Как в XIX веке на Гродненщине произошло шокирующее ритуальное убийство

Третья пандемия холеры, вспыхнувшая, как считается, на берегах Ганга, стала быстро распространяться на север и северо-запад и к 1850-м годам достигла территории современной Беларуси. Способов лечения смертельной болезни официальная медицина не знала, народные средства — самогон, чеснок, уксусные примочки, обертывания красной шерстяной тканью — выздоровления не приносили.

«ÐÑпаÑивание» ÑолеÑÑ. Ðа оÑкÑÑÑке напиÑано: ÐÑпаÑивание ÑолеÑÑ: пÑедÑаÑÑÑдки в ÑÑеде кÑеÑÑÑÑн. СоглаÑно повеÑÑÑм, ÑÐ¿Ð¸Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ оÑÑановиÑÑ, оÑеÑÑив деÑÐµÐ²Ð½Ñ ÐºÑÑгом вÑпаÑанной земли. ФоÑо: ljwanderer.livejournal.com

«Выпахивание» холеры. На открытке написано: Выпахивание холеры: предрассудки в среде крестьян. Согласно поверьям, эпидемию можно остановить, очертив деревню кругом вспаханной земли. Фото: ljwanderer.livejournal.com

TUT.BY рассказывает историю о том, как жители белорусской деревни решили остановить эпидемию холеры, прибегнув к одному из самых действенных из известных им средств — к человеческому жертвоприношению.

Чего боялись наши предки, жившие 150−200 лет назад, о чем мечтали, какое поведение считали предосудительным, в чем видели удачу, кому завидовали и кому сочувствовали, на чем экономили, какие новости обсуждали за обеденным столом и что при этом ели? В научных трудах ответов на эти вопросы не дается. Мы решили поступить по-другому: наша главная героиня — повседневность, а главный герой — обычный человек. А помогут нам документы судебных дел, хранящиеся в Национальном историческом архиве Беларуси.

Истцы и ответчики, правые и виноватые тех давних судебных разбирательств давно обрели вечный покой, но их поступки и слова продолжают жить. Запечатленные густыми чернилами на плотной шероховатой бумаге, они рассказывают нам историю страны и ее граждан сквозь призму бытовых забот и людских страстей.

Имена и фамилии действующих лиц, названия населенных пунктов, состав преступления и приговор суда даются без изменений. Образное описание намерений, чувств и мыслей героев является художественной интерпретацией материалов судебного дела.

«О ритуале человеческого жертвоприношения не вспомнили: о нем никогда не забывали»

К началу августа 1855 года в деревне Окановичи Новогрудского уезда Минской губернии (теперь деревня Акановичи Кореличский района) от холеры умерло «обоего пола душ 41», это почти две трети от общего числа жителей. Болезнь свирепствовала не первый месяц, и не было похоже, что она «вскорости иссякнет». В деревне стали поговаривать о необходимости принести человеческую жертву. Позже полиция начнет допытываться, кто явился «зачинщиком, то есть кому первому пришла в голову мысль об убийстве «из суеверных побуждений»? Но такого зачинщика не существовало и не могло существовать: о ритуале человеческого жертвоприношения не то чтобы кто-то вспомнил — о нем никогда не забывали (все знали, что отцы и деды прибегали к обрядовому убийству как к последнему средству, когда надо было остановить моровую язву, падеж скота, иные напасти).

Конечно, далеко не все жители Окановичей и окрестностей верили в необходимость (и эффективность!) жертвоприношения — приверженцев древнего ритуала было немного. Пять-семь человек составили активную группу, решившую как можно скорее исполнить задуманное. Ну, а способ обрядового убийства с целью остановить смертельную болезнь был известен всем: закопать живого человека среди мертвых — тех, что умерли от холеры. Оставалось найти жертву. И в этом сторонникам языческой церемонии помог случай.

