«Они все равно бегут под колеса!». Карта дорог Беларуси, где совершаются ДТП с животными

«Зверье какое-то неразумное! Зачем они выходят на дорогу, ведь шум машин и свет фар должен их отпугивать, но они все равно бегут под колеса!» — такая мысль посещает всякий раз, когда слышишь про очередное «звериное» ДТП. Действительно, почему животные стремятся к трассе?

AUTO.TUT.BY отправился в Научно-практический центр НАН по биоресурсам, чтобы побольше узнать о поведении диких зверей и земноводных на дорогах, узнал, где их можно встретить чаще всего и что делать, если эта встреча все же произошла.

«При строительстве не учитывают, что трасса рассекает популяцию животных пополам»

Дорожные аварии с участием диких животных, к сожалению, происходят очень часто. В сводки новостей чаще всего попадает информация о ДТП, в которых погибли или тяжело травмированы люди. Но никто точно не знает, сколько происходит на белорусских дорогах аварий, в которых гибнут звери, повреждаются машины, а люди по счастливой случайности отделываются только синяками и испугом. По сведениям ученых НПЦ НАН по биоресурсам, в Беларуси аварий только с участием копытных животных ежегодно происходит не один десяток.

А все потому, что начиная с послевоенных лет (когда только формировалась дорожная сеть) и до недавнего времени при строительстве дорог не учитывалось, что трассы рассекают территорию обитания животных пополам: по разные стороны дороги оказываются места нагула, зимовки и размножения. У разных видов животных это выглядит по-своему, но принципиально одно — дорога становится барьером, который животным нужно преодолеть.

— Вы думаете, животные из-за того, что их дом разрезала дорога, перестанут ходить туда-обратно? Конечно нет! Это как с людьми: проложили, например, улицу между жилым домом и магазином, но горожане не перестанут ходить из-за этого за покупками. Вот так действуют и звери, — на простом примере объясняет заведующий сектором экологической оценки преобразований окружающей среды НПЦ НАН по биоресурсам Руслан Новицкий.

В каждой области Беларуси есть места, где копытных животных больше всего (так называемые ядра). Между ядрами звери перемещаются по миграционному коридору. Когда в таких местах проходят автомобильные дороги, существует большой риск, что на трассу выйдут животные, а если водитель будет невнимателен, то ДТП в таких случаях не избежать.

— Печальное лидерство здесь принадлежит трассе М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией. Хотя мест, на которых чаще всего происходят ДТП с участием копытных, мы насчитали более 280, — говорит ученый.

Даже на одной и той же трассе мест, где автомобили сбивают животных, может быть несколько десятков. На картах (см. ниже) видно, что дороги, где автомобили сбивали животных, выглядят как бусины, нанизанные на нитку.

Глухая сетка вдоль дороги не спасает ситуацию

Сетка, предотвращающая выход копытных на трассу, есть не везде, но и там, где она установлена, на дорогу нередко выходят звери.

— Сетка должна быть направляющей конструкцией к проходу животных под (над) дорогой. Ведь животным не объяснишь, куда именно надо идти, чтобы перейти проезжую часть. Устанавливать сетку наглухо, без переходов, нельзя, но к сожалению, у нас в основном только так и делают. На переходы просто нет денег, а глухая сетка вдоль дороги делает только хуже, — убежден ученый.

Животное, которое упирается в сетку возле дороги, идет вдоль нее и выходит к проезжей части там, где она заканчивается. А еще в сеточном заборе могут быть одиночные выходы или открытые лесотехнические дороги, через которые лось или косуля тоже могут выйти к дороге.

— Поэтому в одном миграционном коридоре, там, где стоит сетка и нет организованных проходов, животные могут появиться в нескольких местах. Еще страшнее может быть исход, если на противоположной стороне участка дороги будет также установлена сетка: лось вышел на дорогу с одной стороны, а убежать на противоположную сторону не может, вот и начинается пинг-понг — животное мечется туда-сюда по трассе, чем это закончится — никому не известно…

Руслан Новицкий с сожалением отмечает, что в Беларуси не устанавливают сетку и в местах развязок, поэтому выход на них животным остается открытым, а попадая в дорожный «клевер», зверье не может выбраться оттуда, поэтому чаще всего попадает под колеса.

— Обычно сетка заканчивается у нас там, где сходятся опушка леса и поле. Якобы территория открытая — водителю все видно. Но это ложное спокойствие, потому что с поля также могут выскочить звери, например, кабаны, которые любят полакомиться там кукурузой. Если животное вышло на поле из примыкающего к нему леса, то это не означает, что именно в этот лес он вернется обратно, это может быть другой лес, с обратной стороны дороги.

