«Много сил. Много времени. Много терпения»: как врач из Гродно построил ладью-мечту

Вдали от большой воды под крышей старой военной палатки гродненский врач-рентгенолог Андрей Блажевич, с юности увлечённый исторической реконструкцией, взялся ни много ни мало… за строительство старинного судна.

4YvwIwtD5MI.jpg

Эта история началась три года тому назад. Минувшим летом ладья-мечта обрела реальные очертания и даже прошла своё первое испытание. А в нашу недавнюю встречу лодка, наречённая древнеисландским именем Инггерт, ещё ждала своего второго свидания с Неманом, прячась в тени высоких деревьев. Вокруг дружно цвёл и благоухал жасмин, звонко на разные лады пели птицы и необычная лодка, украшенная головой дракона, казалась экзотическим объектом в лесном интерьере, пишет Журнал Гродно. Совсем не просто было понять: как на задворках деревенского дома появилось судно с картинки учебника истории?!

Не потерянная мечта

Как замахнулся на такое серьёзное предприятие? – неспешно повторяет мой вопрос Андрей и удивляет ответом: – А знаете, просто! Как-то в разговоре с друзьями зашла речь о том, что было бы неплохо сделать старинное водное транспортное средство. Сначала это был непринуждённый разговор, но шло время, я всё больше задумывался над озвученной идеей. Это, наверное, было своего рода испытанием силы воли, проверкой: смогу ли, в первую очередь, доказать самому себе, что при большом желании можно достичь всего, чего хочешь? Как видите, получилось! Нужны были только время, силы и терпение. Много сил. Много времени. Много терпения.

Мечта о собственной лодке у Андрея родом из детства. Первый интерес к истории пробудили картинки из учебников и методических пособий учителя истории – мамы будущего судостроителя. Тогда любознательный ребёнок только-только учился читать. Утверждать, что мама целенаправленно прививала любовь к своему предмету, Андрей не берётся. Просто его гораздо больше завораживали не картинки из сказок, а реальные вещи, придуманные людьми когда-то давным-давно. Книги по истории Древнего мира, методические пособия, энциклопедии перелистывались сотни раз. Взрослея, Андрей с удовольствием начал читать исторические тексты, смотреть научно-популярные передачи.

– Мне очень нравилась археология. Я восхищался открытиями Говарда Картера и Джорджа Карнарвона, которые нашли гробницу Тутанхамона. Мне тоже хотелось стать археологом и что-нибудь обязательно от-крыть, – оживлённо делится воспоминаниями о детстве мой собеседник. – Наверное, то, что я имею сейчас, – это мечта, которая с возрастом не потерялась и не забылась.

Тем не менее, в старших классах, когда настала пора определяться с выбором будущей профессии, юноша решил стать врачом. Поступив в Гродненский медицинский университет, об истории не забыл, нашёл в нашем городе клуб исторической реконструкции и даже в плотном учебном графике выкраивал время на занятия по душе, на деле изучая историю рубежа XIII-XIV веков. Однако через какое-то время Андрей, как он сам выразился, ушёл в самостоятельное плавание и углубился в раннее Средневековье.

Всё было впервые и вновь

Азбукой для начинающего судостроителя стала книга зарубежного автора «Суда викингов», переведённая на русский язык. Совершенно случайно, «бегая» по ссылкам и рассматривая картинки, Андрей наткнулся на неё в интернете. В монографии по археологии были представлены корабли, найденные когда-то на побережьях Норвегии и Дании. На одной из страниц молодой человек и увидел прообраз своей будущей лодки – ладью скандинавского или варяжского типа X-XI веков.

– Опыт судостроителя на тот момент у меня был нулевой, – интонацией подчёркивает суть фразы рассказчик. – Навыки плотника – на весьма поверхностном уровне. Знал, как правильно держать рубанок, ну и молотком по пальцам не бил. Поэтому очень много времени ушло на оттачивание этих самых элементарных умений. Надо было на собственном опыте прочувствовать, например, как ведёт себя дерево в той или иной ситуации. Да, древесина достаточно податливый материал, это не камень, не металл. Но насколько дерево легко в обработке, настолько оно и весьма капризно. Это материал растительного происхождения, поэтому стоит зарубить себе на носу: как матушка-природа заложила в нём ход волокон и рост сучков, веточек, так с этими обстоятельствами и надо считаться. К тому же доски сращивались, так как они шестиметровые, а длина ладьи почти девять метров. Опять же, приходилось сшивать пазы и делать так, чтобы они после пропитки и просмолки стали герметичными. В общем, знания с опытом приходили. Было много ситуаций, когда делаешь-делаешь, выгибаешь доску, размочил её, распарил, берёшься заклёпывать, а где-то сучок не заметил – и вот тебе трещина. Приходилось целый слой обшивки снимать из-за такой ахиллесовой пяты. Представьте! Сто заклёпок сделал, день-два на эту работу потратил, а в итоге результат отрицательный.

