Каких только Дзядов нет в Беларуси! И масленичные, и сретенские, и троицкие… Штук десять точно насчитать можно. Сейчас вот приближаются Дзяды католические, по-другому это День всех Святых и следующий за ним - задушный День. Это невесёлый праздник, но таинственный, немного страшноватый, поэтому и притягательный.
У всех народов есть свои Дзяды. В Беларуси так сложилось, что Дзядов отмечают два раза. Православные граждане поминают усопших после Пасхи на Радоницу. Идут на кладбище, выпивают не чокаясь, закусывают пасхальным яичком, и умершим тоже оставляют немного выпить и закусить.
Католические верники делают это на европейский манер 1-го и 2-го ноября: приносят на кладбище лампадки, и почему-то искусственные китайские цветы. Сказать по правде, то и католики тоже не против опрокинуть рюмку-другую и за всех святых и, особенно, за умерших родственников. Но ксёндзы категорически против насчёт выпить. Перегибают, конечно, ксёндзы, побуждая своих прихожан, скрываться и как бы из-под полы наливать сто грамм и, горестно вздохнув, выпивать за упокой, а это как раз тот случай, когда тайное становится очень явным.
У Дзядов история древняя, наполненная магическими ритуалами и разными пугающими происшествиями и совпадениями. А появился этот праздник поминовения умерших у древних кельтов, населявших когда-то Западную Европу и Британские острова. И прежде, чем стать белорусскими Дзядами, он назывался Самхэйн. Кельты давно все вымерли по разным причинам, но много чего интересного после себя оставили, в том числе и этот праздник.
В тёмное и промозглое время года иногда кажется, что жизнь на исходе и радость никогда не наступит…И тогда от уныния и безнадёги спасает календарь, если, конечно, нет под рукой других средств. Календарь всегда даёт нам надежду. Вероятно, это заметили самые умные и прозорливые кельты, звали их друидами, что значит - люди из дубрав, вот они, эти друиды, и придумали свой календарь. Кельтский календарь делил год на две части: тёмную, начинавшуюся в конце октября — начале ноября и светлую. Светлая часть начиналась в феврале - марте. И вот в эти первые мрачноватые дни ноября друиды учредили праздник в честь князя тьмы Самхэйна или Самайна. Получился такой интересный формат - три в одном: это был и кельтский Новый год, и кельтские Дожинки - праздник урожая, и праздник поминовения умерших предков.