Помнит только кладбище. Как на Гродненщине исчезла самая старая татарская деревня в Беларуси

В исторических источниках Некрашунцы появляются в далеком XV веке. Еще 70 лет назад здесь кипела мусульманская жизнь, о чем сегодня напоминает только заросшее татарское кладбище.

Куда исчезли некрашунские татары, узнавали журналисты «Белсата».

Деревня Некрашунцы находится у самой границы с Литвой, на севере Гродненской области. Сегодня здесь можно увидеть лишь несколько опустевших хуторов, поросших кустарником. Вокруг тишина, которую изредка нарушают маленькие куропатки с колхозного поля. Мы приехали, чтобы отыскать следы магометанской культуры, которая процветала здесь еще 70 лет назад. Татар из окрестностей соседних Алекшишек, Милькунцов, Улановщины, Талькунцев, Камейш и других хуторов и деревушек здесь собирала деревянная мечеть, от которой осталось несколько камней на колхозном поле.

В детстве мечеть посещал выдающийся политик, генерал-лейтенант, исследователь литовских татар, один из первых премьер-министров Крыма Матей Сулькевич, родившийся в Камейшах. Интересно, что еще до войны, в самом начале ХХ века, на ремонт мечети в Некрашунцах пожертвовали средства королевское правительство в Египте и татары США. Еще в 1950-е годы здание разобрали и отдали на хозяйственные постройки.

Миновав пустые хутора, мы доехали до кладбища, которое по-татарски называется мизар. Считается, что самые старые захоронения здесь от XIX века. Однако в исторических источниках Некрашунцы упоминаются еще в 1415 году. Кто знает, может, под этими могилами скрываются более древние захоронения? В Некрашунцах осталось два мизара. Бродя среди каменных плит, на некоторых еще можно разобрать арабскую вязь, которой писались имена умерших и молитвы из Корана. Один мизар был для богатых и выдающихся татар, другой – для бедных. К сожалению, живых татар в Некрашунцах не осталось.

Последняя живая татарка

Единственную старую татарку мы нашли в соседней деревне Алекшишки. Как оказалось, Софья Криницкая родилась в Некрашунцах, и сегодня она последняя свидетельница татарской жизни в окрестностях.

«А какое ваше мусульманское имя?» – спрашиваю, ведь у каждого белорусского татарина или татарки есть два имени, для своих и чужих.

«Крещена я – Зелийма. Криницкая по мужу, девичья фамилия – Мухарская, – начинает свой рассказ женщина. – Я с 35-го года. Как жили? Вся околица была татарская, аж под Улановщину. Мечеть стояла, потом разобрали ее. А что деды? Жили, мучились. Нас трое у мамы было. Брат в Польше умер, сестра на Литве была – умерла. И я одна осталась. После войны колхоз был. Все забрали, лошадей, повозки. Выживали тем, что картофель сажали, корову держали. А так, полеводом в колхозе 22 года отработала».

Последняя татарка из мусульманской общины в Некрашунцах, Зелийма Криницкая

После войны татарские семьи с некрашунских окрестностей массово эмигрировали в Польшу

Как рассказала Зелийма Криницкая, местный мална (мална – мулла, мусульманский священник, прим. переводчика), как и многие татары, после войны уехал в Польшу. Учить молиться и читать Коран было некому. Мечеть пустовала. В Западной Беларуси 1940-1950-х годов татар репрессировали, как и других представителей зажиточного населения. В 1950-е многие татарские семьи – как бывшие граждане Польши – репатриировались из Беларуси на понемецкие территории. Отец Зелиймы разделил судьбу многих западных белорусов: еще в 1939 году ушел в польскую армию, в 1940-м под Кривым Рогом в Украине попал в советский плен, потом вместе с армией генерала Андерса в Англию, а после войны перебрался в Гданьск, куда и пытался перевезти семью.

«Отца Матвей звали, по-нашему Мехмет. Забирал он нас, забирал… Мама пыталась документы сделать, но не получилось. Я уже замужем была, другая фамилия, поэтому труднее было. Дядя наш зато поехал с семьей. Сестра его с мужем в Литву уехала. И так многие. Здесь же много татар жило, но как стали колхозы, то люди бежали. Кто в Польшу, кто в Литву. А молодежь, кто в городах учился, там и оставались, – кто в Ивье, кто в Гродно. Разлетелись, и никого не осталось», – рассказывает женщина.

