажёр будет предназначен для пробежек и подлётов. Одним словом, он будет помогать осваивать основные навыки пилотирования. В нём смогут разместиться уже два человека: впереди – курсант, сзади – опытный инструктор. Правда, это будет уже совсем другая история…

аэродром самолеты летчики-инструкторы высота
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Рейтинг
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Интересно
В 2015-м «Неман» выиграл, возможно, главный трофей в своей истории. Гродненцы были сильнее соперников в немецком Бремерхафене и привезли домой Континентальный кубок. Из предварительного раунда «Неман» вышел со второго места. Команда Василия Спиридонова неудачно начала турнир во французском Анжере (поражение от «Белфаста» – 0:1), но затем одолела польский «Санок» (2:0) и хозяев (4:3), рассказывает Hockey.by. В финале соперниками «Немана» были «Анжер», немец...
Общество
Как подростки получают предложения стать распространителями наркотиков, почему такую работу сложно спутать с игрой и что делать родителям, если они что-то заподозрили? Об этом netka.by рассказал Павел Заяц, следователь по особо важным делам управления процессуального контроля за расследованием преступлений против личности и общественной безопасности главного управления процессуального контроля Следственного комитета. По статье 328 УК РБ «Незаконный оборот...
Интересно
В общественном транспорте кого только ни встретишь. Хотя обычно люди стараются вести себя здесь корректно, не исключены встречи с персонажами, которых хочется спросить: «Ты самый/ая умный/ая, что ли?» Кто-то из них вполне безобиден, и не исключено, что задумался. Другие, очевидно, плюют на мнение окружающих и всячески выказывают неуважение. Ресурс Boredpanda опубликовал подборку фотографий, на которые попали люди, считающие общественный транспорт своей ква...
Общество
Авиаархеологии не учат на истфаках, но то, что делают авиаархеологи, за них не сделает никто — найти сбитый в бою самолет, который упал в поле, лесу или болоте; узнать, что случилось с экипажем, найти фамилии летчиков, восстановить историю самолета и его последнего боя. 42.TUT.BY узнал, как работают люди, по крупицам восстанавливающие «авиационную историю» «Стрелки-радисты подпустили тяжелый ночной истребитель, и он их расстрелял просто в упор» Один из ос...
Фото
В субботу, 25 января, около 19 часов в доме в одной из деревень Щучинского района обнаружено тело 50-летнего мужчины. По предварительным данным, 45-летний житель района в ходе совместного распития спиртных напитков ножом нанес удар в область грудной клетки своему знакомому. От полученных телесных повреждений мужчина скончался на месте, сообщает телеграм-канал СК. В настоящее время следователями совместно со специалистами ГКСЭ осматривается место происшест...
Происшествия
Сотрудники милиции завершили проверку по факту, случившемуся в Лиде на территории цеха по убою свиней и крупного рогатого скота, принадлежащему Лидскому филиалу Гродненского облпотребобщества. Как рассказал «Лiдскай газеце» начальник Лидского РОВД Дмитрий Уляшко, по ее результатам в отношении двух лиц составлен протокол по статье 15.54 Кодекса об административных правонарушениях «Жестокое обращение с животными». Наказание согласно данной статьи предусматри...
Общество
Генриху Полубоку в этом году исполнится 60 лет. Одна нога у него ампутирована, другую еще пытается спасти – протирает фурацилином и перематывает рваными кусками простыней… Пенсии у него нет, как и паспорта – остался в приюте в России, откуда пришлось бежать в прошлом году. Генрих Полубок. Фото: Василий Молчанов / «Белсат» Вся история Генриха Иосифовича напоминает настоящий кинодетектив. Работал в России, из-за болезни лишился ноги, попал в дом интернат, гд...
Происшествия
Это был даже не дрифт, BMW e36 практически по прямой врезалась в столб прошедшей ночью на проспекте Янки Купалы. И, похоже, водитель даже не тормозил. Очевидец поделился с АвтоГродно записью и рассказал обстоятельства происшествия.  BMW e36 действительно двигалась по проспекту со стороны гостиницы "Турист" и у перекрестка с улицей Пестрака водитель почему-то вырулил левее. Возможно, все-таки собирался повернуть. Но почему поехал в столб? Ведь спортивных по...
Внимание, розыск!
Октябрьским РОВД г. Гродно разыскивается без вести пропавшая 33-летняя Тишанова Наталья Геннадьевна, жительница Гродно, мать двоих несовершеннолетних детей. - 23 января в милицию с заявлением обратился ее супруг. Он сообщил, что 18 января около 19 часов она позвонила ему на мобильный телефон и сказала, что задержится на работе. После этого больше на связь не выходила. Ее местонахождение неизвестно, - рассказали в пресс-службе УВД Гродненского облисполкома....