"Водитель, примите вправо!". В Беларуси за непройденный техосмотр уже штрафуют из автомобиля ГАИ

С тех пор, как в начале 2014-ого ввели госпошлину за право допуска автомобиля к участию в движении, количество автовладельцев, проходящих процедуру ТО, снижается с каждым годом. Печальная статистика лучше всего иллюстрирует ситуацию, которая сложилась вокруг техосмотра и дорожного «сбора», неотделимых друг от друга вот уже шестой год подряд… Усиление контроля и совместные проверки ГАИ и «Белтехосмотра» — это не только реакция на нее, но и способ выявить нарушителей, которые не уделяют должного внимания техническому состоянию своего автомобиля, ссылаясь на отсутствие денег или поступая так из принципа — лишь бы не платить налог за дороги.

news_44353_44.jpg

Со статистикой не поспоришь: она апеллирует сухими цифрами, которые лучше всего отражают картину действительности. Вот некоторые из них: за 4 месяца текущего года в Минске было выдано чуть больше 62 000 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 8,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего по Беларуси с января по май предоставлено на 4,7% меньше разрешений, чем в 2018-ом (335 306 против 351 738 разрешений), рассказывает av.by.

news_44353_25.jpg

Во многом падение этих показателей связывают с нежеланием отдельных автовладельцев платить дорожный налог. В марте был зафиксирован самый большой процент снижения выдачи разрешений в первом квартале (6,8%). И это не мудрено: 1 апреля депутаты обещали внедрить изменения в правилах взимания дорожного сбора. Как следствие, накануне даты Х станции диагностики пустовали, многие водители ждали, а после, когда стало известно, что с указом решили повременить, некоторые автовладельцы не поехали на техосмотр из принципа.

news_44353_8.jpg

«Если проанализировать апрель текущего года, то по Минску снижение составило 12,7%, а по республике — 8% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, — комментируют в «Белтехосмотре». — Ни для кого не секрет: начиная с 2014 года мы наблюдаем отрицательную динамику — минус 10% каждый год по отношению к предыдущему».

news_44353_33.jpg

Сегодняшний рейд будет совсем не похож на предыдущие. УП «Белтехосмотр» и ГАИ решили впервые опробовать в деле новую форму работы, при которой можно выявлять автовладельцев, чьи транспортные средства не имеют допуска к участию в дорожном движении. Если раньше сотрудник «Белтехосмотра» во время рейдов оказывал методическую помощь и предоставлял базу данных, то сегодня все будет иначе: пока сотрудник ГАИ патрулирует закрепленный за ним участок, представитель УП «Белтехосмотра» проверяет по регзнакам в базе данных двигающиеся в потоке автомобили. Как только обнаруживается нарушитель — в дело вступает инспектор! 

news_44353_3.jpg

То есть в сегодняшнем рейде мы будем вычислять только тех водителей, у которых просрочен сертификат ТО или чей автомобиль вообще не значится в базе данных. Для этого на борту служебной машины ГАИ и находится сотрудник «Белтехосмотра», который, словно народный дружинник, вводит госномер в базу онлайн и подсказывает, у кого не пройден техосмотр. Ну что, проверим, каким будет эффект?

news_44353_30.jpg

Утром в будний день на дорогах оживленно. Служебная машина ГАИ спокойно едет по проспекту Дзержинского, глаза инспектора изучают плотный поток. Сотрудник «Белтехосмотра» тут же оперативно проверяет машины, которые показались водителю подозрительными, и спустя пару минут указывает на Volkswagen Passat. Молодой человек за рулем явно замешкался, не совсем понимая, почему его остановили в час пик.

news_44353_47.jpg
news_44353_5.jpg

Когда подтверждается отсутствие техосмотра, водитель поникшим голосом комментирует: «Помните, водителям обещали, что с 1 апреля отделят техосмотр от дорожного сбора и будут контролировать всех через камеры фотофиксации? Ничего не изменилось! Нет никакого смысла платить этот налог, так как за два года меня штрафуют всего второй раз. Короче, как не проходил, так и проходить не буду».

