Установлен факт - значит, виновен? Почему в Беларуси BelToll и презумпция невиновности - понятия из разных миров

Очередной раз вынуждены вернуться к теме платных автомобильных дорог. Тема эта, по всей видимости, будет звучать еще долго, пока вся система сбора денежных средств и наказания за неоплату платных участков белорусских дорог не приобретет некий формат, при котором существует хотя бы теоретическая возможность для водителя доказать, что он добропорядочный и не собирался обманывать государство. 

К сожалению, пока до такого формата еще не дошли, но нет предела совершенству. Мы надеемся, что, наконец, придем к тому, что у водителя будет шанс на защиту своей позиции

Сергей водит большегрузный автомобиль уже много лет. Всякое бывало в его работе: и с ГАИ отношения выяснял, и с Транспортной инспекцией, и с другими представителями государственных органов, осуществляющих надзор за дорогами. Жизненный принцип сформировался у Сергея давно: "Если виновен - отвечай, не виновен - борись до последнего".

Конечно же, можно вспомнить пресловутый принцип презумпции невиновности, по которому вы можете вообще молчать, а орган, ведущий процесс в отношении вас, должен доказать наличие вашей вины и предоставить доказательства этого. 

Статья 2.7 ПИКоАП РБ. Презумпция невиновности

1. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, установленном настоящим Кодексом, не будет установлена его виновность в совершении правонарушения, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

2. Обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность.

Но есть случаи, когда этот принцип не работает, и об этом мы сегодня поговорим.

В августе Сергей выполнял очередной рейс и возвращался домой из Польши. Предпосылок для неприятностей не было до тех пор, пока среди белорусских лесов и полей не показался автомобиль Транспортной инспекции.

Двое сотрудников инспекции сообщили Сергею, что при проезде им одного из участков платной дороги не поступил сигнал с устройства, установленного в его автомобиле, а значит, не произошла оплата участка платной дороги. С таким утверждением Сергей не согласился, ведь устройство, как и положено, было по всем правилам закреплено на ветровом стекле автомобиля и находилось в рабочем состоянии, поскольку при проезде остальных "рамок" вся информация с прибора считывалась исправно. 

Основной аргумент водителя состоял в следующем: "Зачем отключать прибор на одной рамке и включать на следующей же, расположенной через один километр, когда и на всех предыдущих рамках все было включено? Где логика, господа? Для чего мне это делать?" 

- У меня и моих коллег, как правило, установлен в кабине видеорегистратор. В подобных спорных моментах мы всегда готовы показать запись. На ней видно, что я в работу бортового устройства не вмешивался: не снимал его, не выключал, вообще не трогал. Запись непрерывная и зафиксировано, что машина едет с одинаковой скоростью. Так что я со своей стороны ничего не делал! Но для инспекторов эти записи - пустое место,  - говорит Сергей.

Доводы водителя представителей Транспортной инспекции на сей раз тоже не интересовали: факт несрабатывания устройства есть, он должен быть зафиксирован, инструкции в таких случаях предельно ясны. 

Итог общения водителя с контролирующими органами материализовался в конкретные цифры.

260 евро не понятно за что - это возмутило Сергея не на шутку, тем более никаких действий по уклонению от оплаты проезда он не предпринимал. 

Решил разбираться. В первую очередь он обратился в пункт оплаты BelToll с просьбой проверить работоспособность считывающего устройства и получил официальный ответ.

Оператор BelToll зафиксировал полную работоспособность устройства и отправил Сергея разбираться непосредственно в Транспортную инспекцию с формулировкой "данное нарушение относится к вашей компетенции". 

Что касается компетенции, то эта инспекция осуществляет контрольные действия на автомобильных дорогах путем выборочной проверки транспортных средств. Обычная рутинная работа. Поскольку сведения о якобы имевшем месте нарушении были сформированы не самими инспекторами, а системой электронного сбора оплаты (ЕТС-Система), то пространства для маневра нет. Ведь если электроника зафиксировала, то как это опровергнуть? 

На выходе же получилось следующее: "ЕТС-Система" зафиксировала факт несрабатывания устройства, само устройство в полной исправности, логики отключать это устройства у водителя нет, а 260 евро, будь добр, уплати. 

