"Ты к Касе или к Басе?": загадка знаменитых гродненских башен

Гродненские башни «Кася» и «Бася», которые ранее были водонапорными, уже несколько десятилетий живут искусством. Просыпаются с первыми лучами солнца и засыпают поздней ночью – под мягкое скольжение кисти по полотну и звуки старого радиоприёмника. В башнях творят художники. Для них это место особенное, со своей историей, неразгаданными тайнами и творческой атмосферой.

Корреспонденты журнала «Гродно» отправились к ним в гости и не пожалели.

Катерина и Барбара

Для начала немного истории. Восьмигранные башни – памятники промышленной архитектуры, построенные в конце ХIХ – начале ХХ веков. Одна из них была возведена в 1890 году, другая – в 1905. Их строительство было связано с созданием первой в городе системы водоснабжения по инициативе «Всероссийского акционерного водного общества».

В высоту башни достигают 22 метров, а находятся они на самой высокой точке старого города. Считается, что западную башню, розового цвета, возвели первой. Она богато декорирована, в отличие от восточной, которую построили позже.

Какая из башен «Кася», а какая «Бася», сказать сложно. Сами художники рассказывают, что когда-то в одной из башен располагалась бухгалтерия водоканала. Там работала женщина по имени Барбара, она же Бася. А в соседней хозяйничала завхоз Катажина (Катерина или просто Кася). Когда рабочие водоканала встречались, то спрашивали друг у друга: «Ты к Касе или к Басе?». Благодаря этим сотрудницам башни и получили свои названия.

Есть и другая версия: имена башням придумал художник Сергей Веремейчик, который собирал в Гродно материал для дипломной работы.

В 1982 году водоканал передал башни Гродненской областной организации ОО «Белорусский союз художников». Три года в «Касе» и «Басе» шёл ремонт, после чего там официально расположились творческие мастерские художников.

Засушенные розы и крыло птицы

Знакомство мы решили начать с восточной башни, рядом с которой неприличных размеров кот стережёт скворечник. Двери легко поддаются, и мы оказываемся на первом этаже. Напротив – запертая дверь. Слева крутая лестница ведёт наверх. Осторожно поднимаемся, успевая любоваться зелёными цветами на подоконнике. Запах старины щекочет ноздри.

На третьем этаже мы встречаемся с гродненским художником Юрием Яковенко, который трудится в башне с 1993 года. На этаже две просторные комнаты. В одной из них художник изготавливает свои работы. Тут по-домашнему уютно. Рядом с деревянным столом – старый кассетный магнитофон, огромная лупа, напоминающая ночную лампу. Деревянные стулья накрыты цветастыми бабушкиными ковриками. На полках – книги по искусству графики и энциклопедии о растениях и животных. На стене у двери висят дипломы и грамоты.

Юрий Яковенко – художник-график, почётный академик Российской академии искусств. Мастер имеет 25 международных и отечественных наград. Его персональные выставки проходили в Испании, Литве, Нидерландах, Бельгии, Польше, Швеции и на Кипре.

Юрий Владимирович говорит, что к башне уже привык:

– Мне здесь комфортно, да и дом рядом находится. Летом в башне прохладно, а весной и осенью, когда отключают отопление, мёрзнем. Зимой греют батареи. Здесь на каждом этаже есть камины, но они не действующие. Даже дымоходы сохранились. Возможно, когда-нибудь мы будем греться у камина, но для этого нужно оформить официальное разрешение, – отмечает художник.

Интересуюсь, чем вдохновляется Юрий Яковенко.

– Мне помогает музыка, литература, а ещё я собираю травку, листочки, цветы, из-за границы привожу интересные шишки и растения. Люблю розы за красивую форму. Живой цветок очень гладкий, а когда он засыхает, то принимает какую-то форму. Живую розу неинтересно рисовать, – удивляет нас художник.

На широком подоконнике стоит ваза с засушенными розами и… крылом птицы. Художник говорит, что это подарок.

– Любой материал крайне важен для работы. Что-то можно нафантазировать, но должна быть основа, чтобы рисунок получился убедительным.

В соседней комнате печатник-график Александр Ошурко с помощью станка распечатывает работы художника.

Несколько гравюр сохнут на лестнице, которая ведёт на чердак. Перила украшены новогодними зелёными ветками и ёлочными игрушками. На дворе весна, но мастерская словно застыла в праздничных декорациях. Необыкновенно, конечно.

Спускаемся вниз, на первый этаж, где расположена ещё одна мастерская.

Автор «Городничанки» и памятника Жилиберу

Художник-скульптор Владимир Пантелеев недавно вернулся из Вертелишек. Признался, что выбирал дуб для новой работы. Владимир Иванович известен гродненцам такими работами, как «Городничанка», которая сидит у одноимённой реки в городском парке, «Памятник Жана Эммануэля Жилибера», а также скульптурами лебедей, украшающих Швейцарскую долину, и купидоном у центрального ЗАГСа. Скульптор является активным участником международных пленэров по скульптуре, что проходят в России, Литве, Польше, Украине.

