Наши «Харлей» и «Дэвидсон». Как гродненцы создали первый белорусский мотоцикл

Как торговец швейными машинками, которые он продавал в царское время в магазине на Соборной площади в Гродно, эволюционировал в одного из крупнейших производителей велосипедов и мотоциклов во Второй Речи Посполитой (1921−1939 годы), — в первом материале TUT.BY из спецпроекта «Крэсовые миллионеры». Он посвящен расцвету и закату знаменитой велосипедно-мотоциклетной фирмы Niemen, созданной в 1920–1930-х годах прошлого столетия отцом и сыном Нохимом и Лазарем Старовольскими.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐелоÑÑÑÑкие «ХаÑлей» и «ÐÑвидÑон». Ðак гÑодненÑÑ Ð¡ÑаÑоволÑÑкие и ÐивоваÑÑкий Ñоздали пеÑвÑй белоÑÑÑÑкий моÑоÑикл

Варшавское правительство, в марте 1921 года по Рижскому мирному договору получившее так называемые Kresy Wschodnie (территории Западной Беларуси и Западной Украины), мало интересует модернизация экономики этого обширного, но окраинного региона. На первом плане для Варшавы всегда военное и стратегическое положение нескольких западнобелорусских и западноукраинских воеводств как буферной зоны между коренными польскими землями и враждебным советским колоссом.

Поэтому фактическое участие центрального правительства в экономике Kresow Wschodnich сводится к распространению монополии на самые прибыльные отрасли, которые должны обеспечить остро нуждающейся казне акцизные, концессионные и экспортные отчисления. В 1920-х годах Варшава устанавливает контроль над табачной фабрикой Шерешевских, национализирует и сдает в концессию спичечные фабрики «Прогресс-Вулкан» в Пинске и «Марголис и Иоселевич» в Гродно и организует вырубку на экспорт леса в огромных угодьях (включая Беловежскую пущу), переданных в подчинение Главному управлению государственных лесов (Dyrecii Naczelnej Lasow Panstwowych). Остальные, менее интересные и совсем не интересные государству сферы на Kresach Wschodnich выделяются во фронтир для частного бизнеса — для инвестиций на его страх и риск, пишет TUT.BY.

Другое дело, что самые технологические польские бизнесы, как и сегодня, делают ставку на европейский и мировой рынки, а международные инвесторы уровня GM, Fiat, Philips, Bata etc, учитывая прифронтовое положение крэсовых воеводств и незначительное число квалифицированных кадров там, предпочитают строить заводы и фабрики в центральной Польше. Исключением становятся только деревообработка, сбор и трансфер льноволокна, которые привлекают шведского миллиардера Ивара Крейгера, немецких, голландских инвесторов и около десятка варшавских и виленских лесопромышленников и льноэкспортеров.

Спрос экономики Kresow Wschodnich на ту же машиностроительную продукцию обеспечивает сеть фирменных магазинов и дилерских складов, продающих продукцию заводов из Центральной Польши, европейских и американских фабрик. Собственное машиностроение — это эволюционировавшие и модернизированные предприятия, возникшие еще в царские времена. По-настоящему крупных фирм, регионального и национального масштабов, две.

Одна из них — это лидская фабрика братьев Якуба и Эбера Шапиро. Она существует с 1900 года и производит сельскохозяйственные машины и чугунное литье, которые продаются, в том числе, на постоянном складе в Вильно.

Главный машиностроительный бренд на Kresach Wschodnich — Niemen. Фото: zabytkowemotocykleirowery.pl

Вторая компания — это «Крэсова фабрика велосипедов и мотоциклов „Неман“ Н. Старовольский и Ко» (Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» N. Starowoski i S-ka) в Гродно. Отец и сын Старовольские и их партнер Пивоварский — одни из немногих, кто сумеет создать на Kresach Wschodnich успешный машиностроительный бренд и конкурировать в этой отрасли на национальном уровне.

Ровно 80 лет назад, 23 августа 1939 года, министры иностранных дел коммунистического Советского Союза и нацистской Германии Вячеслав Молотов и Иоахим фон Риббентроп подписали пакет документов, открывших новый и страшный период для жителей одного из крупнейших европейских государств межвоенного периода — Второй Речи Посполитой.

Через несколько недель, 17 сентября 1939 года, во исполнение положений дополнительного протокола к «пакту Молотова-Риббентропа» ее восточную границу, с 1921 года разделявшую Беларусь и Украину на польскую и советскую части, перейдут Рабоче-Крестьянская Красная армия и части НКВД.