РаздаÑа кипÑÑка. ÐеÑплаÑÐ½Ð°Ñ ÑаздаÑа водÑ, кипÑÑка и ÑÐ°Ñ Ð±Ñли оÑÐ³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ ÑаниÑаÑнÑми комиÑÑиÑми. ÐÐµÐ´Ñ Ð² гоÑÐ¾Ð´Ð°Ñ ÑолеÑой ÑаÑÑо заÑажалиÑÑ ÑеÑез водопÑоводнÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ. 1909 год. ФоÑо: ljwanderer.livejournal.com

Раздача кипятка. Бесплатная раздача воды, кипятка и чая были организованы санитарными комиссиями. Ведь в городах холерой часто заражались через водопроводную воду. 1909 год. Фото: ljwanderer.livejournal.com

В полдень 1 августа 1855 года крестьяне Андрей Лукьянович и Фадей Гомза ехали на деревенское кладбище, чтобы похоронить своих умерших детей. Дорогой молчали — горе лишило желания говорить, а слезы были выплаканы еще дома. На середине пути Лукьяновича и Гомзу догнали односельчане: фельдшер Андрей Козакевич, полицейский сотник Антон Дубко, братья Лаврен и Иван Чечот, жена Ивана Маргарита, Николай Алексеевич, Базыль Савосей. Сказали, что помогут с похоронами: подержат крест и свечи, помолятся. Лукьянович и Гомза помощь приняли, и на кладбище теперь двигалась целая процессия.

С другой стороны — из деревни Цирин (теперь агрогородок в Кореличском районе. — Прим. TUT.BY) — навстречу похоронной процессии шла еще одна жительница Окановичей: 70-летняя крестьянка Луция Манько. Женщина ходила в циринскую церковь на исповедь. Ночью она почувствовала себя нехорошо, заподозрила, что заразилась холерой, и утром поспешила в храм. Сил у Луции было мало, поэтому она часто останавливалась, чтобы посидеть на траве у дороги.

Первыми сидящую Луцию увидели фельдшер Козакевич и сотник Дубко. Переглянулись, кивнули друг другу в знак согласия и подошли к Луции: «А поехали-ка, Луция Мартиновна, с нами на кладбище. Видишь, детишек хороним? Помолишься за упокой их душ».

Луция ехать отказалась. Но фельдшер и сотник словно не услышали ее возражений, посадили женщину на повозку и тронулись в путь. Дважды Луция пыталась уйти — спрыгивала с повозки, но мужчины неизменно возвращали ее на место: «Ну что ты?! Мы же надолго тебя не задержим, а после похорон отвезем домой».

«Люди, стоявшие у края могилы, не помогали ему выбраться, напротив, кто-то крикнул: «Засыплем і цырульніка!!»

Третий раз Манько попыталась бежать, когда процессия приехала на кладбище. Пока заранее приготовленную яму углубляли и расширяли (не оговаривая для чего), пока опускали в нее детские гробы, Луция соскользнула с повозки и на четвереньках поползла в сторону деревни. Упорство, с которым пожилая, обессилившая от болезни женщина пыталась покинуть похоронную церемонию, позволяет предположить, что Манько было известно о поисках жертвы для обрядового убийства.

СелÑÑкое кладбиÑе. ФоÑо: belprauda.org

Сельское кладбище. Фото: belprauda.org

Фельдшер Козакевич в два шага настиг Луцию, поднял на руки и подошел к краю незасыпанной могилы. Здесь он с молчаливого согласия присутствовавших бросил женщину в яму к детским гробам. Однако, падая, Луция инстинктивно схватилась за Козакевича и утащила его за собой. Так на дне ямы оказались двое.

Фельдшер заметался, вскочил на один из гробов, но выбраться не смог. Люди, стоявшие у края могилы, ничем ему не помогали, напротив, кто-то крикнул: «Засыплем і цырульніка!!» (то есть фельдшера). Услышав эти слова, Козакевич взвыл от ужаса и каким-то чудом выскочил из ямы. По другой версии, ему все-таки подал руку приятель Антон Дубко. Луция и здесь попыталась ухватиться за Козакевича, вцепилась в его сюртук, но лишь оторвала от него лоскут ткани.

Женщина осталась на дне могилы. Братья Чечот, Базыль Савосей, фельдшер и сотник стали засыпать яму. Маргарита Чечот держала зажженную свечу и что-то горячо шептала. Погребаемая заживо Манько пыталась выбрасывать сыпавшуюся на нее землю, кричала. Постепенно ее крики становились тише, глуше.

Оцепеневшие от ужаса Андрей Лукьянович и Фадей Гомза только сейчас поняли, почему односельчане вызвались помочь им с похоронами детей. В происходящее они не вмешивались, стояли в стороне и шептали: «Беда, беда…». С кладбища Лукьянович и Гомза уезжали вместе, то и дело оглядываясь на могильный холм, который «все еще шевелился и стонал».

