Почему жители Гродно против встроенных детсадов в новостройках

Проблема нехватки мест в детских садах не нова. Особенно остро этот вопрос стоит в новых микрорайонах, где развитие инфраструктуры отстает от темпов возведения жилого сектора. Пионером в попытке решить эту проблему нетривиальным способом стал Гомель, за его примером последовал и Гродно.

Речь идет о появлении в городах высотки со встроенным мини-детсадом. Правда, гродненцы, в отличие от гомельчан, встретили ноу-хау неоднозначно. В вопросе разбиралась корреспондент «Республики».

Сад преткновения

Несколько лет назад в исторической части Гродно закрылись сразу два детсада. Просто потому, что группы там были полупустыми и содержать учреждения оказалось делом экономически нецелесообразным. А буквально за два года на территории расформированной воинской части в районе улиц Щорса — Пролетарской вырос целый квартал с разноцветными многоэтажками. И сразу возник вопрос: куда молодым мамам отдавать детей на воспитание? Архитекторы не растерялись и предложили встроить мини-садик прямо в одну из высоток. Тем более что такой проект уже реализован в Гомеле и там признан успешным.

Решили спросить мнение горожан: что думают по этому поводу мамы и папы будущих детсадовцев? И неожиданно столкнулись с резким сопротивлением со стороны жильцов нового квартала. Появилась инициативная группа, которая собирает подписи и расклеивает объявления с просьбой поддержать желание жителей новых домов сохранить старый план, предусматривающий строительство типового детсада. В приводимых ими доводах есть своя правда: генпланом предусмотрено возведение дошкольного воспитательного учреждения на 190 мест наряду с магазинами и офисами. Но, согласитесь, нарисовать все эти блага на бумаге гораздо проще, чем претворить их в жизнь.

Заместитель директора УКС Гродненского горисполкома Виктор Старотиторов призывает гродненцев мыслить здраво:

– В ближайшей округе уже есть несколько детских садов, которые скоро смогут дополнительно принять детей. Получается, в перспективе надо будет закрыть все эти сады и построить новый. Это ведь совсем неправильно. В новом квартале, о котором мы ведем речь, запланировано ввести в строй более 800 квартир. И для них мы должны построить дошкольное учреждение почти на 200 мест. А в новом микрорайоне Ольшанка на 12 тысяч квартир мы строим только четвертый детсад. Что нам скажут жители Ольшанки и Девятовки, откуда многим родителям приходится возить детей в сады по всему городу?

Перетягивание одеяла

Общественные слушания по вопросу проходят очень сложно. Пока жильцы нового квартала настроены серьезно. Под коллективным обращением с просьбой отказаться от возведения экспериментального детского сада подписались уже более 600 человек. Окончательно его судьба решится в конце февраля на архитектурно-градостроительном совете. Пока стороны никак не могут прийти к взаимопониманию.

Заведующая сектором образования отдела образования, спорта и туризма Гродненского горисполкома Елена Пахомова приводит аргументы и цифры в защиту нововведения:

— Проблемы очередей в детские дошкольные учреждения в новых микрорайонах города очевидны. Зато в центре Гродно можно найти свободные места. Мы постоянно проводим мониторинг и анализируем ситуацию. В данном случае речь идет не о целом микрорайоне, а о новом жилом комплексе на 840 квартир в центральной части города. Есть нормативный расчет, прошедший государственную экспертизу, по которому на это количество квартир необходимо обеспечить 106 дополнительных мест в дошкольных учреждениях в радиусе 500 метров от новостроек. Если в одном из домов появится встроенный детский сад на 60 мест, то еще 46 мест вполне реально оборудовать на существующих площадях в этом радиусе. Чуть дальше, на расстоянии 600—900 метров, расположены еще два действующих детсада. Кроме этого, 56 детей, жителей микрорайона Ольшанка, ходят в старшую группу и уже в этом году будут обучаться в школах и гимназиях города. Во все же четыре детсада из нового микрорайона родители ежедневно привозят более 100 детей. Вполне логично, что новое дошкольное учреждение на 230 мест планируют построить именно там.