news_44353_7.jpg
news_44353_6.jpg

Поскольку у парня «повторность» в течение года, то предусмотрен штраф от 2 до 5 б. в. (от 51 до 127,5 руб.). Напомним, за первое такое нарушение штраф поменьше — предупреждение либо от 1 до 3 б. в. (от 25,5 до 76,5 руб.). Но это еще не все: похоже, водитель Volkswagen числится в базе розыска по части военкомата! И пока сотрудник ГАИ оформляет административный протокол и разбирается, что делать с парнем за рулем, мы внимательно сканируем поток с помощью базы техосмотра.

news_44353_9.jpg

Сотрудник «Белтехосмотра» оперативно вводит регзнаки машин в базу данных, всматривается в монитор ноутбука и тут же озвучивает результаты: «BMW X5 — нет техосмотра, Opel Ascona — конечно, нет, новая Lada Vesta — ее недавно купили, а разрешение на допуск в движении еще не получен. Samand проходил ТО в последний раз в 2014 году, а Mercedes — вообще 7 лет назад. Lincoln Navigator  в базе отсутствует! Грузовой Mercedes проходил ТО в 2013 году, перед введением госпошлины…»

news_44353_11.jpg

Понятное дело, были и машины, у которых техосмотр пройден в срок и которые можно не тревожить лишний раз. Клиническая картина пока такова: из нескольких десятков автомобилей 40% ехали без техосмотра. Продолжаем проверять машины в режиме онлайн. К удивлению, старенький Passat B5 числился в базе с пройденным ТО, в отличие от BMW свежих годов выпуска…

news_44353_15.jpg

Какое-то время мчимся в потоке, чтобы остановить следующего нарушителя в том месте, где мы не будем создавать помехи для движения других транспортных средств. Хотя мы и фокусируемся на техосмотре, это вовсе не значит, что инспектор не проверит документы, не обратит внимание на состояние водителей или правила перевозки детей, если того требует ситуация.

news_44353_45.jpg

Напротив, как показывает практика, если у владельца не пройден техосмотр, то зачастую за ним водятся и другие нарушения, как, например, у водителя Peugeot 206. «Пробиваем» его по базе — вместо «Пежо» по этому номеру почему-то выскакивает автобус ПАЗ… Это вызвало подозрения. Инспектор мигом следует за машиной, озвучивая водителю требование об остановке.

news_44353_16.jpg
news_44353_17.jpg

Выяснилось, что транспортное средство числится на юрлице, техосмотр же пройден в 2017 году. В этом случае предусмотрен штраф от 4 до 6 б. в. «Технически машина исправна, нужно только покрасить кузов, — объясняет владелец. — Не поверите, но я только что ехал на встречу с маляром. Наверное, это судьба…» И не только потому что у автомобиля нет действующего сертификата ТО: мужчина также лишен водительских прав, а это повторное нарушение, за которое ему грозит от 20 до 50 б. в. или 15 суток административного ареста.

news_44353_19.jpg

Пришлось доставить водителя в участок ГАИ и продолжить наш рейд. Не успели мы отъехать от управления городской автоинспекции, как у сотрудников возникает вопрос по поводу тонировки припаркованной рядом Mazda 3.

news_44353_13.jpg

Сотрудник «Белтехосмотра» между тем заявляет, что на такой машине ТО пройти нереально. Возможно, пленку нанесли уже после визита на станцию диагностики? На самом деле у машины нет техосмотра, а за тонировку водителя уже штрафовали в этом году. Молодой человек, судя по всему, из принципа и техосмотр не проходит, ссылаясь на состояние наших дорог. «Когда их отремонтируют не для Чемпионата мира, тогда и буду платить», — обещает он на прощание. Итого два штрафа: 2 б. в. за тонировку и «базовая» за непройденный техосмотр. Водитель со всем соглашается, так как очень спешит.

news_44353_27.jpg

Выдергиваем из потока Opel Omega, «пробиваем» по базе — техосмотра нет! Водитель уверяет, что за ее состоянием следит и машина исправна, даже если у нее нет соответствующей отметки в сертификате.

