Наши «Харлей» и «Дэвидсон». Как гродненцы создали первый белорусский мотоцикл

Как торговец швейными машинками, которые он продавал в царское время в магазине на Соборной площади в Гродно, эволюционировал в одного из крупнейших производителей велосипедов и мотоциклов во Второй Речи Посполитой (1921−1939 годы), — в первом материале TUT.BY из спецпроекта «Крэсовые миллионеры». Он посвящен расцвету и закату знаменитой велосипедно-мотоциклетной фирмы Niemen, созданной в 1920–1930-х годах прошлого столетия отцом и сыном Нохимом и Лазарем Старовольскими.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐелоÑÑÑÑкие «ХаÑлей» и «ÐÑвидÑон». Ðак гÑодненÑÑ Ð¡ÑаÑоволÑÑкие и ÐивоваÑÑкий Ñоздали пеÑвÑй белоÑÑÑÑкий моÑоÑикл

Варшавское правительство, в марте 1921 года по Рижскому мирному договору получившее так называемые Kresy Wschodnie (территории Западной Беларуси и Западной Украины), мало интересует модернизация экономики этого обширного, но окраинного региона. На первом плане для Варшавы всегда военное и стратегическое положение нескольких западнобелорусских и западноукраинских воеводств как буферной зоны между коренными польскими землями и враждебным советским колоссом.

Поэтому фактическое участие центрального правительства в экономике Kresow Wschodnich сводится к распространению монополии на самые прибыльные отрасли, которые должны обеспечить остро нуждающейся казне акцизные, концессионные и экспортные отчисления. В 1920-х годах Варшава устанавливает контроль над табачной фабрикой Шерешевских, национализирует и сдает в концессию спичечные фабрики «Прогресс-Вулкан» в Пинске и «Марголис и Иоселевич» в Гродно и организует вырубку на экспорт леса в огромных угодьях (включая Беловежскую пущу), переданных в подчинение Главному управлению государственных лесов (Dyrecii Naczelnej Lasow Panstwowych). Остальные, менее интересные и совсем не интересные государству сферы на Kresach Wschodnich выделяются во фронтир для частного бизнеса — для инвестиций на его страх и риск, пишет TUT.BY.

Другое дело, что самые технологические польские бизнесы, как и сегодня, делают ставку на европейский и мировой рынки, а международные инвесторы уровня GM, Fiat, Philips, Bata etc, учитывая прифронтовое положение крэсовых воеводств и незначительное число квалифицированных кадров там, предпочитают строить заводы и фабрики в центральной Польше. Исключением становятся только деревообработка, сбор и трансфер льноволокна, которые привлекают шведского миллиардера Ивара Крейгера, немецких, голландских инвесторов и около десятка варшавских и виленских лесопромышленников и льноэкспортеров.

Спрос экономики Kresow Wschodnich на ту же машиностроительную продукцию обеспечивает сеть фирменных магазинов и дилерских складов, продающих продукцию заводов из Центральной Польши, европейских и американских фабрик. Собственное машиностроение — это эволюционировавшие и модернизированные предприятия, возникшие еще в царские времена. По-настоящему крупных фирм, регионального и национального масштабов, две.

Одна из них — это лидская фабрика братьев Якуба и Эбера Шапиро. Она существует с 1900 года и производит сельскохозяйственные машины и чугунное литье, которые продаются, в том числе, на постоянном складе в Вильно.

Главный машиностроительный бренд на Kresach Wschodnich — Niemen. Фото: zabytkowemotocykleirowery.pl

Вторая компания — это «Крэсова фабрика велосипедов и мотоциклов „Неман“ Н. Старовольский и Ко» (Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» N. Starowoski i S-ka) в Гродно. Отец и сын Старовольские и их партнер Пивоварский — одни из немногих, кто сумеет создать на Kresach Wschodnich успешный машиностроительный бренд и конкурировать в этой отрасли на национальном уровне.

