«Гигантская гора высотой с 200-этажный дом». Зачем люди везут под Гродно старые шины

Не за горами сезон гололеда, когда белорусы «переобуют» свои машины в зимнюю резину. Другие же просто избавляются от «облысевших» покрышек ежегодно. Так шаг за шагом в масштабах целой страны незаметно накапливаются поистине гигантские залежи резинового мусора. Статистика неумолима – объем образования изношенных шин и резиносодержащих отходов в стране оценивается в 65 тыс. тонн в год. Весь этот мусор оседает не только на свалках, но и в лесах, по берегам рек и озер. Проблема в том, что отработавшие свой ресурс шины практически не разлагаются в природе естественным путем, отравляя землю и воду токсическими веществами. Справиться с напастью может лишь вторичная переработка мусора, когда чудо химпрома превращается в ценное вторсырье. Разумеется, если подходить к процессу профессионально.

Чтобы показать это, редакция av.by вместе с движением «Цель 99» запускает цикл репортажей «Последняя миля», в котором мы осветим, какие существуют в Беларуси возможности по переработке отходов от эксплуатации машин: старых покрышек, аккумуляторов, пластмасс, текстиля, стекла, металлолома, отработанного масла. И расскажем, как правильно обращаться со всеми этими отходами, — информирует AV.BY.

В первом материале речь пойдет о работающей под Гродно научно-производственной группе «Экологическая альтернатива», где вот уже шестнадцать лет получают вторую жизнь старые колеса. Она является одним из 16 предприятий в Беларуси, где перерабатывается отработанная резина.

«Сейчас мы безотходно утилизируем более 15 тысяч тонн резины в год»

Нужное нам производство по переработке шин расположилось в десяти минутах езды от областного центра, рядом с деревней Пушкари. Пройдя пост охраны и продвинувшись вглубь его территории, перед тобой возникает причудливый пейзаж из аккуратно сложенных стогов автомобильных покрышек, рыжих кубов спрессованной арматуры и биг-бэгов с резиновой гранулой и порошком. Экскурсию по производственной части нам провел директор по маркетингу компании Михаил Лис.

«Сейчас мы безотходно утилизируем более 15 тысяч тонн резины в год или 3 тонны за рабочий час. На данный момент это высокий объем безотходной переработки шин среди наших конкурентов из соседних стран».

Таких результатов «Экологическая альтернатива» добивалась долгие годы. Предприятие начало свою работу в 2004 году. В процессе переоснащения вылезали подводные камни. Например, оказалось, что количество текстиля в шинах, выпущенных на постсоветском пространстве, в несколько раз превышает количество материала, содержащегося в покрышках, произведенных в странах Евросоюза.

«В результате даже самые дорогие линии из Европы сегодня часто ломаются и простаивают неделями только из-за этой проблемы. Наши инженеры успешно обошли этот барьер. Мы покупаем немецкое оборудование для переработки шин, а всю остальную комплектацию производим уже сами, по индивидуальным разработкам и с учетом специфики работы на нашей территории».

На данный момент гродненское предприятие считается одним из крупнейших на территории СНГ. Общий штат предприятий, занятых в переработке шин, - около 400 человек. Предприятие работает круглосуточно. Готовая продукция отправляется на продажу в 36 стран мира. Здесь внедрен полностью экологичный способ утилизации автошин по методу безотходного механического рециклинга. Сырье в основном поступает от местных крупных предприятий на основе договорных обязательств, а также от простых белорусов безвозмездно

Каждый месяц «Экологическая альтернатива» принимает до 1,2 тысячи тонн старых шин и других отходов из резины: прокладки между рельсами, окнами домов, дверями, втулки, манжеты, шланги, утеплители и пр. Груженные резиной фуры привозят их ежечасно, с 8 утра до 8 вечера, без выходных. 

«Представьте – если положить все шины, переработанные нашей компанией с момента ее основания, то получится гигантская гора высотой с 200-этажный дом, – рассказывает Михаил. – Чтобы ускорить процесс, на производстве мы применяем технологию механического рециклинга, когда покрышку поочередно разделяют на составляющие ее элементы: резину, текстиль и металл. Ничего при этом не выбрасывается и не сжигается. Металл и текстиль идут потом дальше на продажу в страны Евросоюза и на рынки Турции, Китая и Южной Кореи».

«Отдельно стоит сказать о резине. Сегодня это единственный материал, который в прямом смысле можно назвать вечным. Ее можно без потери в качестве превратить в новые шины или любые другие изделия, востребованные на сельскохозяйственных предприятиях, в обустройстве ферм, спортивных объектов и пр. Поэтому мы сейчас тесно заняты проведением ряда научных исследований с Академией наук на тему изучения свойств резины и ее дальнейшего эффективного и экологичного применения в промышленности и производстве».