Что-то тут не так, подумает любой юрист. А доказательства? Но все дело в том, что доказательства Транспортной инспекции в таких случаях собирать вообще не нужно, и это закреплено законодательно, о чем красноречиво свидетельствует официальный ответ инспекции.

Так вот, достаточно лишь "признаков неоплаты", причем, мы так понимаем, как косвенных, так и не очень, чтобы считать это доказательством вины. То есть инспекции не нужно ничего доказывать - и "признаков" хватит, чтобы водитель расстался с 260 (а то и больше) евро. 

Сам же водитель доказать ничего не может. Вернее, он просто лишен такой возможности, которая у него была бы, если бы подобные вопросы разрешались в рамках полноправного административного процесса, где можно заявлять ходатайства, обжаловать действия лица, ведущего административный процесс, где не водитель, а инспектор собирает и представляет доказательства, где эти доказательства можно ставить под сомнение и представлять свои, где свидетелей можно заявлять, где есть много других механизмов, позволяющих отстоять свою позицию. 

В этом-то и кроется главный подвох всей системы платных дорог Беларуси: здесь изначально идет речь о гражданских правовых отношениях. Пользователю предлагается договор, повлиять на содержание которого он не может, но и отказаться от его заключения не вправе. Все его дальнейшие действия рассматриваются исключительно в рамках этого договора, а нарушение влечет "оплату в увеличенном размере". 

Положение о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным дорогам Республики Беларусь (утверждено постановлением СМ РБ №340 от 30.04.2013)

При возникновении спора владельцам ТС остается только прибегать к нормам гражданского права - высылать претензию второй стороне и в случае несогласия обращаться в суд. К слову, в 2015 году, по словам менеджера по связям с общественностью компании-оператора BelToll ИООО "Капш Телематик Сервисиз" Сергея Бурого, из 70 обратившихся несогласных пользователей никто такой суд не выиграл. 

Здесь стоит вспомнить, что при выстроенных гражданских отношениях "пользователь - оператор BelToll" контроль за соблюдением условий договора получился вполне себе административный: Транспортная инспекция - государственный орган, - следит за тем, чтобы пользователи не обманули коммерческую компанию, предоставляющую услуги. 

С таким успехом Министерство финансов могло бы следить за тем, как кредиторы платят взносы по договорам в банк, а Министерство торговли - как покупатели оплачивают товар в магазине. 

А то какой-то перекос прав получился и нарушилось равенство сторон в гражданском процессе. Давайте уже или с использованием государственного контроля проверять качество работы системы BelToll (с непременным введением за сбои "платы в увеличенном размере"), или лишать коммерческого оператора системы платных дорог "административного" ресурса. Для справедливости. 

Платная дорога Водители Оплата Инспекция
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
12 очень хорошо
Автор
12
(1 оценка)
Актуальность
12
(1 оценка)
Изложение
12
(1 оценка)
Я рекомендую
1 человек рекомендует