Ровно 80 лет назад, 23 августа 1939 года, министры иностранных дел коммунистического Советского Союза и нацистской Германии Вячеслав Молотов и Иоахим фон Риббентроп подписали пакет документов, открывших новый и страшный период для жителей одного из крупнейших европейских государств межвоенного периода — Второй Речи Посполитой.

Через несколько недель, 17 сентября 1939 года, во исполнение положений дополнительного протокола к «пакту Молотова-Риббентропа» ее восточную границу, с 1921 года разделявшую Беларусь и Украину на польскую и советскую части, перейдут Рабоче-Крестьянская Красная армия и части НКВД.

Подписанты пакта о «новом устройстве мира» — Иоахим фон Риббентроп (слева) и Вячеслав Молотов. Фото: test.litfund.ru/ агентство Scherl Bilderdienst

Перейдут, чтобы донести до новых граждан СССР постулаты новой жизни. В ней нет места для власть имущих. Представители бизнеса в Западной Беларуси и их семьи первыми со всей классовой ненавистью будут вычеркнуты из «светлого коммунистического будущего» — убиты и сосланы, а их заводы, фабрики, недвижимость, товары — конфискованы и национализированы.

Предприниматели в Западной Беларуси в 1921–1939 годах — это достаточно многочисленная прослойка населения. Ее формируют владельцы (и их наследники) предприятий, созданных в царские времена и по Рижскому мирному договору 1921 года оказавшихся на территории возрожденной Польши. В периоды экономических подъемов в середине 1920-х и во второй половине 1930-х годов создаются десятки новых компаний, в которые инвестирует поколение межвоенной поры, а также инвесторы из коренной Польши, Виленщины, Галиции и Европы.

Вторая Речь Посполитая по уровню экономического развития уступает ведущим европейским державам, СССР и некоторым соседям вроде Чехословакии. Но сопоставима с Австрией, Финляндией, Румынией и Испанией. Большой и нерешенной проблемой является неравномерность развития: бурлящая деловая жизнь и развитая промышленность Варшавы, Лодзи, Познани, Кракова диссонируют с аграрными Kresami Wschodnimi — так польские власти называют территории Западной Беларуси и Западной Украины, а также Виленщины. В конце 1920-х — 1930-х годах в Советской Беларуси за счет государственных дотаций и загнанного в совхозы и колхозы крестьянства проводится первая масштабная индустриализация, превращающая БССР в индустриально-аграрную республику. Экономика Западной Беларуси не может рассчитывать на щедрость Варшавы, но и без государственных денег все не так безнадежно, как рисуется в советской историографии, отстает от Беларуси Советской. Прогресс и рост здесь вместо государства обеспечивает частный капитал. В советской Беларуси строится «КИМ», в польской — лидская фабрика Аrdal, которая поглощает своего конкурента в Грудзёндзе и становится крупнейшим польским бизнесом по производству резиновых изделий. В Минске возводится дрожжевой комбинат союзного масштаба, в Барановичах — фабрика мясных консервов Kresexport, ориентированная на мировой экспорт. По объемам производства деревообрабатывающие комбинаты в Борисове, Бобруйске и Гомеле сопоставимы с бизнесом семьи Хеллер на территории белорусских воеводств. Но главное: по эффективности компании Хеллеров, Конопацких, Мелупа, Столле, Старовольских, вынужденные работать, с одной стороны, — в жестких условиях конкуренции, с другой — создающие благодаря этому конкурентные продукты для мирового рынка, превосходят дотационные производства, функционирующие в зарегулированной и практически крепостнической экономике Советской Беларуси.

Местный капитал, инвесторы из Варшавы, Познани, Швеции, Германии, Нидерландов в течение 1921–1939 годов успешно реализуют на территории Западной Беларуси несколько бизнес-проектов, которые станут лидерами на национальном, региональном и мировом уровнях. Об этих компаниях и брендах, которые были потеряны 80 лет назад, в новом спецпроекте TUT.BY о частном бизнесе в Западной Беларуси — «Крэсовые миллионеры».