Художник называет свою мастерскую творческой кухней, а работает здесь более тридцати лет. Основные материалы, из которых он делает красивые скульптуры: дерево, камень, бронза. В его мастерской хранится большое количество различных произведений, которые мы с удовольствием рассматриваем.

Ловлю себя на том, что, если бы увидела Владимира Ивановича в толпе, подумала бы, что он не кто иной, как рокер. Не любящий шумихи, с лёгким налётом брутальности, и, конечно, красиво стареющий. Вдогонку этой мысли со старого радиоприёмника играет красивая рок-баллада.

В этой же башне работает художница-график Валентина Шоба. В 1992 году по результатам республиканской выставки «Жыве Беларусь» она получила премию за лучшую работу года в области графики. В 1998 году награждена медалью Белорусского союза художников «За достижения в белорусском искусстве», а в 2015 году на выставке Art Capital, проходящей в парижском выставочном комплексе «Гран Пале», стала обладателем престижной премии Тэйлора. Но сегодня мы её не застали, а жаль. Может, в следующий раз.

«Бася» и творческий лофт

Направляемся во вторую башню, где нас уже ждёт Виктория Ильина. Её работы находятся в коллекции Музея современного искусства (Минск), Гродненском историко-археологическом музее, музее Максима Богдановича, в частных коллекциях и галереях. Свою страсть к творчеству Виктория Ильина старается передать следующему поколению, обучая юные дарования в детской художественной школе.

Виктория Арнольдовна ведёт нас на второй этаж, в свою мастерскую, в которой работает с 2003 года. И снова нас ждёт подъём по круговой лестнице и живые цветы на окнах. Помещение условно поделено на три части. В первое мы попадаем при входе. Здесь хранятся полотна, засушенные розы, сувениры. Затем следует небольшое помещение, где стоит мольберт, табуретки, художественно испачканные яркими красками. Рядом – лёгкий хаос из тех же тюбиков краски и кисти. Последнее помещение больше напоминает уютную комнату с диванчиком, столом и множеством кружек для чая. Наверное, для гостей.

Раньше мы частенько ходили в гости друг к другу в соседнюю башню. Такое соседство полезно тем, что всегда можно попросить друг у друга скобы или белила, – рассказывает Виктория Арнольдовна. – Наше поколение понемногу стареет, но к нам пришли молодые художники – Саша Болдаков, Ваня Русачек. Иногда мы вместе собираемся во внутреннем дворике у башен, проводим какие-то пленэры, встречаем гостей.

Виктория Ильина показывает на небольшое закрытое окошко в двери своей «творческой кухни» на втором этаже:

Когда-то здесь была бухгалтерия, а окошко открывали со стороны коридора. Раньше мы называли ту башню «Касей», а эту – «Басей». Говорят, именно художник Сергей Веремейчик придумал эти названия. И всё же интересно, работали ли здесь когда-нибудь женщины по имени Катажина и Барбара или нет?

В 90-х годах мы с художником Сергеем Гриневичем ходили в архив, чтобы навести справки о башнях. Как оказалось, одна архивная справка стоит сумасшедших денег! Тогда мы, художники, были очень бедные. Да и сейчас мы не очень богаты. Потому забросили идею с архивами.

Возможно, когда-нибудь гродненские историки докопаются до сути, а пока мы назовём западную, розовую башню «Басей». В честь бухгалтера, которая выдавала зарплату в этом окошке на втором этаже.

Этажом ниже творит молодой художник Александр Болдаков. По образованию он сценограф. Сейчас его занимает несколько проектов, в том числе художественные и театральные. Его мастерскую украшают старинные деревянные часы и «колесо» из столовых ложек, которые вращаются внутри шины. А ещё Александр показывает нам различные вещи из дерева: серёжки, магниты, брелоки и небольшую копию деревянных часов, которые находятся на Фарном костёле. Узнаваемая деталь – четвёрка: вместо IV – четыре палочки: IIII.

Сценограф трудится в башне с 2013 года.

Здесь царит таинственная, загадочная атмосфера, позволяющая отстраниться от всего вокруг. Особенно это чувствуется ночью, в это время мне очень нравится работать, ничто не отвлекает. Можно назвать это место современным лофтом (часть здания промышленного назначения, переоборудованное под мастерскую – прим. ред.), – считает Александр.

