«Много сил. Много времени. Много терпения»: как врач из Гродно построил ладью-мечту

Вдали от большой воды под крышей старой военной палатки гродненский врач-рентгенолог Андрей Блажевич, с юности увлечённый исторической реконструкцией, взялся ни много ни мало… за строительство старинного судна.

4YvwIwtD5MI.jpg

Эта история началась три года тому назад. Минувшим летом ладья-мечта обрела реальные очертания и даже прошла своё первое испытание. А в нашу недавнюю встречу лодка, наречённая древнеисландским именем Инггерт, ещё ждала своего второго свидания с Неманом, прячась в тени высоких деревьев. Вокруг дружно цвёл и благоухал жасмин, звонко на разные лады пели птицы и необычная лодка, украшенная головой дракона, казалась экзотическим объектом в лесном интерьере, пишет Журнал Гродно. Совсем не просто было понять: как на задворках деревенского дома появилось судно с картинки учебника истории?!

Не потерянная мечта

Как замахнулся на такое серьёзное предприятие? – неспешно повторяет мой вопрос Андрей и удивляет ответом: – А знаете, просто! Как-то в разговоре с друзьями зашла речь о том, что было бы неплохо сделать старинное водное транспортное средство. Сначала это был непринуждённый разговор, но шло время, я всё больше задумывался над озвученной идеей. Это, наверное, было своего рода испытанием силы воли, проверкой: смогу ли, в первую очередь, доказать самому себе, что при большом желании можно достичь всего, чего хочешь? Как видите, получилось! Нужны были только время, силы и терпение. Много сил. Много времени. Много терпения.

Мечта о собственной лодке у Андрея родом из детства. Первый интерес к истории пробудили картинки из учебников и методических пособий учителя истории – мамы будущего судостроителя. Тогда любознательный ребёнок только-только учился читать. Утверждать, что мама целенаправленно прививала любовь к своему предмету, Андрей не берётся. Просто его гораздо больше завораживали не картинки из сказок, а реальные вещи, придуманные людьми когда-то давным-давно. Книги по истории Древнего мира, методические пособия, энциклопедии перелистывались сотни раз. Взрослея, Андрей с удовольствием начал читать исторические тексты, смотреть научно-популярные передачи.

– Мне очень нравилась археология. Я восхищался открытиями Говарда Картера и Джорджа Карнарвона, которые нашли гробницу Тутанхамона. Мне тоже хотелось стать археологом и что-нибудь обязательно от-крыть, – оживлённо делится воспоминаниями о детстве мой собеседник. – Наверное, то, что я имею сейчас, – это мечта, которая с возрастом не потерялась и не забылась.

Тем не менее, в старших классах, когда настала пора определяться с выбором будущей профессии, юноша решил стать врачом. Поступив в Гродненский медицинский университет, об истории не забыл, нашёл в нашем городе клуб исторической реконструкции и даже в плотном учебном графике выкраивал время на занятия по душе, на деле изучая историю рубежа XIII-XIV веков. Однако через какое-то время Андрей, как он сам выразился, ушёл в самостоятельное плавание и углубился в раннее Средневековье.

Всё было впервые и вновь

Азбукой для начинающего судостроителя стала книга зарубежного автора «Суда викингов», переведённая на русский язык. Совершенно случайно, «бегая» по ссылкам и рассматривая картинки, Андрей наткнулся на неё в интернете. В монографии по археологии были представлены корабли, найденные когда-то на побережьях Норвегии и Дании. На одной из страниц молодой человек и увидел прообраз своей будущей лодки – ладью скандинавского или варяжского типа X-XI веков.

– Опыт судостроителя на тот момент у меня был нулевой, – интонацией подчёркивает суть фразы рассказчик. – Навыки плотника – на весьма поверхностном уровне. Знал, как правильно держать рубанок, ну и молотком по пальцам не бил. Поэтому очень много времени ушло на оттачивание этих самых элементарных умений. Надо было на собственном опыте прочувствовать, например, как ведёт себя дерево в той или иной ситуации. Да, древесина достаточно податливый материал, это не камень, не металл. Но насколько дерево легко в обработке, настолько оно и весьма капризно. Это материал растительного происхождения, поэтому стоит зарубить себе на носу: как матушка-природа заложила в нём ход волокон и рост сучков, веточек, так с этими обстоятельствами и надо считаться. К тому же доски сращивались, так как они шестиметровые, а длина ладьи почти девять метров. Опять же, приходилось сшивать пазы и делать так, чтобы они после пропитки и просмолки стали герметичными. В общем, знания с опытом приходили. Было много ситуаций, когда делаешь-делаешь, выгибаешь доску, размочил её, распарил, берёшься заклёпывать, а где-то сучок не заметил – и вот тебе трещина. Приходилось целый слой обшивки снимать из-за такой ахиллесовой пяты. Представьте! Сто заклёпок сделал, день-два на эту работу потратил, а в итоге результат отрицательный.