news_44353_28.jpg

Однако у представителей «Белтехосмотра» на этот счет имеются свои объяснения. «Полный список неисправностей, при которых запрещается участие транспортных средств в дорожном движении, изложен в Приложении 4 действующих ПДД. Если водитель не проходит техосмотр — значит не уделяет должного внимания техническому состоянию автомобиля. Следовательно, ряд аварий происходит по причине неисправностей транспортных средств. По данным нашей ГАИ, за прошлый год в Минске произошло 4 таких ДТП, в которых пострадало 14 человек, — говорят в отделе технадзора. — На первый взгляд процент небольшой, но во многом это связано с тем, что в Беларуси автотехническая экспертиза не проводится при любом ДТП, а только при наличии погибших или пострадавших».

news_44353_26.jpg

На все доводы водителей, мол, за состоянием я слежу, а техосмотр не прохожу из-за налога, у «Белтехосмотра» свой железный контраргумент: залогом технической безопасности являются регулярная диагностика и своевременное прохождение техосмотра. Чем больше автомобилей будут проходить его, тем меньше будет случаться происшествий, связанных с их неудовлетворительным техническим состоянием. Однако для некоторых водителей вопрос экономии куда важнее.

«Обещали, что оплачивать разрешат по месяцам, а для тех, кто заплатит сразу за год, будет предусмотрена скидка. Но это еще не решение, — считает водитель Opel. — Этот налог нужно вообще отменить, так как он уже включен в стоимость топлива. Если честно, выгоднее ездить на свой страх и риск без техосмотра — проще пару раз в год оплатить штраф. Пусть это будет мой протест».

news_44353_43.jpg

По информации минской ГАИ, количество нарушителей по части непройденного техосмотра с каждым годом растет. За 4 месяца текущего года было выявлено более 13 тысяч водителей без ТО только в столице.

news_44353_2.jpg

Инспекторы останавливали разные машины: и 20-летние иномарки, и относительно свежие, и даже «Жигули». «Этот без вариантов», — улыбаясь, говорит сотрудник «Белтехосмотра».

news_44353_32.jpg

news_44353_36.jpg

Отсутствие в сертификате отметки о прохождении техосмотра многие объясняли госпошлиной или финансовыми трудностями, из-за которых невозможно устранить неисправности автомобиля. Однако попадались автовладельцы, которые преподносили отсутствие у них техосмотра не иначе как гражданскую позицию.

«Видимо, штрафы у нас небольшие, если судить, что для некоторых они все равно дешевле, чем сумма, которую надо заплатить за техосмотр и госпошлину?» — комментирует один из водителей, невзирая на то, что и сам в числе нарушителей.

news_44353_42.jpg

Буквально за считаные секунды вычисляем, что еще один BMW едет без техосмотра. Водитель притормаживает, а затем с откровенно вызывающим видом следует за инспектором в патрульный автомобиль, чтобы подписать протокол. Было заметно, что такая остановка мужчину невероятно задела. В ГАИ не скрывают: некоторые водители возмущаются из-за того, что их останавливают просто для проверки документов, а потому будет лучше, если эту норму все-таки пропишут в ПДД. А как иначе сейчас проверить, что водитель, к примеру, находится за рулем в нетрезвом состоянии или его разыскивает милиция, задаются вопросом инспекторы ГАИ. 

news_44353_41.jpg

В итоге штраф уплачен, водителя BMW отпустили. А если, проехав 200-300 метров, тот вновь попадется на глаза другим инспекторам ГАИ? Будет ли он повторно платить штраф? «В любом случае транспортное средство не было допущено к участию в дорожном движении, то есть на проезжей части его быть не должно, — разъясняет сотрудник ГАИ. — Если водитель оплатил первый штраф на месте, то при повторной остановке в этот же день придется снова его платить. В случае, если составляется протокол об административном правонарушении, обжаловать решение он может в течение 10 суток».