Председатель Гродненской областной организации «Белорусский союз художников» Николай Бондарчук рассказал, что в башнях находится семь мастерских, в которых работают художники Юрий Яковенко, Валентина Шоба, Владимир Пантелеев, Виктория Ильина (все – лауреаты областной премии А.И. Дубко как художники года), а также Александр Болдаков, Иван Русачек, Александр Ступень. Нам посчастливилось пообщаться с некоторыми из творцов. Увидеть, как на твоих глазах создаётся искусство, дорогого стоит. Будет минутка – обязательно загляните сюда и насладитесь атмосферой творчества и красоты.

Художник башня творчество Кася Бася искусство Гродно
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

1
Происшествия
Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил охраны труда» в отношении 40-летнего мастера смены брикетного цеха торфозавода «Лидский», который, являясь лицом, ответственным за охрану труда и безопасное производство работ, допустил машиниста к выполнению работ по очистке и удалению торфяной пробки на не отключенном от электропитания прессе. В результате 35-летний рабочий получил тяжелые травмы головы. Как сообщили редакции "Лидской газеты" в Лидско...
life:)
А ты знаешь, сколько мобильного трафика используешь в месяц? life:) запустил новую линейку безлимитных тарифов для интернета, где можно выбрать свой Безлимит и не платить за не потраченные гигабайты. Предпочитаешь всегда оставаться онлайн, серфить в интернете и общаться в мессенджерах? Тариф Безлимит Лайт включает 9 ГБ интернет-трафика без ограничений скорости и безлимит интернета на скорости до 1 Мбит/с. На такой скорости можно свободно общаться в мессенд...
Общество
В среду, 26 февраля, в канцелярии маршала Подляшского воеводства состоялось совещание по транспортной инфраструктуры на польско-белорусской границе. В ней приняли участие среди прочих Владимир Дешко, заместитель председателя Гродненского областного комитета, и Марек Олбрысь, заместитель спикера Подлясского воеводства. Заместитель спикера Марек Олбрысь, обращаясь к присутствующим, подчеркнул, что оба региона развиваются очень хорошо; он добавил, что рассчи...
Общество
На конец 2019-го в Польше работали 1,5 тысячи врачей из стран, не входящих в Евросоюз. Медики из Беларуси занимают второе место после Украины — 306 человек, сообщает prawo.pl. При этом, по данным на начало ноября 2019 года, в Польше работал 231 белорусский врач. Получается, за достаточно небольшой промежуток времени их количество выросло на 75 человек. Напомним, с 2020 года в Беларуси бюджетникам, в том числе медработникам, стали по новой схеме рассчитыват...
Фото+Видео
В среду, 26 февраля, в Островецком районе, в результате аварии, серьезные травмы головы получил водитель автомобиля "ВАЗ". Около 8.30 утра 33-летний водитель автомобиля "Форд" двигался вблизи деревни Мацканы. - На закруглении дороги вправо житель города Минска не справился с управлением, выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем "ВАЗ", под управлением мужчины 1948 года рождения. Пенсионер получил серьезные травмы головы, с которыми его госпитал...
Общество
Наибольший объем работ ожидается на улице Большой Троицкой, сегодня они активно ведутся. С 1 марта движение транспорта по этой улице будет закрыто минимум на два месяца, сообщили в Гродненском горисполкоме. По ходу работ, возможно, будет производиться его частичное открытие на непродолжительное время. За это время гродненскому предприятию «Гродноводоканал» предстоит заменить на этой улице 40 колодцев на более современные – плавающие, рассказывает "Гроднен...
Происшествия
Трое из них погибли во время подледного лова рыбы. Трагедии произошли в Островецком и Лидском районах, а также в Гродно. Нынешняя зима побила все температурные рекорды и сильнее остальных расстроились рыбаки. Отсутствие снега и сильных морозов, несвойственное нашему климату, полностью разочаровало любителей подледной рыбной ловли. Но попытки вернуться к своему зимнему хобби жители региона все же предпринимали, как только столбик термометра опускался ночью...
Общество
Лидчанин Ярослав Чесновский оригинально отблагодарил жену за рождение третьей дочери. Рождение третьей дочери вдохновило жителя Лиды Ярослава Чесновского на романтический поступок. Жену он поблагодарил за дочь весьма оригинально, а использовал для этого баннер, который виден из окон роддома. Вскоре фото с изображением семьи Чесновских на баннере появилось в Интернете. Так Ярослав и его семья стали знаменитыми, рассказывает "Лида-ТВ".
Происшествия
Около 11 часов вечера 27-летний житель Гродно ждал общественный транспорт на остановке «Автовокзал» в областном центре. Молодой человек заранее зашёл в магазин и купил домой продукты. Именно на пакет с едой обратили внимание два гражданина, которые проходили мимо. Фото носит иллюстративный характер - Мужчины 45 и 46 лет подошли к ожидающему автобус гродненцу, выхватили сумку с едой и скрылись во дворах. Потерпевший обратился за помощью в милицию, вскоре пр...