Подписанты пакта о «новом устройстве мира» — Иоахим фон Риббентроп (слева) и Вячеслав Молотов. Фото: test.litfund.ru/ агентство Scherl Bilderdienst

Перейдут, чтобы донести до новых граждан СССР постулаты новой жизни. В ней нет места для власть имущих. Представители бизнеса в Западной Беларуси и их семьи первыми со всей классовой ненавистью будут вычеркнуты из «светлого коммунистического будущего» — убиты и сосланы, а их заводы, фабрики, недвижимость, товары — конфискованы и национализированы.

Предприниматели в Западной Беларуси в 1921–1939 годах — это достаточно многочисленная прослойка населения. Ее формируют владельцы (и их наследники) предприятий, созданных в царские времена и по Рижскому мирному договору 1921 года оказавшихся на территории возрожденной Польши. В периоды экономических подъемов в середине 1920-х и во второй половине 1930-х годов создаются десятки новых компаний, в которые инвестирует поколение межвоенной поры, а также инвесторы из коренной Польши, Виленщины, Галиции и Европы.

Вторая Речь Посполитая по уровню экономического развития уступает ведущим европейским державам, СССР и некоторым соседям вроде Чехословакии. Но сопоставима с Австрией, Финляндией, Румынией и Испанией. Большой и нерешенной проблемой является неравномерность развития: бурлящая деловая жизнь и развитая промышленность Варшавы, Лодзи, Познани, Кракова диссонируют с аграрными Kresami Wschodnimi — так польские власти называют территории Западной Беларуси и Западной Украины, а также Виленщины. В конце 1920-х — 1930-х годах в Советской Беларуси за счет государственных дотаций и загнанного в совхозы и колхозы крестьянства проводится первая масштабная индустриализация, превращающая БССР в индустриально-аграрную республику. Экономика Западной Беларуси не может рассчитывать на щедрость Варшавы, но и без государственных денег все не так безнадежно, как рисуется в советской историографии, отстает от Беларуси Советской. Прогресс и рост здесь вместо государства обеспечивает частный капитал. В советской Беларуси строится «КИМ», в польской — лидская фабрика Аrdal, которая поглощает своего конкурента в Грудзёндзе и становится крупнейшим польским бизнесом по производству резиновых изделий. В Минске возводится дрожжевой комбинат союзного масштаба, в Барановичах — фабрика мясных консервов Kresexport, ориентированная на мировой экспорт. По объемам производства деревообрабатывающие комбинаты в Борисове, Бобруйске и Гомеле сопоставимы с бизнесом семьи Хеллер на территории белорусских воеводств. Но главное: по эффективности компании Хеллеров, Конопацких, Мелупа, Столле, Старовольских, вынужденные работать, с одной стороны, — в жестких условиях конкуренции, с другой — создающие благодаря этому конкурентные продукты для мирового рынка, превосходят дотационные производства, функционирующие в зарегулированной и практически крепостнической экономике Советской Беларуси.

Местный капитал, инвесторы из Варшавы, Познани, Швеции, Германии, Нидерландов в течение 1921–1939 годов успешно реализуют на территории Западной Беларуси несколько бизнес-проектов, которые станут лидерами на национальном, региональном и мировом уровнях. Об этих компаниях и брендах, которые были потеряны 80 лет назад, в новом спецпроекте TUT.BY о частном бизнесе в Западной Беларуси — «Крэсовые миллионеры».

«Зингеровский» период

Компания Старовольских и Пивоварского, ставшая в 1921–1939 годах главным символом технологического прогресса на территории Западной Беларуси, ведет свою историю с 1894 года.

В середине 1890-х на Соборной площади губернского Гродно в доме Фрумкина открывается магазин, в котором продаются швейные машины всемирно известного бренда Singer.

Создатель империи The Singer Manufacturing Company Айзек Зингер сумел выделиться среди десятков других производителей швейных машинок, в первую очередь, благодаря своему know-how в продвижении продукции. Компания Singer считается родоначальником франчайзинга. Еще в середине XIX века она начинает заключать официальные договоры, по которым ее торговые партнеры наделяются правами на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории США.

В 1877 году руководство The Singer Manufacturing Company доверяет ретрансляцию этого know-how на рынок одного из крупнейших государств мира — Российской империи — гамбургскому купцу Георгу Нейдлингеру.