Поскольку ни мечети, ни духовного учителя в окрестностях не было, религиозная жизнь местных татар заникала. Единственная старшая татарка, которая умела читать Коран, умерла, а «крестить» (т.е. «азанить» – читать специальные молитвы при рождении ребенка) или хорошить некрашунские татары ездили в другие места, где был мална.

Мугир с молитвами белорусские татары вешают в своих домах, как иконы у католиков и православных

Похороны матери Зелиймы в д. Сорок Татар

Свинину начала есть, когда лежала в больнице с менингитом

«Мама моя не умела читать молитв. Татарский язык трудный. Дед на железной дороге работал, и до войны они жили в Оренбурге в России. А как революция началась, дед умер, а мать вернулась опухшая. Настал голод, кошек и собак даже ели. А меня уже никто и не учил. Закон татарский такой, что очень нужно учиться и учиться. А тут война. Свинины, как малые были, не видели. А потом я лежала в больнице с менингитом в 1953 году, то конечно, там все жирное, привыкла и уже без разницы стало. Сама даже кабанов держала», – говорит Зелийма.

Местные татары, хотя не умели молиться, но все равно отмечали праздники – Курбан Байрам, Ашура Байрам. Пекли пироги, старались в праздники не работать. В доме Зелиймы в одном из углов висит древний мугир.

«Это как икона по-мусульмански. Только у нас вместо иконы татарские молитвы. От мамы остался. Есть еще и Коран старый», – объясняет женщина.

Курбан Байрам в Ивье 90-е гг.

Старый Коран, оставшийся Зелийме Криницкой от матери

Вместе с Кораном, которому не менее 200 лет, Зелийма достала старые фотоснимки своей семьи, на которых можно увидеть, как жили местные татары. Есть снимок с похорон матери в Сорока Татарах 18 лет назад, Курбан Байрам в Ивьевской мечети, когда здание еще было голубым, а вот и самое старое фото – мать Зелиймы вместе с братом, эмигрировавшим в Польшу.


«Жили, ничего хорошего не видели, а теперь жить и жить, так умирать надо. Прошу только Бога, чтобы на своих ногах», – на прощание говорит Зелийма.

Сегодня в Беларуси проживает чуть более 7000 потомков воинственных татар, которых 600 лет назад пригласил в ВКЛ князь Витовт. В начале ХХ века на территории Беларуси действовало более 20 мечетей, сегодня их осталось только 8. Культура и традиции белорусских татар, которая хранилась веками, пришла в упадок всего лишь 70 лет назад. Войны, борьба советской власти с «опиумом для народа», разрушение мечетей и мизарей, репрессии, репатриации, позже переселение молодежи в города. Таким образом о магометанах в Некрашунцах сегодня напоминают только молчаливые мизари с поваленными надгробиями.

