User views view_news rubric_id news_rubric_id 3

История привокзальной площади в Гродно

Площадь, о которой мы будем вести речь, за свои почти полтора столетия претерпела существенные изменения. С открытием железнодорожной линии "Санкт-Петербург - Варшава" в 1868 году в Гродно был построен вокзал, который все долгие годы своего существования был неотъемлемой частью городского пейзажа.

В рубрике "Гродно-история" журнал «Гродно» публикует статьи, написанные известным гродненским краеведом, историком Виктором Юрьевичем САЯПИНЫМ в последний год его жизни.

ТИХИЙ УГОЛОК

После строительства вокзала сформировалась Привокзальная площадь, которую около ста лет не касались ветры перемен. К площади сходились три улицы: Ожешко, Буденного и Тимирязева (названия даны сегодняшние). Как и площадь, они оставались в неизменном состоянии на протяжении столетия. Площадь в виде прямоугольника, мощеного булыжником, прилегала к зданию вокзала. Композиционным ее центром была круглая клумба, по периметру которой росли деревья. Здание вокзала представляло собой двухэтажную постройку в виде дворца, который соединялся галереями с двумя флигелями.

В годы Первой мировой войны здание вокзала пострадало, равно как и Привокзальная площадь. В 1920-е годы вокзал и площадь привели в порядок, но они вновь пострадали во Вторую мировую войну. Одним из первых восстановленных после войны в Гродно зданий оказался железнодорожный вокзал. Уже в 1945 году он принял первых пассажиров. Благоустроена была и Привокзальная площадь, на клумбе высадили новые деревья, а рядом со зданием вокзала была установлена гипсовая скульптура Ленина и Сталина, беседующих на садовой скамейке. Скульптура вскоре была перенесена в городской парк, а в центре клумбы установили памятник «вождю всех народов».

В 1948 году была проведена реконструкция вокзала. В результате над галереями появился второй этаж, центральное двухэтажное здание приобрело балкон, а справа была сделана двухэтажная пристройка, в которой разместились службы вокзала и багажное отделение. В таком виде Привокзальная площадь и вокзал сохранились в памяти старожилов города. Но в самом конце 1950-х годов перемены коснулись этого патриархального уголка города, и в течение последующих 25 лет до неузнаваемости изменилась как привокзальная площадь, так и сам вокзал.

Одна из главных улиц города, которая ведет к железнодорожному вокзалу, – улица Ожешко. Свою застройку она частично сохранила еще со второй половины XVIII века. Из центра города улица по прямой линии доходила до дома № 49, где делала поворот направо и пересекалась с улицей Буденного, не доходя до круглой клумбы на Привокзальной площади. За поворотом к вокзалу по четной стороне на углу улиц Ожешко и Тимирязева находилось небольшое одноэтажное деревянное здание парикмахерской горбыткомбината. Работал в парикмахерской старый опытный мастер Исаак Григорьевич Майерович.

Привокзальная площадь середины 1950-х годов являла собой довольно-таки захолустный уголок тихого провинциального города. Узкие, мощеные булыжником улицы, малоэтажная застройка, покосившиеся заборы и обилие пивнушек в районе площади и прилегающих к ней улиц. В вечернее время район освещался недостаточно. Протекавшая вблизи речка Городничанка являлась местом сброса всевозможных нечистот с окружающих предприятий, учреждений и домов. Не зря в народе ее издавна называют «вонючкой», а детвора из окрестных домов весело напевала очень популярную среди подростков песню «Сидели мы у речки, у «вонючки».

Лишь после того как была построена канализационная сеть, прекратились промышленные стоки с заводов «Автоагрегаты» и «Торгмаш», речка постепенно начала самоочищаться, в ней появились водоросли и мелкая рыбешка. Но ее второе название из народной памяти пока не исчезло.

Когда в начале 1957 года было принято решение об открытии через Гродно международного транзитного железнодорожного движения, власти города озаботились тем, как подправить «лицо города» – Привокзальную площадь, было принято решение о благоустройстве площади и прилегающих к ней улиц.

На Привокзальной площади и соседних улицах интерес представляли несколько зданий. По четной стороне улицы Буденного самыми примечательными сооружениями были здания табачно-ферментационного завода и городской электростанции, построенные в конце XIX – начале XX века.

В рядом стоявших жилых домах №50 и 52 до войны находились отели «Сувальский» и Мерко Зельмановича, а также пивная Менахина Иогеля. Далее по четной стороне несколько одноэтажных домов имели домовой номер 54. С 1944 года здесь открылась городская баня, а затем санпропускник и вытрезвитель.