Георг Нейдлингер в качестве генерального дистрибутора в числе прочего получает право на бренд Singer в России и за двадцать лет делает его лидером рынка. В конце XIX века продукция The Singer Manufacturing Company продается через 65 партнерских торговых точек во всех уголках «единой и неделимой», включая Витебск, Минск, Могилев и Гродно. Дилерами Нейдлингера в Гродно становятся местные бизнесмены Зусман-Арон Гониондзский и его партнер Нохим Старовольский.

Рекламные проспекты The Singer Manufacturing Company для региональных рынков, включая Российскую империю (справа). Изображение: trampie.net

В 1897–1902 годах американское руководство The Singer Manufacturing Company, заплатив Нейдлингеру немалые отступные за бренд, складские остатки и конторскую мебель, реорганизует российский бизнес — создает дочернюю компанию, строит завод в Подольске, а в торговле делает ставку на продажу через фирменные магазины (3 тыс. точек), собственных агентов-служащих (около 20 тыс. сотрудников) и доставку почтой. Бывшие дилеры, включая гродненчан Гониондзского и Старовольского, вынуждены искать новых поставщиков швейных машинок и дополнять или вовсе менять специализацию. Уже в 1902 году в статистическом справочнике «Вся Россия» в ассортименте магазина Гониондзского и Старовольского указываются и велосипеды.

Роверы от Старовольских

В предвоенный период их магазин ничем не выделяется. Ничего не известно о том, как бизнес пережил оккупацию Гродно германскими войсками, период революционных бурь, советско-польскую войну и что стало с партнером Нохима Старовольского — Гониондзским.

Велосипед Niemen гродненской фабрики Старовольских и Пивоварского. Фото: zabytkowemotocykleirowery.pl

Сам Нохим в начале 1920-х годов продолжает торговать в Гродно швейными машинками и велосипедами. Покупателям предлагаются немецкие швейные машины Pfaff и Omega и немецкие велосипеды известного бренда Duerkopp.

Новый этап в его бизнес-карьере наступает в 1926 году, когда партнерами Нохима Старовольского становятся его сын инженер Лазарь (он окончил в царское время один из вузов Харькова) и Исаак Пивоварский. Втроем они регистрируют компанию N.Starowoski i S-ka и начинают производство велосипедов.

К этому времени в Польше выпускают велосипеды несколько компаний. Выделяются лодзинская фабрика Wicher, предприятия Бронислава Варена и Maison Ormonde в Варшаве. Велосипеды для армии собирают государственные фабрики Panstwowe Zaklady Lotnicze в Варшаве и Panstwowe Fabryka Broni в Радоме. Самая крупная польская велосипедная фабрика Tornedo, созданная в 1904 году, принадлежит Вильгельму Торнову и находится в Быдгоще. Здесь из немецких комплектующих штампуются велосипеды под брендами Gromada, Wisla, Tornedo-Specjal и Tornedo-Original. В течение 1920−1930-х в Быдгоще будут открыты еще несколько велосипедных производств — местные фабрики обеспечивают около 60% всех объемов продаваемых велосипедов на рынке межвоенной Польши.

Конструкционным лекалом для компании N.Starowoski i S-ka становятся немецкие модели, а источником комплектации — европейские и польские заводы. Ступицы колес импортируются из Германии, где находится один из мировых лидеров по их производству — компания Fichtel & Sachs. Хромированные диски, спицы и кожаные седла Старовольские заказывают в Латвии. Шины поставляет фабрика Stomil — один из лидеров польской химической промышленности.

Взвод велосипедистов почтового отделения Военного обучения на велосипедах Niemen в Гродно. Фото: samlib.ru

Рабочие фабрики N.Starowoski i S-ka собирают из всего этого две модели велосипедов — Niemen и Wilja. Растущий спрос на них на Kresach Wschodnich (среди корпоративных покупателей, например, фигурирует почтовое отделение общепольской организации военного обучения) заставляет владельцев компании в начале 1930-х годов купить новое здание для расширения фабрики. Ее мощности составляют 15 тысяч «роверов» в год. В 1936 году, например, 100 рабочих выпускают 10 тысяч двухколесных друзей. Это значительный объем, учитывая, что велосипеды собирают в 1930-х около 30 фабрик. Один из лидеров рынка быдгощская Tornedo завершает 1936-й производственный год с показателями 5,5 тыс. велосипедов собственных марок и 30 тыс. велосипедных рам для других производителей. Перед войной в самом Гродно догнать Старовольских пытаются Гершон и Лейба Линник, запустившие фабрику B-cia Linnik.