«О том, как заживо погребали Луцию Манько, фельдшер рассказал на первом же допросе»

Исполнители обрядового убийства понимали, что с точки зрения закона они совершили преступление, поэтому не сообщали о своем поступке всем и каждому. Но и молчать о содеянном им тоже было трудно: хотелось, чтобы люди знали имена героев, вставших на пути у холеры. И со временем по волости стали шептаться:

— Сделали! Теперь холера отойдет!

— Где сделали?

— В Окановичах.

— Кто?

— Кто-кто… Люди!..

— А кого выбрали?

— Бабу какую-то…

Ðдание СенаÑа в 1836 годÑ. ФоÑо: wikipedia.org

Здание Сената в 1836 году. Фото: wikipedia.org

Как ни странно, к началу сентября 1855 года эпидемия холеры в Окановичах действительно пошла на спад. Одними из последних ее жертв были полицейский сотник Антон Дубко, братья Лаврен и Иван Чечот, жена Ивана Маргарита, Николай Алексеевич и Базыль Савосей — иными словами, все исполнители страшного ритуала, кроме Андрея Козакевича.

Смерть большинства участников преступления, секретность, с которой было совершено ритуальное убийство, и сочувствие к преступникам со стороны части местных жителей привело к тому, что полицейское разбирательство в деле об убийстве Луции Манько шло медленно. Арестовали фельдшера только через год — к концу сентября 1856 года. Посадили в Новогрудский городовой острог, а через месяц отпустили «на поруки» лицам, гарантировавшим его «доброе поведение». Таким образом, во время расследования Андрей Козакевич находился дома.

О том, как заживо погребали Луцию Манько, фельдшер рассказал на первом же допросе, не нашел «сочувствия и похвалы» у своих слушателей и изменил показания. Впоследствии Козакевич заявлял, что на кладбище он хотя и был, но ничего не помнит из-за сильного алкогольного опьянения. Сведения о событиях того августовского дня следователям пришлось собирать по крупицам.

Судили 38-летнего фельдшера Андрея Даниловича Козакевича (примерного христианина, женатого человека, отца троих сыновей) Новогрудский уездный суд, затем Минская Палата Уголовного суда. Вынесенный Палатой приговор был отправлен в Правительствующий Сенат на утверждение. В итоге Козакевич был приговорен к лишению всех прав состояния, публичному наказанию «через палача» плетьми в количестве 70 ударов, наложением клейма и «высылке в каторжные работы» в рудниках на 12 лет.

Интересно, что крестьяне Андрей Лукьянович и Фадей Гомза, хоронившие в день совершения ритуала своих детей, проходили по делу как соучастники, но были оправданы. Суд посчитал, что Лукьянович и Гомза, «горевавшие о детях, измученные бедствиями и страхом» от продолжавшейся эпидемии, готовы были «пожертвовать собой, чтобы спасти свои семейства», и сами едва не бросились в могилу. Нет, они никак не могли помочь Манько, потому что «находились в ослеплении и почти без памяти, ни на что не обращая внимания».