«Зингеровский» период

Компания Старовольских и Пивоварского, ставшая в 1921–1939 годах главным символом технологического прогресса на территории Западной Беларуси, ведет свою историю с 1894 года.

В середине 1890-х на Соборной площади губернского Гродно в доме Фрумкина открывается магазин, в котором продаются швейные машины всемирно известного бренда Singer.

Создатель империи The Singer Manufacturing Company Айзек Зингер сумел выделиться среди десятков других производителей швейных машинок, в первую очередь, благодаря своему know-how в продвижении продукции. Компания Singer считается родоначальником франчайзинга. Еще в середине XIX века она начинает заключать официальные договоры, по которым ее торговые партнеры наделяются правами на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории США.

В 1877 году руководство The Singer Manufacturing Company доверяет ретрансляцию этого know-how на рынок одного из крупнейших государств мира — Российской империи — гамбургскому купцу Георгу Нейдлингеру.

Георг Нейдлингер в качестве генерального дистрибутора в числе прочего получает право на бренд Singer в России и за двадцать лет делает его лидером рынка. В конце XIX века продукция The Singer Manufacturing Company продается через 65 партнерских торговых точек во всех уголках «единой и неделимой», включая Витебск, Минск, Могилев и Гродно. Дилерами Нейдлингера в Гродно становятся местные бизнесмены Зусман-Арон Гониондзский и его партнер Нохим Старовольский.

Рекламные проспекты The Singer Manufacturing Company для региональных рынков, включая Российскую империю (справа). Изображение: trampie.net

В 1897–1902 годах американское руководство The Singer Manufacturing Company, заплатив Нейдлингеру немалые отступные за бренд, складские остатки и конторскую мебель, реорганизует российский бизнес — создает дочернюю компанию, строит завод в Подольске, а в торговле делает ставку на продажу через фирменные магазины (3 тыс. точек), собственных агентов-служащих (около 20 тыс. сотрудников) и доставку почтой. Бывшие дилеры, включая гродненчан Гониондзского и Старовольского, вынуждены искать новых поставщиков швейных машинок и дополнять или вовсе менять специализацию. Уже в 1902 году в статистическом справочнике «Вся Россия» в ассортименте магазина Гониондзского и Старовольского указываются и велосипеды.

Роверы от Старовольских

В предвоенный период их магазин ничем не выделяется. Ничего не известно о том, как бизнес пережил оккупацию Гродно германскими войсками, период революционных бурь, советско-польскую войну и что стало с партнером Нохима Старовольского — Гониондзским.

Велосипед Niemen гродненской фабрики Старовольских и Пивоварского. Фото: zabytkowemotocykleirowery.pl

Сам Нохим в начале 1920-х годов продолжает торговать в Гродно швейными машинками и велосипедами. Покупателям предлагаются немецкие швейные машины Pfaff и Omega и немецкие велосипеды известного бренда Duerkopp.

Новый этап в его бизнес-карьере наступает в 1926 году, когда партнерами Нохима Старовольского становятся его сын инженер Лазарь (он окончил в царское время один из вузов Харькова) и Исаак Пивоварский. Втроем они регистрируют компанию N.Starowoski i S-ka и начинают производство велосипедов.

К этому времени в Польше выпускают велосипеды несколько компаний. Выделяются лодзинская фабрика Wicher, предприятия Бронислава Варена и Maison Ormonde в Варшаве. Велосипеды для армии собирают государственные фабрики Panstwowe Zaklady Lotnicze в Варшаве и Panstwowe Fabryka Broni в Радоме. Самая крупная польская велосипедная фабрика Tornedo, созданная в 1904 году, принадлежит Вильгельму Торнову и находится в Быдгоще. Здесь из немецких комплектующих штампуются велосипеды под брендами Gromada, Wisla, Tornedo-Specjal и Tornedo-Original. В течение 1920−1930-х в Быдгоще будут открыты еще несколько велосипедных производств — местные фабрики обеспечивают около 60% всех объемов продаваемых велосипедов на рынке межвоенной Польши.