Мотоциклетные перспективы и закат Niemen

Старовольские не забывают «швейную тему» — их фабрика в начале 1930-х годов выпускает швейные машинки под брендом Veritas. Но перспективу для бизнеса они видят в другом.

Первый мотоцикл фабрики Старовольских — NiemenR100 с немецким двигателем Sachs. Фото: zabytkowemotocykleirowery.pl

В конце 1920-х — начале 1930-х годов страны Восточной Европы переживают мотоциклетный бум. В Советском Союзе в 1934 году запускается серийное производство тяжелых мотоциклов ПМЗ для Красной армии на Подольском механическом заводе — бывшем заводе швейных машинок Singer. Их бывший дилер Нохим Старовольский в этом же году выводит на рынок мопед NiemenR75 с двигателем немецкой компании Sachs. А через два года, в 1936-м, его компания, переименованная в Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» N. Starowoski i S-ka, начинает серийное производство модных так называемых сотней — легких мотоциклов с объемом двигателей менее 100 куб. см. Первой моделью станет NiemenR100. Популярность «сотней» у населения обусловлена невысокой ценой, а также тем, что для их вождения не требуется водительское удостоверение.

В мотоциклах для гродненских конструкторов примером для подражания становятся британцы. Их компании — главные поставщики комплектации для Niemen100DV (с объемом двигателя 98 куб. см), Niemen125DV (125 куб. см) и Niemen150DV (150 куб. см). На большинстве моделей устанавливаются двигатели вулверхэмптонской компании Villiers, британские топливные баки и фары. От мюнхенской компании Sachs Старовольские и Пивоваркий получают тоже двигатели, а также колеса. Шины поставляет польская фирма Stomil.

Мощности Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» N. Starowoski i S-ka по выпуску мотоциклов составляют 500 единиц в год. В первый год, согласно имеющейся статистике, выпущено 100 мотоциклов. Старовольские имеют некоторую фору перед конкурентами, которые позже идут в тему «сотни»: Tornedo и Perкun, например, выходят в эту нишу в 1937–1938 годах. По разным оценкам, за 1936–1939 годы гродненская фабрика Niemen успеет выпустить от 300 до 500 мотоциклов. Они продаются не только на Kresach Wschodnich, но и в Центральной Польше — через торговое представительство в Варшаве.

Проспект Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» N. Starowoski i S-ka, рекламирующий мотоцикл Niemen100DV. Изображение: dobroni.pl, собственник изобр. P. Kopecki

Самые ходовые модели NiemenR100, Niemen100DS и Niemen100DV предназначены для перевозки одного человека, но предусмотрена установка дополнительного кресла. Мотоциклы активно используются для путешествий — при массе 70 кг NiemenR100, например, способен развивать скорость до 60 км/ч, а емкость бака и расход топлива (2,25л /100 км) помогает преодолевать расстояния до 400 километров. При этом их стоимость относительно невелика — 900 злотых.

Самый мощный гродненский мотоцикл Niemen150DV на рекламном проспекте межвоенной Польши. Изображение: harodnia.com

Весной 1939 года Старовольские ставят на конвейер более мощные модели. В 1939 году планируется собрать 250 единиц Niemen125DV и Niemen150DV. Но планам не суждено сбыться из-за вступления на территорию Западной Беларуси и Гродно советских войск.

Фабрика, движимое и недвижимое имущество Старовольских и Пивоварского будет национализировано. Мотоциклетная программа сразу же свертывается, и предприятие некоторое время выпускает только велосипеды. После войны на его базе будет создан Гродненский завод бытовых приборов (после нескольких реорганизаций он как объединение «Волна» прекратит существование в 1996 году). В 1970-х годах его мощности будут перенесены на новое место, а историческое здание первой в истории Беларуси мотоциклетной фабрики в 2005 году преобразят в офисный объект.

Так выглядело здание первой в истории Беларуси мотоциклетной фабрики в 2004 году и таким оно стало после реконструкции в 2011 году. Фото: harodnia.com

В 1939 году советские власти арестуют бывших хозяев Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» N. Starowoski i S-ka. Как выяснит гродненский историк Виктор Саяпин, Лазаря Старовольского поместят в белостокскую тюрьму, где его следы и теряются. Нохим Старовольский вместе с семьей будет сослан в Казахстан, в 1946 году переедет в Польшу, а оттуда в 1948 году — в Израиль. Его внук Иосиф Старовольский возглавит гродненское землячество в Израиле.