Не кто, а что

В одиночку, используя топоры, скобели, рубанки, Андрей Блажевич построил ладью примерно на 80 процентов. Даже украшения на носу и корме лодки топором и резцами вытесал и вырезал собственноручно. Голова дракона, к слову, получилась не устрашающей, а довольно добродушной и даже милой.

Получив разрешение подняться на борт, предлагаю хозяину ладьи провести мини-экскурсию, чтобы узнать, из каких же частей она состоит. И тут, кажется, «закипает» даже диктофон. Вот форштевень, сзади – ахтерштевень, то есть продолжение килевой части. Киль, оказывается, – это балка, проходящая посередине днища судна и обеспечивающая его прочность и устойчивость. А вот стрингеры…

– Кто? – вырывается вопрос.

Ведь многие сегодня скажут: стрингер – это журналист-фрилансер. Эрудиты добавят, что стрингерами ещё называют специалистов по натяжке струн на ракетках для тенниса. Но то, что это продольный усилительный элемент конструкции корпуса, знать дано далеко не всем.

– Кстати, стрингеры я не использовал, решив задачу усиления за счёт самой обшивки: применил клинкерную технологию, когда доска кладётся внахлёст одна на другую. Только по килю у меня идёт небольшой стрингер, куда вставляется мачта. Называется это устройство кильсон, расположено внизу внутри корпуса. А поперечные элементы жёсткости ладьи – шпангоуты, они похожи на рёбра. Бимсы – тоже поперечные элементы связки судна, на них укладывается настил, или палуба. Дополнительно для жёсткости используются кницы. Отверстия, напоминающие профиль головы птички, – вёсельные порты. Их пять пар, значит, понятно, что ладья вмещает десять гребцов и рулевого. Хотя Инггерт рассчитана на 12 человек. На носу сидит вперёд смотрящий или шкипер, – увлечённо рассказывает Андрей.

Он замечает, что драккаром его ладью называть ошибочно. Драк-кар – более крупное судно длиною не менее 20 метров, рассчитанное на целый военизированный отряд до полусотни человек. Его же лодка, с учётом соотношения длины и ширины, больше подходит под тип малых кнорров. Это скандинавские суда, которые предназначались для небольших экспедиций, причём чаще всего торговых. Кноррам не нужно было разгоняться до больших скоростей, преодолевать большие расстояния за короткий срок. Их задачей была перевозка большого количество груза и команды.

Хранимая богиней

С древнеисландского Инггерт дословно переводится «Богиня охраняет». И минувшим летом, когда ладья Андрея Блажевича впервые стала на воду, имя себя оправдало.

– Мы тогда чудом не сели на мель, – вспоминает Андрей. – Лодка весит тонну, плюс десять человек и снаряжение. Подводный камень, который заметили поздно, проскрёб по килю. Ощущение было такое, будто под коленкой этот валун вот-вот застрянет. И вдруг раз! Лодка спрыгнула и легко пошла дальше. Мы целый день тогда на воде пробыли. Проверили ходовые качества, насладились первым водным путешествием.

И Инггерт в тот же вечер вернулась на лафете в свою колыбель – красивое спокойное место, где живут родители супруги Андрея.

Когда речь зашла о семье, Андрей признался, что благодарен маме и папе Кристины, которые позволили ему на своём дворе заняться строительством лодки. Они и подсказывали кое-что по ходу дела, и помогали. Каждый вносил какую-то лепту. Ведь для реализации идеи помимо многих составляющих нужны были и условия.

– А жена – моя поддержка, моё вдохновение, – улыбаясь, говорит собеседник. – У нас маленькая доченька, ей скоро два годика. Забот у молодой мамы множество, но Кристина всегда готова подбодрить, посоветовать. Даже парус для ладьи мы с ней шили вместе.

Из сосны, дуба, ясеня, клёна, ели, берёзы построена ладья Андрея Блажевича. Много времени и сил он вложил в своё детище. Когда нужна была командная работа, звал друзей. И они, откладывая свои дела, приезжали на помощь. Поэтому на вопрос: сколько стоит такая лодка, её хозяин отвечает без раздумий:

– Для меня она бесценна! Называть какую-либо стоимость работы, в которую вложил душу, значит демонстрировать готовность её продать. А я расставаться с ладьёй не собираюсь. Патетически говоря, это мой второй ребёнок.

– Нет ли мыслей когда-нибудь вновь взяться за строительство судна?

Кто знает… – усмехается Андрей.

Теперь своё свободное время он посвящает новому, уникальному в своём роде, судоходному проекту «Гарадзенскi ветразь». О Гродно XI- XII веков, роли города в налаживании связей с Прибалтикой и Скандинавией и, конечно же, о викингах Андрей Блажевич готов рассказывать детям и взрослым. Живая история обещает быть увлекательной и познавательной..