Дом №56 по улице Буденного построили в 1895 году. В годы Первой мировой войны это здание называлось «Soldatenhaine». В 1920-1930-е годы в нем находилась фабрика игральных карт «Лапин и Ко», типография «Александр Лапин и Братья». В послевоенные годы – литография, фабрика офсетной печати.

Дом №70 был построен в конце XIX века, вероятнее всего, для военных нужд. На карте города 1892 года он обозначен как управление уездного воинского начальника. После освобождения города от фашистов в 1944 году здание заняла воинская часть 63353 и находилась в нем до 1972 года.

ПРОГУЛКА В ПРОШЛОЕ

В конце 1950-х годов район железнодорожного вокзала пребывал в полусонном состоянии, иногда нарушаемом гудками проходившего через Гродно международного пассажирского поезда Ленинград–Кузница. Транспортного движения на площади и прилегающих улицах практически не было. Редкие автомобили да гужевые повозки иногда с грохотом проезжали по булыжным улицам. В конце 1950-х в городе имелось лишь семь маршрутов общественного транспорта.

Совершим небольшую экскурсию на Привокзальную площадь Гродно конца 1950-х – начала 1960-х годов. Старое здание вокзала было компактным и уютным. Толстые кирпичные стены сохраняли тепло зимой и прохладу летом. Центральная часть вокзала была двухэтажной. На первом этаже размещались билетные кассы, дежурный помощник начальника вокзала и киоск «Союзпечать». На втором этаже располагались администрация вокзала, отделение всесоюзного агентства «Интурист» и комнаты отдыха пассажиров. Левая и правая симметричные части вокзала были одноэтажными. Высокие, около пяти-шести метров, потолки поддерживали чугунные литые колонны. Левую часть вокзала занимал зал ожидания транзитных пассажиров и буфет. С конца 70-х годов и до апреля 1986 года в нем находились службы гродненской таможни и досмотровый зал. В правом крыле находился ресторан и парикмахерская. Ресторан славился своей отменной кухней и пользовался большой популярностью у гродненцев и гостей города.

Выйдя из ресторана, попадаем на площадь. По правую руку от нас стояли два двухэтажных здания. Здание, которое одним из фасадов выходило на перрон, занимали таможня и контрольно-пропускной пункт погранвойск. В здании на углу площади и улицы Буденного размещалась почтовая служба, далее по улице Буденного была железнодорожная баня.

На противоположной стороне площади находилось здание багажного отделения, пристроенное к ресторану, рядом с ним на углу стояло другое двухэтажное здание, также принадлежавшее железнодорожному ведомству. Между ними и пакгаузом, сохранившимся до сегодняшнего дня (здесь проходили съемки художественного фильма «Миколка-паровоз»), находился клуб железнодорожников. На месте клуба сейчас находится здание почты.

На месте дома №42 по улице Ожешко, который был построен в середине 1970-х годов, с магазином «Спорттовары», аптекой, парикмахерской и банком, находилась малоэтажная застройка, протекала речка Городничанка, и за ней была разбита спортивная площадка средней школы №2. Детвора окрестных домов и школьники летом играли на ней в футбол и баскетбол, а зимой замерзшее зеркало речушки шириной метров десять заменяло им хоккейную площадку. Для маленьких детей склон Городничанки служил горкой, по которой они скатывались на санках, а школьники младших классов не прочь были прокатиться на портфелях.

ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН

Перспективы промышленного развития города, превращения его в узел международного железнодорожного сообщения вынудили городские власти приступить к решению вопроса об изменении «ворот города».

Первые новые штрихи к портрету площади архитекторы добавили летом 1963 года после завершения строительства дома №49. Во вновь построенном доме на первом этаже находились продовольственный магазин «Спутник», стоматологическая поликлиника, управление «Гродноэнерго» и домоуправление №1. Магазин и поликлиника обслуживают посетителей и поныне, а после переселения «Гродноэнерго» на проспект Космонавтов освободившееся помещение занял учебно-курсовой комбинат этого же предприятия. Дом №49 был одним из первых в городе с центральным отоплением и горячей водой.

После постройки нового дома Привокзальная площадь увеличилась за счет расширения улицы Ожешко. На новой части площади сделали каменное мощение, такое же, как было на старой ее части. После устройства мостовой и тротуаров Привокзальная площадь приняла тот вид, в котором она просуществовала до начала строительства нового вокзала.

Еще строители не успели сдать в эксплуатацию дом №49, а исполкомом городского Совета в октябре 1962 года уже было принято решение о строительстве аналогичного дома симметрично оси главного здания железнодорожного вокзала. Два симметричных дома, расположенных на углах улиц Ожешко и Буденного, должны были стать своеобразными воротами в город, а между ними на углу улиц Ожешко и Тимирязева должно было вырасти здание повышенной этажности.