мотоцикл история
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Пока еще никто не оценил
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Общество
Последние полгода в редакцию все чаще стали приходить письма от курсантов автошкол, которые жалуются на своих инструкторов по вождению. Одни обескуражены тем, что возят преподавателей по личным делам, другие же говорят о полном отсутствии обучения: ничего не объясняют, но если допустил ошибку - выслушиваешь крики, рассказывает сайту автобизнес  Александр Наумец из первых уст узнал, насколько велика проблема. Иван: "Маты бывают, но вызваны другими участника...
животные
С 2020 года в России вступит в силу закон об ответственном обхождении с животными. Он вводит запрет на любой бизнес, цель которого – «организация физического контакта с животным». Фактически этот закон сделает нелегальными все так называемые контактные зоопарки, — сообщает  belsat.eu В Беларуси подобный закон не могут принять уже много лет. Законопроект о запрете контактных зоопарков инициировало белорусское Министерство жилищно-коммунального хозяйства, а...
Общество
Я сел в тюрьму в 18 лет, освободился в 33 года — пятнадцать лет за решеткой. Когда вышел, на свободе меня никто не ждал. Родители умерли, близких родственников не было, дом, в котором когда-то жил, отошел государству. Ни жилья, ни работы, никаких перспектив на будущее. Ситуация, в которой оказался я, не уникальная для многих бывших заключенных. Как вы думаете, каковы у них шансы в таких условиях вернуться к нормальной жизни? Лично я дал бы один-два процент...
Общество
Белоруска Мария Дмитрук оказалась в списке Forbes «Топ-30 предпринимателей до 30 лет в сфере производства и индустрии — 2020». Ей 27 лет, Мария является одним из основателей платформы Prodsmart — это система управления производственными процессами на мобильных устройствах. Оказалось, что тема востребована, а подходящих решений на рынке практически нет. Это одна из, но не основная причина, почему Prodsmart привлек внимание инвесторов. Onliner поговорил с Ма...
Общество
Обычно в гродненских семьях надолго может задержаться практичный автомобиль, на котором можно многое увезти и везде проехать. Но сегодня в гостях у АвтоГродно Павел - у него "всерьез и надолго" складываются отношения с Honda Civic 5-го поколения в кузове Coupe. Павел рассказал, как быть поклонником одного автомобиля и получать радость от доработок, сообщает autogrodno.by.  Свою Honda Civic Coupe 5-го поколения Павел приобрел в 2009 году. Уже тогда машине б...
Общество
Госавтоинспекция РФ планирует исключить сдачу экзаменов на водительские права на закрытых площадках с октября следующего года, сообщает ТАСС. «ГИБДД России сейчас активно готовит целый ряд нормативно-правовых актов, — рассказали в руководстве инспекции. — Один из них касается правил проведения экзаменов. Здесь основное то, что исключается прием экзамена на закрытой площадке для категорий B, C и D». Сразу возник вопрос: а насколько нужен этот экзаменационны...
Происшествия
29 ноября от Службы охраны государственной границы при МВД Литовской Республики поступила информация о возможном перемещении товарно-материальных ценностей на транспортном средстве через границу. В ходе проверки указанного участка пограничный наряд в непосредственной близости от государственного рубежа выявил два автомобиля, водители которых проигнорировали законные требования об остановке и на большой скорости попытались скрыться. Пограничники применили т...
Общество
Вместе с МТС мы делаем рубрику «Натхняльнікі» об активных минчанах «золотого возраста». На этот раз отправились в Гродно, где живет наша новая героиня – 72-летняя Зинаида Лойко. Поговорили с ней о спортивном ориентировании, победах, травмах и жизни на две страны. Несмотря на то что Зинаида на пенсии, каждый ее день расписан по часам – женщина посещает курсы в «Университете золотого возраста». Поэтому на встречу с ней пришлось буквально пробиваться – нескол...
Юрий Комягин
В советские времена нехватка в магазинах продуктов и промтоваров с лихвой компенсировалась обилием различного рода идеологических мероприятий: сборов, заседаний, конференций, собраний. Коллизии на этих «совещаловках» иногда возникали очень неожиданные. Вот, к примеру, накануне очередной годовщины Великого Октября в 1984 г. был выпущен праздничный номер стенгазеты филологического факультета Гродненского государственного университета имени Я. Купалы. Номер к...