Конструкционным лекалом для компании N.Starowoski i S-ka становятся немецкие модели, а источником комплектации — европейские и польские заводы. Ступицы колес импортируются из Германии, где находится один из мировых лидеров по их производству — компания Fichtel & Sachs. Хромированные диски, спицы и кожаные седла Старовольские заказывают в Латвии. Шины поставляет фабрика Stomil — один из лидеров польской химической промышленности.

Взвод велосипедистов почтового отделения Военного обучения на велосипедах Niemen в Гродно. Фото: samlib.ru

Рабочие фабрики N.Starowoski i S-ka собирают из всего этого две модели велосипедов — Niemen и Wilja. Растущий спрос на них на Kresach Wschodnich (среди корпоративных покупателей, например, фигурирует почтовое отделение общепольской организации военного обучения) заставляет владельцев компании в начале 1930-х годов купить новое здание для расширения фабрики. Ее мощности составляют 15 тысяч «роверов» в год. В 1936 году, например, 100 рабочих выпускают 10 тысяч двухколесных друзей. Это значительный объем, учитывая, что велосипеды собирают в 1930-х около 30 фабрик. Один из лидеров рынка быдгощская Tornedo завершает 1936-й производственный год с показателями 5,5 тыс. велосипедов собственных марок и 30 тыс. велосипедных рам для других производителей. Перед войной в самом Гродно догнать Старовольских пытаются Гершон и Лейба Линник, запустившие фабрику B-cia Linnik.

Мотоциклетные перспективы и закат Niemen

Старовольские не забывают «швейную тему» — их фабрика в начале 1930-х годов выпускает швейные машинки под брендом Veritas. Но перспективу для бизнеса они видят в другом.

Первый мотоцикл фабрики Старовольских — NiemenR100 с немецким двигателем Sachs. Фото: zabytkowemotocykleirowery.pl

В конце 1920-х — начале 1930-х годов страны Восточной Европы переживают мотоциклетный бум. В Советском Союзе в 1934 году запускается серийное производство тяжелых мотоциклов ПМЗ для Красной армии на Подольском механическом заводе — бывшем заводе швейных машинок Singer. Их бывший дилер Нохим Старовольский в этом же году выводит на рынок мопед NiemenR75 с двигателем немецкой компании Sachs. А через два года, в 1936-м, его компания, переименованная в Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» N. Starowoski i S-ka, начинает серийное производство модных так называемых сотней — легких мотоциклов с объемом двигателей менее 100 куб. см. Первой моделью станет NiemenR100. Популярность «сотней» у населения обусловлена невысокой ценой, а также тем, что для их вождения не требуется водительское удостоверение.

В мотоциклах для гродненских конструкторов примером для подражания становятся британцы. Их компании — главные поставщики комплектации для Niemen100DV (с объемом двигателя 98 куб. см), Niemen125DV (125 куб. см) и Niemen150DV (150 куб. см). На большинстве моделей устанавливаются двигатели вулверхэмптонской компании Villiers, британские топливные баки и фары. От мюнхенской компании Sachs Старовольские и Пивоваркий получают тоже двигатели, а также колеса. Шины поставляет польская фирма Stomil.

Мощности Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» N. Starowoski i S-ka по выпуску мотоциклов составляют 500 единиц в год. В первый год, согласно имеющейся статистике, выпущено 100 мотоциклов. Старовольские имеют некоторую фору перед конкурентами, которые позже идут в тему «сотни»: Tornedo и Perкun, например, выходят в эту нишу в 1937–1938 годах. По разным оценкам, за 1936–1939 годы гродненская фабрика Niemen успеет выпустить от 300 до 500 мотоциклов. Они продаются не только на Kresach Wschodnich, но и в Центральной Польше — через торговое представительство в Варшаве.