«При возгорании резину можно потушить быстро»

Обсудив количественные показатели, мы идем смотреть, какой путь проходит старая резина, угодившая на вторичную переработку.

Итак, как только покрышки попадают на предприятие, их первым делом сортируют по размеру и составу. Обычно они состоят на 80% из резины и на 20% из металла и текстиля. Отдельно отбирают покрышки от сельскохозяйственной техники, потому что в них нет металлического корда (тонкой стальной проволоки внутри). На переработку идут разные шины: поврежденные, испачканные и покрытые краской. Ничего не выбраковывается, поскольку в процессе измельчения весь мусор с них в любом случае слезет.

Проведя сортировку, рабочие моют резину, а зимой еще и очищают от ледяных наростов. Покрышки крупного размера предварительно разрезаются пополам для удобства их последующей переработки.

Затем наступает настоящее веселье – с помощью специального станка из крупных шин извлекают брекерное кольцо (толстая проволока, нужная для поддержания жесткости колеса на дороге). Извлеченный с шумом и треском металл отправят на продажу: на переплавку и на производство стройматериалов, усиленных арматурой бетонных плит, в основном для дорожно-строительных работ.

Лишенную металла резину транспортируют для дальнейшего измельчения на мощных шредерах. Покрышки и разрезанные шины плывут по конвейеру, попадая в большое жерло со стальными валами, оснащенными заостренными ножами. Они измельчают резину на небольшие куски размером от 4 до 10 сантиметров. Рабочие на заводе называют этот процесс измельчением «резиновых чипсов».

После шредера «чипсы» поступают в линию дробления, где после гранулирования, очистки и сепарации выходит очищенная резиновая гранула, резиновый порошок и металл.

Отделенный от покрышек текстиль также пойдет на продажу.

Измельченная до нескольких миллиметров резина отправится на производство самых разных резиновых изделий: спортивных и игровых площадок, кровельных материалов, покрытий для животноводческих ферм. Последние производят на самом предприятии, вулканизируя в прессах под высоким давлением и температурой.

Погуляв еще немного по предприятию, замечаем высокие бетонные загоны – боксы, в которых складируется все прибывающая резина. Их начали строить совсем недавно из-за случившегося этим летом пожара, чтобы максимально повысить безопасность хранения резины. Причины пожара до сих пор выясняются.

«При возгорании резину можно потушить быстро. Главное, чтобы она правильно хранилась, разделенная по секторам, оснащенным системой пожаротушения», – объясняет Михаил.

Также для обеспечения пожарной безопасности «Экологическая альтернатива» начала быстро вывозить текстиль с территории завода и оборудовала технические помещения внутренними водопроводами, дополнительными пожарными насосами высокого давления.

«На данный момент наши возможности таковы, что мы можем переработать все использованные шины в Беларуси, – подытоживает Михаил. – И агитируем людей привозить нам шины, а не выбрасывать их на свалку. Так мы не только сможем сберечь экологию, но и пустить резину во благо».

Справочно

В 2018 году в Беларуси было собрано (заготовлено) на переработку 51,9 тыс. тонн отходов шин, что составляет 80% от объема их образования. Объемы сбора изношенных шин растут из года в год. Так, по сравнению с 2017 годом они увеличились на 11%.

«Переработка отходов шин в стране производится по трем технологиям»

Дробление шин в крошку (70% всех мощностей). Резиновая крошка используется в дорожном строительстве как добавка в покрытие, из нее производятся резиновые покрытия для животноводческих комплексов, для шиномонтажей и автомоек, спортивных и детских площадок, железнодорожных переездов.

Сжигание шин в цементных печах (30%). Шины используются в качестве высокогорючего топлива путем прямого сжигания при производстве цемента. 

Пиролиз шин (1%). Газ от сжигания используется как источник энергии, технический углерод – в качестве активного наполнителя в производстве резиновых смесей, пластмасс и в лакокрасочной промышленности, жидкая фракция – как высококачественное топливо.

Также напомним, что избавиться от ставших ненужными покрышек автомобилей, мотоциклов, велосипедов можно двумя способами.

Во-первых, обратиться в организованные по всей стране пункты приема вторсырья, где принимают изношенные шины.

Во-вторых, выбрасывать их как бытовой мусор, оставляя на специальной площадке (обычно это отсек на контейнерной площадке) для крупногабаритных отходов или у мусороприемной камеры в день, когда из вашего двора вывозят крупногабаритные бытовые отходы.