Комментарии

1
Фото
В пятницу, 22 марта, в Гродненском государственном медицинском университете прошел традиционный конкурс грации и артистического мастерства «Королева Весна ГрГМУ - 2019». Десять девушек боролись за звание главной умницы и красавицы ВУЗа. Корреспонденты Сайта Гродно 015.BY побывали на мероприятии и подготовили репортаж. Сразу же стоит отдать должное организаторам и участницам - конкурсный вечер был по-настоящему насыщенным, ярким и богатым на эмоции. Два с п...
Фото
В Гродно, в Коложском парке, прошел митинг и большой праздничный концерт в честь Дня Воли. Мероприятие было разрешено городскими властями и, по оценкам организаторов, собрало более четырех тысяч человек. TUT.BY рассказал о его ходе в режиме реального времени. — Мерапрыемстваў такога масштабу ў Гароднi нiколi не было, не было i такога музычнага складу, — рассказал один из организаторов праздника Вадим Саранчуков. — Тое, што мы паспелi зрабiць за гэтыя чатыр...
Происшествия
В Следственном комитете рассказали, как расследовали убийство и изнасилование, совершенные еще в 2000 году. В тот день у погибшей был день рождения. Напомним, в 2018-м Гродненский областной суд признал жителя Гродно виновным. Обвиняемого приговорили к 23 годам лишения свободы в исправительной колонии в условиях строгого режима. В Главном следственном управлении СК раскрыли подробности расследования. О них сообщает "СБ:Беларусь сегодня". — В августе 2000 го...
Происшествия
Извечная проблема отцов и детей вплотную коснулась одной из гродненских семей. Разошлись во мнениях по поводу домашнего дизайна Тадеуш Д. и его 32-летний сын Олег. А так называемым камнем преткновения стали… рога. Конфликтная ситуация окрасилась кровью, на семейные разборки вынуждены были приехать сотрудники милиции, первую помощь пострадавшим оказывала бригада медиков. Но стоил ли того конфликт между близкими людьми, которые, обезумев от ненависти, нанесл...
Общество
С 24 марта в Беларуси снова изменяются розничные цены на автомобильное топливо. Об этом сообщает TUT.BY со ссылкой на пресс-службу «Белнефтехима». В ведомстве рассказали, что розничные цены на дизельное топливо и автомобильный бензин увеличатся на 1 копейку. С 24 марта стоимость 1 литра бензина АИ-92-К5-Евро составит 1 рубль 48 копеек, АИ-95-К5-Евро — 1 рубль 59 копеек, АИ-98-К5-Евро — 1 рубль 80 копеек, ДТ — 1 рубль 59 копеек. — С начала 2019 года цена р...
Общество
В деревне Мостки, что всего в 20 километрах от Гродно, живет всего 8 человек. А еще 6 коров и три теленка, которые, сами того не подозревая, стали причиной непримиримой войны между соседями. Люди, живущие рядом с маленьким хозяйством, жалуются на неприятный запах и антисанитарию, пишут заявления в сельисполком и вызывают в деревню санстацию и ветеринаров. Хозяйка же скота сетует, что ей не дают спокойно жить и наконец начать развивать в умирающей деревне с...
Общество
Большой резонанс в сети вызвал случай, произошедший в январе в гродненском микрорайоне Ольшанка, где школьника покусала собака. Итог – 10 швов на лице. Кто-то поддерживает семью пострадавшего и призывает к справедливому наказанию. Есть и те, кто удивляется, почему родители мальчика подали на хозяев собаки в суд. Корреспондент "Гродненской правды" обратилась в инстанции, которые держат на контроле содержание домашних животных, и узнала, какие требования к...
Общество
Власти обещают изменения для многодетных семей. К примеру, поднять и дифференцировать пособия, разрешить использовать семейный капитал при достижении ребенком 3 лет, ускорить получение жилья.  TUT.BY поговорил с двумя многодетными семьями и попросил их рассказать о своей жизни, доходах и тратах: хватает ли денег на содержание детей, легко ли получить жилье и какими льготами реально воспользоваться. Многодетная мать Катерина Макаревич со своими детьми «По...
Общество
Продолжаем изучать опыт соседних (и не очень) стран в обустройстве подъездов многоквартирных домов. Сегодня вновь присмотримся к Польше — такой близкой и понятной и вместе с тем довольно сильно отличающейся от нас. Под «прицелом» — жилье разного уровня в Гданьске и Варшаве. Onliner.by рассказал историю Александра, который вместе с женой несколько лет назад переехал в Гданьск. Сейчас пара снимает квартиру в малоэтажном уютном жилом комплексе, который у нас...
Новости по теме
Красота, творчество, личность: в гродненском медуниверсите выбрали "Королеву Весна-2019"
В Гродно с митингом и концертом отметили День Воли. Как это было
С 24 марта в Беларуси снова вырастут цены на топливо
Замкнутый круг. История Людмилы, ее шести коров и трех телят, которые мешают деревне и властям
Паспорт, здоровье, воспитание. Какие правила нужно соблюдать хозяевам собак?
"В „двушку“ не поедем, будем ждать четырехкомнатную". Многодетные семьи рассказывают про льготы и расходы
Консьерж, чистота, приветливость. Белорусы, переехавшие в Польшу, показывают, как устроены их жилые комплексы
"На морде пух, в голове - секс". Мнение о том, откуда у мужчин столько комплексов
Как стеклотара в советские времена помогала гродненцам выживать
Ожидание-реальность: гродненец открыл и вел бизнес "по интернету", пока однажды не попал в передрягу с клиентом