«Увидели огонек на обочине — не гоните»

Самые опасные месяцы, когда копытные могут появиться на дорогах, — май-июнь (когда идет отел и расселение молодняка) и август-октябрь (когда животные спариваются и активно перемещаются по угодьям).

— Чаще всего на дорогах сбивают лосей, косуль и кабанов. Рысей, лис, волков, барсуков сбивают очень редко. Большинство автонаездов (если они не привели к печальным последствиям для людей) заканчиваются тем, что водитель думает: «Ай, не буду никого вызывать, оштрафуют еще» и уезжает. Другая категория — посмелее, останавливаются, забрасывают сбитую «добычу» в багажник и везут домой.

Копытные выбегают на дороги вовсе не потому, что они «тупые», а потому что их поведение строится совсем по-другому, не так, как у человека.

— Животные на дорогах чаще всего встречаются в темное время суток. Но машины не ассоциируются у зверей с опасностью. Они будут стоять на обочине и слушать шум приближающегося транспорта, не решаясь при этом перейти трассу. Но стоит автомобилю с включенными фарами подъехать ближе, как они сразу же бросаются им наперерез. Все потому, что яркий свет фар ассоциируется у них с огнем, который отрезает ему путь к соседнему лесу, куда он стремится. Они боятся, что не смогут попасть туда, поэтому спешат его перепрыгнуть и попасть в нужное место, а вместо этого попадают под колеса.

Руслан Новицкий советует всем автомобилистам при движении на машине в сумеречное или ночное время отслеживать обочину.

— Если заметили маленький красный или зеленый огонек — лучше притормозить: возможно, это отраженная радужка глаз копытного животного. Не надейтесь, что вы проскочите, а кабан или лось подумают своей головой и не кинутся под колеса. Если водитель слишком самонадеян и считает, что он прав, то в таких случаях чаще всего и происходит ДТП. Лучше включите аварийку, снизьте скорость до минимума и пока не проедете подозрительное место, не жмите на газ.

«На лягушках машину унесет с дороги»

Не меньше проблем происходит на дорогах при наезде на земноводных — лягушек или жаб. В стране насчитывается около 500 мест, где земноводные могут мигрировать через дороги.

— Земноводные массово идут в весенний период — в апреле-мае: они просыпаются и двигаются в сторону водоемов размножения. Это самое критичное время, когда их на дорогах гибнет больше всего, от этого популяция стремительно уменьшается.

Например, самка травяной лягушки несет в себе 1800 икринок, серая жаба — от четырех до шести тысяч икринок.

— Вышли они на дорогу, а тут грузовик, который за один проезд места миграции может задавить около сорока земноводных. Вот все потомство и погибло. Земноводных погибает под колесами пара миллионов в год, — констатирует Новицкий.

Но кроме того что земноводные погибают под колесами авто, из-за них может также, как и из-за копытных, произойти ДТП.

— Когда идет миграция земноводных, то на дороге их может находиться несколько десятков. Одновременно под колеса может попасть пять-шесть животных. Лягушки и жабы очень скользкие, как мясо, когда на них попадают колеса, антиблокировочная система не срабатывает, автомобиль может уйти в занос и улететь с трассы.

Чтобы предотвратить наезд на лягушек и аварийность из-за этого, ученые создали специальную карту миграции земноводных. Но более подробную интерактивную карту миграции земноводных создали сами белорусы. Новые, еще неизвестные, места миграции лягушек и жаб на нее может добавить любой желающий.

— В Беларуси есть около десяти мест, где установлены дорожные знаки, информирующие о том, что здесь, на дороге, могут появиться лягушки. Расположены они на особо охраняемых природных территориях, но есть и исключения. Конечно, их необходимо устанавливать больше, так же как и устраивать миграционные проходы под дорогой, но происходит это только тогда, когда реконструируют дороги.

Что делать, если вы сбили дикое животное

Согласно ПДД, водитель, сбивший дикое животное, должен остаться на месте, обозначить место ДТП знаком «Аварийная остановка», оказать первую медицинскую помощь пострадавшим (если они есть), вызвать ГАИ и, если необходимо, скорую. В свою очередь милиция сообщит о происшествии в территориальное представительство Минприроды.

— Ни в коем случае нельзя приближаться к животному, если оно ранено. Зверь может вести себя агрессивно и причинить вред, к тому же он может быть заражен бешенством, — рассказали в Минприроды.

Если ДТП произошло вне зоны знака «Дикие животные», можно рассчитывать, что не придется выплачивать компенсацию, но при условии, что водитель в момент аварии был трезв и не нарушил скоростной режим.