news_44353_40.jpg

Если раньше сотрудник ГАИ тормозил машины одним взмахом жезла и уже в процессе проверки документов устанавливал наличие или отсутствие у них техосмотра, то сегодня мы останавливали лишь нарушителей, выявляя их по базе в мобильном режиме. Это не совсем ноу-хау. Такие методы практиковались в ГАИ и ранее, когда инспекторы патрулировали определенный участок и одновременно выявляли в потоке водителей, если кто-то из них проехал на красный сигнал светофора, перестроился не по правилам или разговаривал по телефону во время движения.

news_44353_31.jpg

Впрочем, с базой данных техосмотра многие тоже знакомы не понаслышке, так как доступ к ней открыт на официальном сайте «Белтехосмотра», где проверить срок действия ТО можно, введя регзнак и номер свидетельства о регистрации. Причем этот сервис предназначен как для сотрудников ГАИ, так и для простых граждан, которые хотят купить машину и проверить, есть ли у нее разрешение на допуск к участию в дорожном движении.

news_44353_23.jpg

Кроме того, в регионах Беларуси ГАИ тестирует систему для удаленной проверки водителей. Если в двух словах, то система «Мобильный инспектор», установленная на планшеты, позволит дистанционно проверить водителя на наличие прав, медсправки, того же техосмотра. Когда и как этот сервис заработает в Беларуси, пока неизвестно. Сейчас, если рядом нет сотрудника «Белтехосмотра», инспектор ГАИ проверяет наличие отметки ТО в сертификате либо по звонку, если водитель «забыл» документы.

news_44353_10.jpg

Пока мониторим ситуацию на дороге в Малиновке, рассуждаем о том, а что будет, если водитель по каким-то причинам не распознает сигнал инспектора об остановке. В ГАИ непреклонны: не заметить следующий сзади автомобиль ГАИ с включенными маячками и звуковой сигнализацией в принципе сложно. Если водитель игнорирует требование об остановке, то согласно статье 18.21 КоАП РБ это влечет наложение штрафа в размере от 2 до 8 базовых величин, а при неоднократном нарушении он увеличится от 3 до 10 б. в.

news_44353_37.jpg

*****

По результатам нашего рейда примерно 40% автомобилей не могут участвовать в дорожном движении, так как не прошли проверку на станции диагностики. Очевидно, автовладельцев не столько пугает техосмотр, сколько необходимость оплатить госпошлину за пользование дорогами. А что касается нового метода работы? «Такую форму действий при проведении совместных рейдов мы еще ни разу не практиковали, — говорит Сергей Коровацкий, начальник филиала УП «Белтехосмотр» в г. Минске. — Считаю, что проблему с техосмотром нужно решать, в том числе привлекая административный ресурс. Если такой подход при проведении рейдов зарекомендует себя с хорошей стороны, то в таком формате они будут проводиться на регулярной основе».

news_44353_38.jpg

В течение сегодняшней проверки мы не останавливали автовладельцев, у которых как минимум есть техосмотр. Такая тактика сыграет на руку и Госавтоинспекции, и тем водителям, которые проходят ТО точно в срок. Ради интереса, не проверяя по базе, остановили Mercedes C200 и Nissan Juke — у обоих водителей техосмотр пройден. Зачем их зря отвлекать?

news_44353_46.jpg

Так что определенная логика в таком мобильном режиме работы есть: «Если у водителя нет пройденного техосмотра, есть вероятность того, что у него может не оказаться водительских прав или он будет числиться в розыске. Плюс ко всему такой формат работы в режиме онлайн позволит реже останавливать водителей для проверки и, что немаловажно, быстрее ее проводить».