Если гродненцам все-таки удастся перетянуть одеяло на свою сторону и задвинуть идею строительства встроенного мини-садика, то совершенно не факт, что он будет построен в ближайшие годы. Здесь и сейчас не получится.

Опыт других

Интересно, а как такое же предложение встретили гомельчане, где проект уже реализован? Главный специалист сектора учебной работы отдела образования, спорта и туризма Гомельского горисполкома Анна Медвеженко удивлена звонку из Гродно:

– И родители, и дети полностью поддержали эту идею. Правда, такая многоэтажка появилась у нас не в центре города, а в новом микрорайоне. Желающих попасть в такой необычный детский садик было много. Однако распределение мест проходило в строгой очередности из списка тех, кто стоял на учете нуждающихся в определении в детские дошкольные учреждения. Вышло так, что в мини-садик ходят и дошколята, проживающие в данном жилом доме, и детки из близлежащих новостроек. Стараемся не допускать больших очередей. Постоянно открываем дополнительные места в существующих детсадах.

А знаете ли вы, что на строительство типового садика надо выделить из бюджета около 8 млн рублей? А на мини-детсад, встроенный в многоэтажный дом, потребуется всего 1,5 миллиона. Начальник управления архитектуры и градостроительства комитета по архитектуре и строительству Гомельского облисполкома Светлана Кухоцковолец подчеркивает, что удачный эксперимент будет внедряться и дальше:

– Во-первых, это огромная экономия бюджетных денег. Подобного опыта в стране не было, поэтому наши институты получили задание проработать варианты реализации этого проекта. Для минимизации затрат наш Гомельский ДСК разработал его с учетом среды обитания жителей самого дома и микрорайона в целом. Все довольны.

Директор унитарного предприятия «УКС Гомельского горисполкома» Андрей Яблонских честно говорит о плюсах и минусах реализованного решения:

– Недавно к нам приезжал мэр Бобруйска, чтобы лично ознакомиться с проектом. До него в Гомеле побывали минчане и могилевчане. Все хотят пойти по нашим стопам. Сама идея зародилась лет пять назад, когда обсуждалась возможность уплотнения новых микрорайонов. Как только нам дали добро на разработку проекта — на все про все понадобилось около года. Наших гостей интересует то, как ноу-хау вписывается в жилую среду микрорайона. На месте становится понятно, что огражденная территория детсада никак не пересекается с жильцами дома. Подъезды располагаются с другой стороны. Также спрашивают: не будут ли мешать дети жильцам, а жильцы детям? Нет, не будут. Выполнена хорошая звукоизоляция. Есть, правда, вопрос о проведении капремонтов в квартирах, дом еще не заселен. Но он решаем. Всегда можно договориться с жильцами, когда можно будет включать перфоратор и другие шумные инструменты. Скажем, во время прогулок детей на улице.

Как ни крути, а плюсов от такого проекта, как встроенный в жилой дом детсад, больше, чем минусов: дети ходят в дошкольное учреждение шаговой доступности, в теплое, светлое и современное. Было бы неплохо, чтобы со временем реализацией таких проектов занялись и частные застройщики.

В Гродно вот уже несколько лет под новенькие многоэтажки отводят площади внутри старой застройки. Удается значительно сэкономить на коммуникациях. И инфраструктура прилагается. На Пролетарской — Щорса детский сад, конечно, нужен. Но надо будет подождать. Или принять его в «сокращенном» варианте.

В Министерстве архитектуры и строительства с ситуацией в Гродно знакомы. По закону перенос или изменение плана при строительстве любого объекта инфраструктуры находится в компетенции городских властей. Но далеко отходить от генплана тоже не стоит. Правда, гродненцам следует принять во внимание, что его четкое выполнение редко обходится без задержек. А ждать порой можно годами.