история холера ритуальное убийство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Общество
«После того как Кириллу удалили имплант, я почти впала в депрессию. Жалко себя, потраченного времени, но больше всего, конечно, сына. Ему всего 2,5 года, а он через столькое прошел! У меня разрывалось сердце: за что? — начинает непростой разговор Елена Немогай. — Помню, муж сказал: «Кирилл не слышит, но он видит твое лицо. Ты должна улыбаться. У нас дома еще трое детей — им нужны родители». «Мы надеялись, что Кирилл спит и поэтому не реагирует!» Многодетна...
Власть
Требование к работе правоохранителей в ближайшее время вырастут, заявила пресс-секретарь президента Наталья Эйсмонт по следам «исторического» совещания с силовиками. Лукашенко критиковал милицию за применение чрезмерной силы при задержании, следователей — за затягивание следствия, экспертов — за фальсификацию доказательств, прокуроров — за недостаточный контроль. TUT.BY решил посмотреть, как сегодня выглядит правоохранительная система Беларуси, чем, по за...
Общество
"Уж сколько раз твердили миру..." - именно так звучит знаменитая фраза из басни, которую хочется применить к этой истории, начавшейся с того, что продавец авто не осознает необходимость регистрации автотранспорта на его фактического владельца, а покупатель пользуется его душевной добротой и за многие нехорошие вещи не отвечает. Но "попасть" могут оба. Материал разместил ABW.BY. "Старушка-"разведчица" выполнила свой долг" Николай: "Пару лет назад я пригнал...
Интересно
Для туристической отрасли Беларуси этот год стал особенным. Когда ты попадаешь в десятку лучших направлений для туризма по версии Lonely Planet - самого авторитетного путеводителя в мире, это не просто интересный факт, это весьма серьезный импульс. Одна деталь: как ни крути, но все же главный объект внимания - Минск. "Гродненская правда" проанализировала позиции Гродно на ведущей туристической площадке TripAdvisor - по уровню популярности до Минска и Брес...
Общество
Уже не в первый раз в интернете появляются петиции на тему алиментов. В одной предлагалось урезать размер выплат и установить верхний предел суммы, к примеру в 1,5 бюджета прожиточного минимума. Во второй, которая сейчас находится на рассмотрении в палате представителей Нацсобрания, обязать родителя — получателя алиментов отчитываться перед плательщиком об их расходовании. Мол, матери (именно с ними в Беларуси практически всегда остаются дети) тратят деньг...
Общество
В Литве на начало августа в службах занятости было зарегистрировано 137 400 безработных. На рынке труда требовалось много продавцов, поваров, специалистов по рекламе и рынку, маляров, строителей, водителей большегрузных машин. Росла потребность в специалистах по уходу, столярах и плотниках, барменах и помощниках социальных работников, пишет delfi.lt. Кадровый дефицит литовцы пытаются закрыть в том числе за счет белорусских работников. Снимок носит иллюстра...
Общество
Из-за политики все, кто моложе 30, и знать ничего не знают о девяностых, кроме как что они «лихие». Можно подумать, что на небе десять лет висели черные тучи. Между тем тогда пошатнулись (с треском) лишь социальные институты. А людям терять и так было уже нечего. Зато миллионы получили возможность заработать, попробовать, увидеть. Аркадий Ганько — современный официальный тунеядец, почти никогда не работавший по найму, но, как настоящий белорус, умеющий кру...
Юрий Комягин
Примерно в середине лета 1991 года по Гродно разнесся слух, что в городских костелах можно записаться на поездку в Польшу для участия в каком-то мероприятии (в каком точно, поначалу никто не знал). К тому времени в соседнюю страну гродненцы наведывались регулярно, и каждая такая поездка приносила «путешественнику» ощутимую выгоду. Однако существовали некоторые ограничения на количество выездов в Польшу в год, кроме того, визит за кордон требовал определенн...
Внимание, розыск!
Гродненская милиция устанавливает местонахождение несовершеннолетней девушки, которая несколько дней назад ушла из дома в областном центре и до сих пор не вернулась. 21 августа в Октябрьский РОВД Гродно обратилась 41-летняя женщина, которая сообщила, что 19 августа в 15:00 из квартиры ушла ее 15-летняя дочь Ковалева Диана Владимировна. На сегодняшний день не удалось установить местонахождение несовершеннолетней.  - В последний раз ее видели в деревне Могил...
Новости по теме
«После снятия швов кожа повторно разошлась». Как многодетная семья борется за слух сына
И виновник, и потерпевший в ДТП - одно лицо. Что бывает, когда регистрируешь автомобили "на себя"
«Не готов содержать чужого ребенка и мужа». Отцы о размере алиментов и отчетах об их расходе
В Литве дефицит работников, кадры ищут в соседних странах. На какие позиции берут белорусов
«В девяностые всегда светило солнце». Белорус вспоминает, как возил масло в Латвию, трусы в Польшу и сыр в Санкт-Петербург
Как гродненцы в августе 1991 года встречались с Папой Римским в польском Ченстохове
С-смекалка: смотрите, как в Ольшанке дети превратили детскую площадку в аквапарк
Белорусские водители предлагают ввести полноценную постоплату для системы BelToll
Музыкант или иностранец? Гродненские пикаперы посоревновались в знакомствах с девушками на время
Снова перенос: запустить первый из двух блоков БелАЭС планируют в следующем, а не в этом году