ГАИ техосмотр Беларусь прохождение правила
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Фото
Сегодня, 18 октября, в Минске в предварительном судебном заседании рассматривался иск в отношении автора популярного в Беларуси Telegram-канала. Степан Путило, которого больше знают как NEXTA, в августе сообщил о том, что председатель Слонимского райисполкома Геннадий Хомич и его жена были задержаны за рулем в состоянии опьянения. Чиновник обратился в суд. Он требует опровержения изложенных сведений и моральную компенсацию. Ни чиновник, ни блогер на суде н...
Фото
Peugeot оказался на встречной полосе во время аварии на перекрестке у БСМП. По предварительной информации, сегодня, 18 октября, в 15:30 водитель Peugeot стал поворачивать с улицы О.Соломовой налево в сторону Сов.пограничников и не уступил дорогу Renault, водитель которого проезжал перекресток прямо. Автомобили столкнулись: у Renault заметны повреждения на передней части, а у Peugeot деформировалось заднее крыло и сместилось колесо, пишет АвтоГродно. Люди в...
Происшествия
Конфеты с бактериями группы кишечной палочки продавались в Ошмянах. Фото носит иллюстративный характер Об этом БЕЛТА сообщили в отделе госнадзора города Лиды Гродненской областной инспекции Госстандарта. Конфеты российского производства продавались в одном из торговых объектов Ошмян. Нарушения были выявлены во время проверки при проведении испытаний в аккредитованной лаборатории. "Было установлено несоответствие конфет требованиям технического регламента...
Афиша
В субботу, 19 октября, на парковке Гродненской областной Филармонии стартует мотодвиж «Медвежья спячка», который уже традиционно воспринимается многими как официальное закрытие мотосезона. Только 19 октября вы сможете наблюдать проезд мотоколонны по нашему Гродно, которая стартует с парковки областной Филармонии по маршруту: - ул. Суворова - ул. О. Соломовой - БСМП - Новый мост - ул. Весенняя - БЛК - пр-т Дубко - ул. Дзержинского - ул. Э. Ожешко - ул. Буде...
Фото
История. Усаживайтесь поудобнее. В начале века на баланс госпредприятия «Белаэронавигация», которое заведует всем движением по отечественному небу, упали областные аэропорты. Весьма грустное и обременительное зрелище на тот момент. Вместе с аэропортами достались их ощутимые долги, которые пришлось закрывать. В итоге за последние 10 лет в развитие аэропортов вложено около $70 млн, все привели в соответствие международным требованиям и даже переоборудовали «...
Фото
В раннее октябрьское утро, 18 октября, по улице Советская, 5 открылась новая кофейня с турецким названием «Джезва». Владельцы заведения хотят сделать его уютным европейским местом, где будет приятно находится всем гурманам и ценителем настоящего классического кофе свежей обжарки, приготовленного по специальному столичному рецепту. Здесь любимый напиток будут готовить всеми возможными альтернативными способами: на кофемашине, и на джезве на песке. Подача ни...
Общество
АвтоГродно получил официальный ответ "Яндекс.Такси" на ситуацию, которая уже второй день разворачивается в нашем городе - водители сервиса бастуют, не выезжают на заказы и требуют возвращения доплат. Как сообщили в пресс-службе агрегатора, сегодня водителей на улицах в Гродно даже больше, чем обычно. Фото: Newgrodno.by - Для того, чтобы разобраться детальнее с вопросами о низких заработках, просим вас прислать более подробные данные в нашу службу поддержки...
Фото
Любой гродненец, да и приезжие знают, насколько сложно проехать по улице Антонова в середине дня. Машины припаркованы ужасно, в некоторых местах из-за их нагромождения на дороге просто не разъехаться. Для их движения остается только узкое пространство, которое едва достигает ширины полосы движения, пишет "Гродненская правда". Нередко водители для парковки выбирают тротуар, мешая пешеходам. Некоторые автомобили почти полностью перекрывают проход. Водители л...
Видео
В Лиде водители обсуждают случай обгона на узкой улице: водитель микроавтобуса Volkswagen обогнал автора видео через двойную сплошную линию разметки. "Штраф и лишение", так должны отреагировать зрители? Но нет, порцию гнева прихватил не водитель VW, а автор записи. Чем он провинился, вопрошает АвтоГродно. Местные водители подметили в сообществе LidaZone, что скорость движения автора видео слишком низкая: "У меня вопрос к автору: ты машину толкаешь, или он...