Деревня история
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Общество
«Наконец-то отпуск, можно делать все, что душе угодно!» — так, наверное, думают некоторые будущие туристы, которые моментально избавляются от налета цивилизации, стоит только выбраться «за бугор». Ресурс Bored Panda сделал подборку таких не лучших представителей человечества: «Безмозглые эгоцентричные зомби, у которых нет уважения к местам, куда они отправляются». Материал разместил Onliner.by Туристы уничтожили популярную местную достопримечательность в...
Общество
Время неумолимо движется вперед, и на ход его мы повлиять не в состоянии. Остается лишь наблюдать да отсчитывать уходящие годы, месяцы, часы и секунды. Этим и занимается ученый — хранитель времени Елена Такун из Белорусского государственного института метрологии. Она показала нам, где хранится белорусская секунда, и рассказала, зачем та нужна. Всего в республике насчитывается 58 эталонов различных единиц измерения. Большинство хранится именно в Белорусском...
Общество
Как торговец швейными машинками, которые он продавал в царское время в магазине на Соборной площади в Гродно, эволюционировал в одного из крупнейших производителей велосипедов и мотоциклов во Второй Речи Посполитой (1921−1939 годы), — в первом материале TUT.BY из спецпроекта «Крэсовые миллионеры». Он посвящен расцвету и закату знаменитой велосипедно-мотоциклетной фирмы Niemen, созданной в 1920–1930-х годах прошлого столетия отцом и сыном Нохимом и Лазарем...
Общество
Литва, которая критикует строительство станции рядом со своими границами, поднимала вопросы о надежности выбранной площадки — неподалеку от Островца в конце XIX и начале XX веков были зарегистрированы землетрясения силой от 5 до 7 баллов по шкале Рихтера. По итогам проведения стресс-тестов БелАЭС стало известно, что Центр геофизического мониторинга НАН все-таки изучит землетрясение в Гудогае, которое произошло в 1908 году. Исследование проходит по заказу Г...
Общество
Вдали от большой воды под крышей старой военной палатки гродненский врач-рентгенолог Андрей Блажевич, с юности увлечённый исторической реконструкцией, взялся ни много ни мало… за строительство старинного судна. Эта история началась три года тому назад. Минувшим летом ладья-мечта обрела реальные очертания и даже прошла своё первое испытание. А в нашу недавнюю встречу лодка, наречённая древнеисландским именем Инггерт, ещё ждала своего второго свидания с Нема...
Общество
«После того как Кириллу удалили имплант, я почти впала в депрессию. Жалко себя, потраченного времени, но больше всего, конечно, сына. Ему всего 2,5 года, а он через столькое прошел! У меня разрывалось сердце: за что? — начинает непростой разговор Елена Немогай. — Помню, муж сказал: «Кирилл не слышит, но он видит твое лицо. Ты должна улыбаться. У нас дома еще трое детей — им нужны родители». «Мы надеялись, что Кирилл спит и поэтому не реагирует!» Многодетна...
Власть
Требование к работе правоохранителей в ближайшее время вырастут, заявила пресс-секретарь президента Наталья Эйсмонт по следам «исторического» совещания с силовиками. Лукашенко критиковал милицию за применение чрезмерной силы при задержании, следователей — за затягивание следствия, экспертов — за фальсификацию доказательств, прокуроров — за недостаточный контроль. TUT.BY решил посмотреть, как сегодня выглядит правоохранительная система Беларуси, чем, по за...
Общество
"Уж сколько раз твердили миру..." - именно так звучит знаменитая фраза из басни, которую хочется применить к этой истории, начавшейся с того, что продавец авто не осознает необходимость регистрации автотранспорта на его фактического владельца, а покупатель пользуется его душевной добротой и за многие нехорошие вещи не отвечает. Но "попасть" могут оба. Материал разместил ABW.BY. "Старушка-"разведчица" выполнила свой долг" Николай: "Пару лет назад я пригнал...
Интересно
Для туристической отрасли Беларуси этот год стал особенным. Когда ты попадаешь в десятку лучших направлений для туризма по версии Lonely Planet - самого авторитетного путеводителя в мире, это не просто интересный факт, это весьма серьезный импульс. Одна деталь: как ни крути, но все же главный объект внимания - Минск. "Гродненская правда" проанализировала позиции Гродно на ведущей туристической площадке TripAdvisor - по уровню популярности до Минска и Брес...
Новости по теме
На фото показали туристов, которых хочется ударить
Так выглядит белорусская секунда. Побывали в институте, где рассчитывается точное национальное время
Белорусские «Харлей» и «Дэвидсон». Как Старовольские и Пивоварский создали первый белорусский мотоцикл
Ученые исследуют землетрясение 1908 года. Оно произошло рядом с будущей площадкой для БелАЭС
Семь футов под килем
«После снятия швов кожа повторно разошлась». Как многодетная семья борется за слух сына
И виновник, и потерпевший в ДТП - одно лицо. Что бывает, когда регистрируешь автомобили "на себя"
«Не готов содержать чужого ребенка и мужа». Отцы о размере алиментов и отчетах об их расходе
В Литве дефицит работников, кадры ищут в соседних странах. На какие позиции берут белорусов
«В девяностые всегда светило солнце». Белорус вспоминает, как возил масло в Латвию, трусы в Польшу и сыр в Санкт-Петербург