Проспект Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» N. Starowoski i S-ka, рекламирующий мотоцикл Niemen100DV. Изображение: dobroni.pl, собственник изобр. P. Kopecki

Самые ходовые модели NiemenR100, Niemen100DS и Niemen100DV предназначены для перевозки одного человека, но предусмотрена установка дополнительного кресла. Мотоциклы активно используются для путешествий — при массе 70 кг NiemenR100, например, способен развивать скорость до 60 км/ч, а емкость бака и расход топлива (2,25л /100 км) помогает преодолевать расстояния до 400 километров. При этом их стоимость относительно невелика — 900 злотых.

Самый мощный гродненский мотоцикл Niemen150DV на рекламном проспекте межвоенной Польши. Изображение: harodnia.com

Весной 1939 года Старовольские ставят на конвейер более мощные модели. В 1939 году планируется собрать 250 единиц Niemen125DV и Niemen150DV. Но планам не суждено сбыться из-за вступления на территорию Западной Беларуси и Гродно советских войск.

Фабрика, движимое и недвижимое имущество Старовольских и Пивоварского будет национализировано. Мотоциклетная программа сразу же свертывается, и предприятие некоторое время выпускает только велосипеды. После войны на его базе будет создан Гродненский завод бытовых приборов (после нескольких реорганизаций он как объединение «Волна» прекратит существование в 1996 году). В 1970-х годах его мощности будут перенесены на новое место, а историческое здание первой в истории Беларуси мотоциклетной фабрики в 2005 году преобразят в офисный объект.

Так выглядело здание первой в истории Беларуси мотоциклетной фабрики в 2004 году и таким оно стало после реконструкции в 2011 году. Фото: harodnia.com

В 1939 году советские власти арестуют бывших хозяев Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» N. Starowoski i S-ka. Как выяснит гродненский историк Виктор Саяпин, Лазаря Старовольского поместят в белостокскую тюрьму, где его следы и теряются. Нохим Старовольский вместе с семьей будет сослан в Казахстан, в 1946 году переедет в Польшу, а оттуда в 1948 году — в Израиль. Его внук Иосиф Старовольский возглавит гродненское землячество в Израиле.