Не кто, а что

В одиночку, используя топоры, скобели, рубанки, Андрей Блажевич построил ладью примерно на 80 процентов. Даже украшения на носу и корме лодки топором и резцами вытесал и вырезал собственноручно. Голова дракона, к слову, получилась не устрашающей, а довольно добродушной и даже милой.

Получив разрешение подняться на борт, предлагаю хозяину ладьи провести мини-экскурсию, чтобы узнать, из каких же частей она состоит. И тут, кажется, «закипает» даже диктофон. Вот форштевень, сзади – ахтерштевень, то есть продолжение килевой части. Киль, оказывается, – это балка, проходящая посередине днища судна и обеспечивающая его прочность и устойчивость. А вот стрингеры…

– Кто? – вырывается вопрос.

Ведь многие сегодня скажут: стрингер – это журналист-фрилансер. Эрудиты добавят, что стрингерами ещё называют специалистов по натяжке струн на ракетках для тенниса. Но то, что это продольный усилительный элемент конструкции корпуса, знать дано далеко не всем.

– Кстати, стрингеры я не использовал, решив задачу усиления за счёт самой обшивки: применил клинкерную технологию, когда доска кладётся внахлёст одна на другую. Только по килю у меня идёт небольшой стрингер, куда вставляется мачта. Называется это устройство кильсон, расположено внизу внутри корпуса. А поперечные элементы жёсткости ладьи – шпангоуты, они похожи на рёбра. Бимсы – тоже поперечные элементы связки судна, на них укладывается настил, или палуба. Дополнительно для жёсткости используются кницы. Отверстия, напоминающие профиль головы птички, – вёсельные порты. Их пять пар, значит, понятно, что ладья вмещает десять гребцов и рулевого. Хотя Инггерт рассчитана на 12 человек. На носу сидит вперёд смотрящий или шкипер, – увлечённо рассказывает Андрей.

Он замечает, что драккаром его ладью называть ошибочно. Драк-кар – более крупное судно длиною не менее 20 метров, рассчитанное на целый военизированный отряд до полусотни человек. Его же лодка, с учётом соотношения длины и ширины, больше подходит под тип малых кнорров. Это скандинавские суда, которые предназначались для небольших экспедиций, причём чаще всего торговых. Кноррам не нужно было разгоняться до больших скоростей, преодолевать большие расстояния за короткий срок. Их задачей была перевозка большого количество груза и команды.

Хранимая богиней

С древнеисландского Инггерт дословно переводится «Богиня охраняет». И минувшим летом, когда ладья Андрея Блажевича впервые стала на воду, имя себя оправдало.

– Мы тогда чудом не сели на мель, – вспоминает Андрей. – Лодка весит тонну, плюс десять человек и снаряжение. Подводный камень, который заметили поздно, проскрёб по килю. Ощущение было такое, будто под коленкой этот валун вот-вот застрянет. И вдруг раз! Лодка спрыгнула и легко пошла дальше. Мы целый день тогда на воде пробыли. Проверили ходовые качества, насладились первым водным путешествием.

И Инггерт в тот же вечер вернулась на лафете в свою колыбель – красивое спокойное место, где живут родители супруги Андрея.

Когда речь зашла о семье, Андрей признался, что благодарен маме и папе Кристины, которые позволили ему на своём дворе заняться строительством лодки. Они и подсказывали кое-что по ходу дела, и помогали. Каждый вносил какую-то лепту. Ведь для реализации идеи помимо многих составляющих нужны были и условия.

– А жена – моя поддержка, моё вдохновение, – улыбаясь, говорит собеседник. – У нас маленькая доченька, ей скоро два годика. Забот у молодой мамы множество, но Кристина всегда готова подбодрить, посоветовать. Даже парус для ладьи мы с ней шили вместе.

Из сосны, дуба, ясеня, клёна, ели, берёзы построена ладья Андрея Блажевича. Много времени и сил он вложил в своё детище. Когда нужна была командная работа, звал друзей. И они, откладывая свои дела, приезжали на помощь. Поэтому на вопрос: сколько стоит такая лодка, её хозяин отвечает без раздумий:

– Для меня она бесценна! Называть какую-либо стоимость работы, в которую вложил душу, значит демонстрировать готовность её продать. А я расставаться с ладьёй не собираюсь. Патетически говоря, это мой второй ребёнок.

– Нет ли мыслей когда-нибудь вновь взяться за строительство судна?

Кто знает… – усмехается Андрей.

Теперь своё свободное время он посвящает новому, уникальному в своём роде, судоходному проекту «Гарадзенскi ветразь». О Гродно XI- XII веков, роли города в налаживании связей с Прибалтикой и Скандинавией и, конечно же, о викингах Андрей Блажевич готов рассказывать детям и взрослым. Живая история обещает быть увлекательной и познавательной..