Гродно общество детсад проблемы сад
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
В середине минувшей недели упали цены на нефть. Автомобилисты заподозрили, что аналогичный шаг сделают и цены на топливо на АЗС страны. Но нет. Говорят, предыдущие удорожания не компенсировали изменения стоимости сырья. Так что уже сегодня, 18 ноября, каждый литр будет стоить на копеечку дороже. С 18 ноября 2018 года на автозаправочных станциях РБ цена бензина АИ-92-К5-Евро составит 1,42 руб., АИ-95-К5-Евро — 1,51 руб., АИ-98-К5-Евро — 1,72 руб., ДТ — 1,51...
Криминал
В Сморгони будут судить 35-летнего мужчину, который из ревности разбил электрический щиток, оконное стекло на площадке и зеркало в лифте многоэтажного дома. Прокуратура направила в суд уголовное дело по обвинению дебошира в хулиганстве. Прокурор Сморгонского района Андрей Клышевич рассказал: – Мужчина встречался с девушкой, у которой есть ребенок от ее бывшего сожителя. По какой-то причине они расстались, но 18 сентября девушка позвонила ему, и во время ра...
Общество
Эксперты подняли вопрос о целесообразности и экономической выгоде проекта Беларуси по строительству АЭС. Ведь сейчас будущих покупателей электроэнергии у данной АЭС остается все меньше. Такую потерю интереса к белорусскому ресурсу уже подтвердил и представитель МИД Финляндии. В итоге специалисты решили проанализировать, что же именно будет делать страна с этой энергией и как возвращать потраченные в пустую миллиарды? Известно, что Минск собирается уже чере...
Актуально
После новостей о том, что в белорусских аптеках сложно найти некоторые лекарства, белорус Дмитрий решил прикупить упаковку популярного средства от простуды. «В Белостоке „Терафлю“ мне продали без рецепта, поэтому на границе я спокойно отправился по „зеленому“ коридору. Но к средству от простуды у таможенников возникли вопросы, — объяснил читатель. — Выяснилось, что в нем содержится псевдоэфедрин». Хорошо, что дозировка не превышала норму, Дмитрия пропустил...
Мнение
"Давите пешеходов. Они должны усвоить, что раз не платят дорожный налог, то не имеют права шляться по тому, что им не принадлежит!" - это сказали не мы, это цитата Джереми Кларксона, экс-ведущего Top Gear.  Но если отбросить цинизм и желание пролезть с этой фразой во все щели, то суть понятна: водители и пешеходы еще долго будут по разные стороны баррикад, даже несмотря на то, что первые иногда становятся вторыми и наоборот. По крайней мере в нашей стране...
Общество
Журналиста портала intex-press.by поехала в Польшу на отдых с мыслями о спокойствии и расслаблении. Но в итоге весь отпуск прошел как один сплошной стресс. Почувствовав недомогание с первых дней, ей пришлось обратиться к местным врачам. Вот тут и началось всё самое интересное. Приводим её рассказ как есть без изменений. "Оформляя стандартную страховку для выезжающих за границу, я, как и многие туристы, была уверена, что в случае чего родное страхование не...
Статистика
Зарплаты белорусов, вопреки прогнозу и ожиданиям властей, падают. В сентябре средние заработки в стране упали почти на 24 рубля и составили 964 рубля. А как зарплаты белорусов выглядят на фоне доходов соседей? Напомним, падение средней зарплаты по стране в сентябре нашло четкое отражение в жизни отдельных районов. Как следствие, уменьшилось количество регионов, где средняя зарплата превысила эту планку. Снова появились и такие районы, где средняя получка н...
Юрий Комягин
Подавляющее большинство белорусов в советское время побывали «на картошке». И неважно, где ты жил и чем занимался. Наступала осень, и на белорусские поля высаживались, как это тогда называлось, «трудовые десанты». На уборку картофеля я впервые попал еще будучи школьником. Дважды закалку бульбой проходил в студенческие годы. После окончания университета стал работать на Гродненском радио, но прошло буквально несколько недель – и вновь позвала труба. Несколь...
Общество
Авария гродненской маршрутки на трассе М6 под Воложином, которая унесла жизни двух людей, не оставила равнодушной и жителей других областей Беларуси. Витебский блогер, который уже разбирал примеры неправильно организации дорожного движения, проанализировал случай на трассе М6. Он уверен, что в трагедии виноват не только водитель. Вот его мнение в дословном оформлении: "Я надеюсь, что эту статью увидят в Гродно. Если вы знаете кого-то из пострадавших. Покаж...