7. То есть сайты будут передавать информацию о пользователях правоохранительным органам?
Владелец интернет-ресурса должен не только хранить данные о пользователях, которые соберет, но и предоставлять их «по требованию органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного следствия, органов Комитета государственного контроля, Министерства информации, налоговых органов, судов в порядке, установленном законодательством Беларуси», сообщается в постановлении.
Дело в том, что данные, указанные пользователями при регистрации, администрации сайтов, форумов обязаны предоставлять белорусским правоохранителям и сейчас.
— Мы и до сих пор исполняли запросы, поступившие в рамках закона, как это делает и любой другой сайт, — рассказывает Ольга Сытько.
В то же время в списке тех, кому сайты обязаны предоставлять сведения, появилось Министерство информации.
Оба собеседника отмечают, что администрации сайтов могут сообщить данные о пользователях Министерству информации, только нарушив закон.
— У Министерства информации не было возможности получить какие-то персональные данные пользователей ни от операторов связи, ни от провайдеров, ни от владельцев сайтов. Постановление эти полномочия им дает. Но там же есть фраза «в установленном законодательством порядке». Пока установленного законом порядка, по которому Мининформ мог бы личные данные запросить, в белорусском законодательстве нет, — отмечает Алексей Козлюк.
В постановлении также сказано: если владелец интернет-ресурса получит от государственных органов сведения, подтверждающие, что информация при регистрации учетной записи не соответствует действительности или противоречит закону, то владелец интернет-ресурса имеет право расторгнуть пользовательское соглашение. Об этом пользователя известят в СМС.
8. Новые правила касаются небелорусских сайтов и соцсетей?
Сайтов, которые находятся не в доменной зоне «by» («БЕЛ»), в том числе соцсетей, изменения не должны коснуться.
— Вопрос, можно ли требования обязательной идентификации применить к социальным сетям вроде «ВКонтакте» или Facebook, к Youtube и другим сервисам, остается, — говорит Алексей Козлюк. — Там тоже пользователями генерируется контент, который иногда, с точки зрения белорусских законов, можно рассматривать как продукцию СМИ. Понятно, что ни один из перечисленных сервисов не будет делиться персональными данными с белорусским государством, потому что это просто нонсенс. Как эти требования применить к ним — непонятно.
9. Все это нужно, чтобы комментаторы никого не оскорбляли?
У нового постановления четкий посыл: контролировать комментаторов, которые порой оставляют сообщения без какой-либо оглядки на законы.
По словам Алексея Козлюка, и сейчас по закону нельзя оскорблять или клеветать на кого-то на форумах.
— То, что в белорусском интернете можно было анонимно комментировать— это все равно иллюзия, — считает Алексей Козлюк. — Установить конкретного комментатора проблемой не было, если речь идет об уголовной или административной ответственности. Для органа, который ведет расследование, все равно важно установить ip-адрес устройства, с которого нарушен закон. Каким образом номер телефона поможет установить нарушителя? Человек может зарегистрировать свой аккаунт на другого, хоть это и запрещено правилами, или вообще зарегистрировать аккаунт на один номер, а потом сменить телефон.
Однако руководитель talks.by Ольга Сытько считает, что устанавливать личность анонимов на форумах не так уж просто.
— В условиях анонимности правоохранителям не хватало месячного срока для того, чтобы установить личность нарушителя даже при условии, что его высказывание было определено как предполагаемое нарушение белорусского законодательства.
По мнению Ольги Сытько, привязка номеров телефонов к аккаунтам поможет дисциплинировать форумчан, настроить их на то, что за свои слова можно понести ответственность.
— Так, как есть сейчас, тоже оставлять нельзя. Когда есть безнаказанность, у человека отсутствуют сдерживающие границы. Мы читаем жуткие вещи. Если бы не работали модераторы, общество бы ужаснулось от того, что на самом деле пишут. Наше общество, если судить по форумам, совершенно непримиримое к меньшинствам, к многодетным. Люди постоянно сталкиваются лбами и в социальной сфере: богатые против бедных, пациенты против врачей, учителя против родителей и наоборот. Никто форумы не закрывает и не запрещает о чем-то говорить, но, может быть, у человека благодаря привязке аккаунта к номеру телефона включится какой-то внутренний цензор.
10. Не проще ли с форумов уйти в соцсети? Там номер телефона не спрашивают
Алексей Козлюк считает, что пользователи с форумов белорусских сайтов могут активнее комментировать в соцсетях.
— На белорусском сайте над ними все же будет довлеть понимание, что да, здесь больше шансов, что тебя идентифицируют. И дело даже не в том, что смогут наказать за какое-то правонарушение, скорее, страх, что накажут за какие-то вещи, которые правонарушением не являются, но, например, свидетельствуют о твоей нелояльности. Думаю, люди больше будут комментировать в соцсетях, которые находятся не в нашей доменной зоне, а на белорусских форумах появится больше иностранных комментаторов. Многие сайты временно или навсегда отключат возможность комментариев, — отмечает правозащитник.
Ольга Сытько напоминает, что и в соцсетях порой просят указать номер телефона, а миграция с форумов в соцсети и назад существует и сейчас.
— Может быть, на какое-то время сейчас снизится активность пользователей форумов — но именно потому, что они всегда осторожно относятся к любому нововведению. Но я не думаю, что необходимость оставить свой номер телефона будет такой катастрофичной для пользователей, которых мы хотим видеть. Основная часть комментаторов пишут нормальные сообщения, и им нечего бояться. Если нет того, что нарушает закон, кто мешает дискутировать на самые разные темы?

В тему: Гродненская молодежь о новых правилах комментирования в интернете: "Дичь редкостная"