А вот если водитель увез сбитое животное с собой, то его действия могут быть квалифицированы как незаконная охота. Например, за того же бурого медведя предусмотрена уголовная ответственность. Если вина сидевшего за рулем в преднамеренном причинении вреда животному будет доказана, ему грозит до шести лет лишения свободы.

Беларусь общество дороги ДТП происшествие животные
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Культура
14 февраля гродненским влюбленным предложили провести в мини-путешествии «История Гродно сквозь призму любви». Вместе с экскурсоводом 19 пар прогулялись по городу и узнали о любви людей, чьи судьбы тесно связаны с нашим городом. Мероприятие стало не только отличной возможностью провести время вместе, но и существенно пополнить копилку знаний о знакомых местах и улочках. Особенно ценным подарком стало то, что необычная романтическая экспедиция с угощениями...
Фото
В воскресенье вечером, 10 февраля, при въезде на кольцо филармонии сбили молодого человека. Сейчас он в больнице. - Понимаете, в 11 вечера людей не так уж много на улицах: друг помнит, что на остановке "Молочного Мира" стояло несколько человек. И точно уверен, что со стороны ул. Советской двигалась девушка на темном BMW, которая остановилась перед пешеходным переходом. У нее и регистратор был. Так начал разговор с редакцией AutoGrodno.by друг сбитого парня...
Общество
Вечер 14 февраля пациенты гродненской городской клинической больницы провели без света. Сообщение об этом с фото было размещено в одной из гродненских групп в соцсетях.   - С обеда 14 февраля в БСМП не было света. Санитары с фонариками, ужин при свечах, интимная атмосфера и всё такое, - пишут очевидцы. Комментаторы сразу посочувствовали роженицам и тем, у кого в то время была операция. Сайт Гродно 015.BY попытался выяснить причины произошедшего и все ли те...
Фото
На трассе в Пермском районе автомобиль в аварии разорвало пополам, но водитель остался цел. Дорожно-транспортное происшествие произошло сегодня утром на 23 километре трассы Болгары – Юго-Камский – Крылово. Об этом проинформировали российские СМИ со ссылкой на сообщение ГИБДД по Пермскому краю. Как стало известно, водитель, находясь за рулем китайского автомобиля марки «БИД», выехал на встречную полосу движения и столкнулся с «Опелем». В результате сильного...
Общество
Бывший глава Гродненского облздрава Андрей Стрижак осужден на 7,5 года лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Также ему запретили занимать определенные должности сроком на 5 лет. Такой приговор вынес сегодня суд Центрального района Минска. Решение огласила судья Юлия Густыр, сообщает TUT.BY. Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск о взыскании с медика «суммы необоснованно полученной выгоды», то есть суммы взяток на сумму...
Происшествия
Детей из семьи забрали по настоянию сельской школы, где были недовольны тем, что семья не успела за месяц переехать в новую городскую квартиру. Школьный автобус каждый день делал дополнительный круг. Многодетную маму из небольшой деревни Вороновского района нашли мертвой в тот же день, когда из семьи временно забрали в приют четверых детей. В местном отделе образования говорят, что дети оказались в социально опасном положении, их нужно было срочно спасать....
Общество
По обновленной информации, реконструкцию улицы Дзержинского планируют завершить весной этого года. Напомним, в конце января мы сообщали, что примерные планы сдачи объекта - лето 2019 года. По информации очевидцев, на днях на объект вернулись рабочие.  По проекту, два участка дороги (первый — от кольца на улице Дубко до улицы Курчатова и второй — в районе нефтебазы) расширят до четырёх полос. На реконструируемой части улицы появятся два светофора: один — на...
Комментарий
В соседних с Беларусью странах сезонные болезни бушуют еще с конца января. Школы и детские сады закрываются на карантин. На сегодня, по информации Центра инфекционных заболеваний, в Литве от гриппа умерли 20 человек. В Украине грипп и ОРВИ унесли жизни 32 людей. В Европе ситуация еще хуже. Во Франции от острого инфекционного заболевания скончались уже более 1000 жителей. На этом фоне Беларусь напоминает островок спокойствия и безопасности, как такое возмож...
Мнение
Спрос на прокатные букеты — очень популярная услуга в День всех влюбленных. И это в очередной раз доказывает, что жить без рефлексии «а что подумают подружки?» мало кому удается. Если вдуматься — это абсурд. Ты платишь за то, что тебе привезут букет размером с бочку, ты с ним сделаешь селфи, изобразив бескрайнее счастье, — и вернешь курьеру, который отвезет его другой такой же несчастной. И все ради чего, задается вопросом Анна Златковская в статье на LADY...