ладья реконструкция
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Фото
Благодаря звонку неравнодушного гражданина в среду был задержан 31-летний водитель, управлявший микроавтобусом "Форд" в состоянии опьянения. Причем сама история достаточно интересная. Около 2 часов ночи в дежурную часть ГАИ поступило сообщение о том, что во дворе дома по улице Доватора компания людей, находящаяся возможно в пьяном состоянии, на автомобиле "Форд" шумит, сигналит и "газует". Сотрудники оперативно прибыли к указанному адресу, но никого там не...
Важно
Беларусь завершила внутригосударственные процедуры по соглашениям с Европейским союзом об упрощении визового режима и реадмиссии. Об этом сообщил сегодня журналистам начальник управления информации и цифровой дипломатии - пресс-секретарь МИД Анатолий Глаз, передает корреспондент БЕЛТА. "Главой государства принято решение, которое сегодня будет опубликовано, о подписании соглашений с Европейским союзом об упрощении выдачи виз и по реадмиссии. Это непростое...
Общество
Безвиз и Декрет № 7 о развитии предпринимательства дали заметный толчок для развития сферы обслуживания. В Гродно за два с половиной года открыто более 40 объектов общественного питания общей вместимостью 1300 мест. Наиболее популярными становятся бары и кафе нового формата. Изменения в первую очередь замечают сами гродненцы. Людмила и Геннадий, которые гуляли по городским улицам, отметили, что по количеству и качеству пищевого сервиса Гродно приближается...
Видео
В четверг на улице Ожешко водитель Toyota устроил «разрыв шаблона» и это попало на видео. Toyota выехала с парковки железнодорожного вокзала и, вопреки предписывающему знаку, повернула налево. Далее водитель решил не пересекать двойную сплошную линию разметки и поехал по встречной полосе, рассказывает АвтоГродно. Даже когда произошла аварийная ситуация со встречным транспортом, водитель остался верен себе и линии разметки не пересек. Видеозаписью делится...
Происшествия
С какой целью неизвестный совершил угон «Жигулей» второй модели 1973 года выпуска, логике не поддается, ведь сие деяние уголовно наказуемо (и действительно, по данному факту Лидским РОСК возбуждено уголовное дело). Возможно, неустановленный пока гражданин заметил, что автомобиль не заперт, и решил этим воспользоваться. Подобрал ключ, замкнул провода – и был таков, рассказывает "Лидская газета". Правда, проехал немного: изначально автомобиль стоял у магазин...
Погода
Предстоящие выходные в Гродно будут по-осеннему холодными. В ближайшие дни синоптики обещают переменную облачность с высокой вероятностью дождей. Осадки прекратятся лишь к началу новой недели. Распогодится, но...теплее не станет. Фото: @photoxmi В пятницу, 20 сентября, переменная облачность, днем возможен дождь. Ветер северо-западный 6-8 м/с, с порывами до 13 м/с. Относительная влажность воздуха 50%, атмосферное давление 767 мм.рт.ст. Температура воздуха д...
Фото
В мире немало людей, которые находят в каждом новом дне череду счастливых совпадений и примет. А кто-то даже верит в магию цифр. И пусть все привыкли, что традиционными «свадебными» днями становятся пятница и суббота, сегодняшний четверг дал им фору по количеству регистраций браков. Уникальным делает этот день и приближение знакового юбилея Гродненской области. Выяснить, верят ли в удачу сегодняшние молодожены, или же 19.09.2019 – скорее простое совпадение...
Фотофакт
Сегодня утром на Румлёвском мосту в направлении к ГАИ образовалась небольшая пробка. Причиной стало пробитое колесо в машине Range Rover с российскими номерами. Неизвестно, насколько по времени затянулся затор, если бы не проезжающие мимо инспектора батальона ДПС ГАИ Гродно. Экипаж с бортовым номером 553 помог девушке в замене колеса, после чего она смогла ехать дальше, пишет портал Гродно Newgrodno.by. Наверное, это тот самый случай, когда сотрудники ГАИ...
Интервью
Стараниями одной группы из Санкт-Петербурга все мы очень четко знаем, с каким нецензурным словом можно удачно зарифмовать аббревиатуру ЗОЖ. Интересно, что кто-то воспринимает получающееся в результате утверждение как правдивое. Удивительно, но таких людей немало. Что вызывает сомнения у противников массового движения за здоровый образ жизни? Вполне вероятно, многие из них предполагают, что далеко не всякое занятие спортом может быть полезным, а иногда стан...
Новости по теме
So close. Президент Лукашенко решил подписать соглашение с ЕС по визам за 35 евро
Парадокс. В Гродно почти каждую неделю открываются бары и кофейни, но их все равно не хватает
Любителям осени посвящается. Погода в Гродно на выходные
Три девятки как залог семейного благополучия. В Гродно 19.09.19 заключили брак 19 пар
До сорока пил, потом побежал и умер. Врач из Гродно рассказывает, существует ли «смертельный ЗОЖ»
Слонимское ЖКХ оштрафовали более чем на 12 тысяч рублей
Проект решения о смягчении визового режима ЕС и Беларуси готов. Осталось согласовать и утвердить
Тепловая модернизация домов обойдется белорусам в сумму до 40 рублей за 1 квадратный метр
Губернатор Гродненщины: пуск первого блока БелАЭС пройдет в начале 2020-го года
В Гродно прошёл очередной аукцион по продаже земли и недвижимости: участок в Барановичах "ушел" за $12 тысяч