ладья реконструкция
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Фото
В пятницу, 13 сентября, в джунгли-парке в Пышках состоялось мыльное шоу. На входе всем гостям раздавали мыльные пузыри, которые были включены в стоимость посещения праздника.  Фото автора Карлсон и Тедди Самые маленькие гости стали открывать  баночки с пузырями и запускать свои первые радужные сферы. Затем внимание детей было обращено к дружелюбной ростовой кукле, которая неожиданно для всех появилась на  площадке. Всем полюбившийся сказочный герой — Карлс...
Юрий Комягин
17 сентября 1939 года ограниченный контингент советских войск (как мы бы сказали сегодня) зашел на территорию Западной Беларуси. А чуть позже, 30 ноября того же года, такой же ограниченный контингент попытался попасть на территорию Финляндии. В этих обеих военных кампаниях принимал участие красноармеец И. М. Евтеев (полные имя и отчество мне не известны, могу лишь предположить, что Иван).  22 ноября 1939 года, в последние мирные денечки перед началом совет...
Происшествия
Школьница из Гродно и подросток из деревни Могиляны (что под Берестовицей), очень похоже, снова вместе. И снова не по своим домам. После сообщения об исчезновении 15-летней Дианы Ковалевой пришла информация о пропаже ее бойфренда, 17-летнего Евгения Рукши. Причем, как оказалось, паренек ушел из дома на день раньше своей подруги, 8 сентября. Следом за ним пропала и Диана. Местные Ромео и Джульетта, что тут сказать. Теперь их обоих ищут родственники и милици...
Фото
Стали известны подробности сегодняшнего ДТП с тремя автомобилями, случившегося сегодня, 13 сентября, в полдень на улице Победы в Гродно. Фото: Newgrodno.by Водитель автомобиля "Дэу" двигался в левой полосе в сторону проспекта Янки Купалы. В какой-то момент его автомобилю выбило заднее правое стекло камнем, прилетевшим от газонокосилки. Мужчина остановился в своей полосе, включил аварийку и направился к газонокосильщику. - В это время по этой же полосе двиг...
Фото
Новость минувшей недели о пойманной чудо-рыбе жителем Вороново Денисом Мушинским быстро облетела просторы интернета. Фотосессии с карпом-великаном удачливого рыболова, а также его ошарашенных друзей и знакомых в соцсетях набрали не одну сотню лайков. На донную снасть с наживкой бойл 32-киллограммовый обитатель вороновского пруда попался в три часа ночи 6 сентября. Кстати, по словам бывалых рыбаков, заполучить такой трофей можно в теплое время года, ведь на...
Фото
Сегодня, в пятницу 13, около 13:30 в микрорайоне Фолюш произошло ЧП: на перекрестке улиц О.Соломовой и Л.Чайкиной оборвало троллейбусные линии. Провода рухнули на проезжую часть, повредив два автомобиля. Специалисты говорят, что это минимальные последствия, которые только могли произойти. На место отправился корреспондент АвтоГродно. Как удалось узнать, грузовик с манипулятором двигался со стороны улицы Советских пограничников. Манипулятор забыли сложить,...
Видео
В торговом центре "OldCity" произошло возгорание. Прибывшие спасатели, вместе с сотрудниками торгового центра эвакуировали посетителей. Пострадавших нет, большого пожара не допустили. В торговом центре OldCity произошло возгорание. Прибывшие спасатели, вместе с сотрудниками торгового центра эвакуировали посетителей. Пострадавших нет, пожара не допустили, сообщает телеканал «Гродно Плюс». Предварительная причина возгорания - короткое замыкание. Блог Гродно...
Фоторепортаж
В четверг, 12 сентября, в Лиде состоялось официальное открытие первой в Беларуси инклюзивной велосипедной дорожки. Ее протяженность составляет порядка десяти километров. Новая велодорожка доступна для велосипедистов всех возрастов и физических возможностей. Она проходит через основные достопримечательности Лиды и связывает микрорайоны города с его центральной частью, информирует "Лидская газета". Велосипедная дорожка построена в рамках реализации проекта Б...
Фото
Как будет выглядеть колесо обозрения в Гродно, на днях смогли увидеть горожане. Огромное колесо, на которое будут крепиться обзорные кабинки, уже установлено, оно возвышается над высокими деревьями парка, а увидеть его можно с разных концов города. Гродненское колесо обозрения станет вторым по высоте в Беларуси. Его высота составляет 42 метра, что на восемь метров меньше, чем в Минске. Монтаж конструкции еще не завершен. Пока смонтировано лишь само колесо,...
Новости по теме
Танцы с Карлсоном, тёплые объятия мишки Тедди и сюрприз от феи: как в Пышках прошел фестиваль мыльных пузырей
История одного письма, начавшаяся в сентябре 1939 года на Гродненщине
Рыбак из Вороново поймал 32-килограммового карпа… и переселил его в Минскую область
В Лиде открыли первую в Беларуси инклюзивную велодорожку. Ее оборудовали при поддержке польского МИД
В гродненском парке Жилибера заканчивают установку колеса обозрения
21 сентября на Южном рынке пройдет ярмарка "Золотой урожай": обещают большой выбор и распродажу товаров
Холодает, превращаясь в осень... Погода в Гродно на выходные
В Гродно открылась юбилейная выставка-ярмарка “Еврорегион “Неман-2019”
Дворец текстильщиков в Гродно после реконструкции изменится до неузнаваемости
Безвиз в Гродно: новые кафе, мало общественных туалетов и российский бизнес