мотоцикл история
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Общество
Безвиз и Декрет № 7 о развитии предпринимательства дали заметный толчок для развития сферы обслуживания. В Гродно за два с половиной года открыто более 40 объектов общественного питания общей вместимостью 1300 мест. Наиболее популярными становятся бары и кафе нового формата. Изменения в первую очередь замечают сами гродненцы. Людмила и Геннадий, которые гуляли по городским улицам, отметили, что по количеству и качеству пищевого сервиса Гродно приближается...
Видео
В четверг на улице Ожешко водитель Toyota устроил «разрыв шаблона» и это попало на видео. Toyota выехала с парковки железнодорожного вокзала и, вопреки предписывающему знаку, повернула налево. Далее водитель решил не пересекать двойную сплошную линию разметки и поехал по встречной полосе, рассказывает АвтоГродно. Даже когда произошла аварийная ситуация со встречным транспортом, водитель остался верен себе и линии разметки не пересек. Видеозаписью делится...
Происшествия
С какой целью неизвестный совершил угон «Жигулей» второй модели 1973 года выпуска, логике не поддается, ведь сие деяние уголовно наказуемо (и действительно, по данному факту Лидским РОСК возбуждено уголовное дело). Возможно, неустановленный пока гражданин заметил, что автомобиль не заперт, и решил этим воспользоваться. Подобрал ключ, замкнул провода – и был таков, рассказывает "Лидская газета". Правда, проехал немного: изначально автомобиль стоял у магазин...
Погода
Предстоящие выходные в Гродно будут по-осеннему холодными. В ближайшие дни синоптики обещают переменную облачность с высокой вероятностью дождей. Осадки прекратятся лишь к началу новой недели. Распогодится, но...теплее не станет. Фото: @photoxmi В пятницу, 20 сентября, переменная облачность, днем возможен дождь. Ветер северо-западный 6-8 м/с, с порывами до 13 м/с. Относительная влажность воздуха 50%, атмосферное давление 767 мм.рт.ст. Температура воздуха д...
Фото
В мире немало людей, которые находят в каждом новом дне череду счастливых совпадений и примет. А кто-то даже верит в магию цифр. И пусть все привыкли, что традиционными «свадебными» днями становятся пятница и суббота, сегодняшний четверг дал им фору по количеству регистраций браков. Уникальным делает этот день и приближение знакового юбилея Гродненской области. Выяснить, верят ли в удачу сегодняшние молодожены, или же 19.09.2019 – скорее простое совпадение...
Фотофакт
Сегодня утром на Румлёвском мосту в направлении к ГАИ образовалась небольшая пробка. Причиной стало пробитое колесо в машине Range Rover с российскими номерами. Неизвестно, насколько по времени затянулся затор, если бы не проезжающие мимо инспектора батальона ДПС ГАИ Гродно. Экипаж с бортовым номером 553 помог девушке в замене колеса, после чего она смогла ехать дальше, пишет портал Гродно Newgrodno.by. Наверное, это тот самый случай, когда сотрудники ГАИ...
Интервью
Стараниями одной группы из Санкт-Петербурга все мы очень четко знаем, с каким нецензурным словом можно удачно зарифмовать аббревиатуру ЗОЖ. Интересно, что кто-то воспринимает получающееся в результате утверждение как правдивое. Удивительно, но таких людей немало. Что вызывает сомнения у противников массового движения за здоровый образ жизни? Вполне вероятно, многие из них предполагают, что далеко не всякое занятие спортом может быть полезным, а иногда стан...
Общество
ЖКХ не смогло обосновать в суде, почему применяло к потребителям одних и тех же услуг разный процент вознаграждения, сообщается на сайте Верховного Суда Республики Беларусь. В экономический суд Гродненской области с протоколом об административном правонарушении обратилось главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Гродненской области (МАРТ), сообщает "Газета Слонимская". Согласно протоколу, районное ЖК...
Внимание, розыск!
Гродненская милиция устанавливает личность мужчины, который может быть причастен к повреждению автомобилей во дворе по улице Пестрака. Ночью 12 сентября он повредил багажники четырех автомобилей. Инцидент произошел на стоянке по улице Пестрака. - При мониторинге записей с камер видеонаблюдения было установлено, что в 02:39 около транспортных средств прошел неизвестный, который неустановленным предметом поцарапал багажники рядом стоящих автомобилей, - расск...
Новости по теме
Парадокс. В Гродно почти каждую неделю открываются бары и кофейни, но их все равно не хватает
Любителям осени посвящается. Погода в Гродно на выходные
Три девятки как залог семейного благополучия. В Гродно 19.09.19 заключили брак 19 пар
До сорока пил, потом побежал и умер. Врач из Гродно рассказывает, существует ли «смертельный ЗОЖ»
Слонимское ЖКХ оштрафовали более чем на 12 тысяч рублей
Проект решения о смягчении визового режима ЕС и Беларуси готов. Осталось согласовать и утвердить
Тепловая модернизация домов обойдется белорусам в сумму до 40 рублей за 1 квадратный метр
Губернатор Гродненщины: пуск первого блока БелАЭС пройдет в начале 2020-го года
В Гродно прошёл очередной аукцион по продаже земли и недвижимости: участок в Барановичах "ушел" за $12 тысяч
Строительство нового азотного комплекса в "Гродно Азот" планируют начать в 2020 году