Они выглядят так же, как на фотографии ниже:

Партнерский материал 

Проект «Цель 99» ведет государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» – некоммерческая организация, координирующая деятельность в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами в Беларуси. Мы призываем вас сортировать мусор и не загрязнять окружающую среду. Только совместными усилиями мы сможем защитить природу от загрязнения.

автомобили шины резина покрышки экология
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Пока еще никто не оценил
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Общество
Сегодня в пресс-центре Дома прессы сотрудники МВД и Генпрокуратуры рассказали о подростковых преступлениях в интернете. Ситуация складывается неоднозначная: с одной стороны, дети еще с третьего класса изучают базовые правила безопасной работы в сети, а с другой — только за этот год преступлений и пострадавших стало вдвое больше по сравнению с годом прошлым. Статистика на данный момент выглядит так: 137 уголовных дел в этом году против 55 в прошлом. Уголовн...
Статистика
Министр финансов Максим Ермолович назвал суммы платежей, которые поступают от табачной отрасли. Доходят ли эти деньги до регионов, где работают предприятия? 10 декабря глава Минфина сообщил, что от табачной отрасли в бюджет поступает более 1,2 млрд BYN различных налогов и сборов. Причем 800 млн BYN из названной суммы приходится на табачные акцизы. Судя по всему, министр имел в виду цифры за 2018 год, поскольку данные за текущий год пока ниже, передает рес...
Общество
Польские инвесторы строят в Гродно два крупных предприятия, об этом в эфире телеканала ОНТ заявил глава представительства польского агентства по инвестициям и торговле Миколай Таубер. Он отметил положительную динамику в экономических отношениях Беларуси с западными бизнес-партнерами. "Польских инвесторов хорошо встречают как местные власти в регионах, так и администрации СЭЗ", – сказал Таубер во время XI форума польских инвесторов, прошедшего в Минске. Он...
Видео
Мы уже рассказывали, что утром 10 декабря возле гостиницы "Турист" 9-летний мальчик попал под автомобиль. Ребенку вызвали "скорую помощь", которая выехала со стороны улицы Кабяка с включенной сиреной. Пока медики пробирались через утренние заторы, рядом неожиданно появился экипаж ГАИ. Инспекторы тоже получили информацию о том, что возле "Туриста" пострадал ребенок. Вероятно, они понимали, что "скорая" спешила к малышу и впереди ее ждал серьезный затор. Инс...
Фото
Люди нередко приносят в милицию оружие и боеприпасы, которые абсолютно случайным образом нашли. Причём находят везде: в сараях, на чердаках, в огороде, а в Мостах патроны обнаружили в болотистой местности. Сотрудники местного жилищно-коммунального хозяйства проводили расчистку мелиоративного канала по улице Зелёной в районном центре. В какой-то момент из-под зарослей появилась коробка с патронами в количестве 440 штук, калибра 7,62 мм, 1971 года выпуска. -...
Фото
В четверг, 12 декабря в 8.07 в Сморгонский районный отдел по ЧС поступило сообщение о пожаре в деревне Жодишки. По предварительной информации в психдиспансере произошло загорание телевизора в фойе на втором этаже. Подразделения МЧС незамедлительно направились на улицу Первомайскую. Плотный дым заполнил коридор и помещения медучреждения. Работники эвакуировали пациентов (51 человека) до прибытия спасателей. - При проведении разведки обнаружен погибшим наход...
Видео
Сотрудники Слонимского филиала Гродненского облпотребобщества выложили в интернет на свою страничку в социальной сети «В контакте» видео, на котором отчетливо видно, как люди воруют из магазина предприятия. «Вот такие интересные личности бывают в наших магазинах! Если вы узнали людей на видео, просим сообщить нам по телефонам: 3-61-80, +375 (44) 799-00-12 или по телефону 102», — так подписан пост. За пару суток видео набрало более трех тысяч просмотров. В...
Фото
Употребление алкогольных напитков в очередной раз стало косвенной причиной совершенного противоправного деяния. В одном из агрогородков Берестовицкого района 20-летний молодой человек после выпитого спиртного повредил забор, принадлежащий местному сельскому исполнительному комитету. Об инциденте в органы внутренних дел сообщил очевидец имевших место событий. В процессе разбирательства оказалось, что фигурант истории таким образом решил похвастаться своей с...
Происшествия
19-летнего парня из Гродно, который пропал больше чем на две недели, нашли. Молодой человек сам вышел на связь после объявления в Сети о поиске. Напомним, что Дмитрий Раевский 25 ноября ушел из своего дома по улице Дзержинского, 131 и с тех пор о нем было ничего не известно. О благополучном завершении поисков информирует группа поисково-спасательного отряда "ЦентрСпас". В группе по традиции не прокомментировали обстоятельства нахождения пропавших, но побла...