Но проект не был осуществлен, и в ноябре 1964 года принимается новое решение о строительстве 7-этажной гостиницы на углу улиц Ожешко и Тимирязева, на Привокзальной площади 5-этажного жилого дома с промтоварным магазином и помещением горбыткомбината на первом этаже, 12-14-этажного жилого центрального здания в комплексе с 5-этажным жилым домом по улице Ожешко и Буденного.

В продолжение этого решения исполком предпринимает попытку «посадить» в районе Привокзальной площади Дом быта. Все эти проекты, как и многие предыдущие, не были осуществлены. В конечном итоге решено было построить 9-этажный 200-квартирный жилой дом №42 и примыкающий к нему 12-этажный №40.

Двором для дома №42 стала спортивная площадка средней школы №2, а под домом заточенная в железобетонную трубу протекает речка Городничанка, которая уходит под землю возле самого зоопарка и вновь вырывается на свободу во дворе дома №47 по улице Ожешко.

Следующим этапом стала реконструкция самого вокзала. В июне 1965 года исполком принимает решение о реконструкции железнодорожного вокзала без его сноса. Но в конце 1970 года принимается кардинальное решение – построить новый железнодорожный вокзал на станции Гродно со сносом существующего здания вокзала.

На проектирование и различные согласования ушло несколько лет. Строительство началось в 1979-м, но резво начавшаяся стройка оказалась вскоре замороженной. В 1986 году старый вокзал, несмотря на протесты общественности города, все же был снесен. Весной того же года открылся новый вокзал. Как показало время, решение о сносе старейшего в стране вокзала оказалось поспешным, непродуманным, противоречащим всякой логике. В результате город лишился не только памятника архитектуры, но и прекрасного помещения для организации картинной галереи, которой нет в таком крупном культурном центре, как Гродно. Вполне мог бы там разместиться и достойный нашего города выставочный зал либо музей. Да и по своему прямому назначению в результате грамотного архитектурного решения в комплексе с пристройкой нового вокзального помещения он еще долго мог бы служить городу.

Фото из коллекций: Вашкевича А., Ворошильского Ф., Ершова А., Короля Д., Манкевич Л., Расилевича К., Саяпина В., Федоровича К., Харитонова В.

Гродно общество история интересно
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Новости компаний
Праздник 23 февраля давно уже утратил свое первоначальное символическое значение и приобрел гендерное, стал просто «мужским» праздником. В этот день поздравления принимают все представители сильного пола от мала до велика, независимо от причастности к военной службе. В преддверии праздника мы опросили более 50 мужчин и составили список самых желанных подарков, которые они хотели бы получить в День защитника Отечества. Предлагаем их ваше вниманию. Приключен...
Происшествия
Недавно в Гродно произошел инцидент, когда мужчина угрожал совершить самоубийство путем пуска газа в квартире. Тогда ситуацию спасла техник службы "102" Ольга Гамеза, она отговорила гродненца от необдуманных действий. Эпизод, который мог завершиться очень печально, осветили по телевидению. Телеканал ОНТ показал сюжет о ЧП в передаче "Тревожная кнопка". В нем вы сможете услышать голос отчаявшегося мужчины, посмотреть на дом, где всё произошло, а также узнат...
Культура
Масленицу в этом году отметят с 4 по 10 марта. По традиции этот любимый многими праздник весны встречают с танцами, народными играми и блинами. Не обходится и без сжигания чучела зимы. Где в Гродно можно будет здорово повеселиться в масленичную неделю, читайте в обзоре Сайта Гродно 015.BY. Навстречу весне в Пышках  Масленица в Пышках пройдет в формате культурно-спортивного праздника «Навстречу весне – 2019». Вас ждут игры и забавы, зажигательные песни и пл...
Общество
Известно, что с лета 2018 года в ПП "Брузги" проходит реконструкция. И хотя в Гродненской региональной таможне говорили о работе в штатном режиме, проблемы все же есть. Даже в не загруженные обычно январь-февраль пересечь границу удается за 2-4 часа. С 20 февраля 2019 года проезд через Кузницу-Брузги может проходить еще дольше. Поляки объявили о начале ремонта своей части пункта пропуска в Кузнице. Завершение работ запланировано к 31 марта 2020 года, сообщ...
Общество
Пересечение улиц Виленской и Большой Троицкой в Гродно — популярное место для эвакуаторов. Несмотря на то, что оборудованная парковка находится прямо напротив, есть у автомобилистов облюбленный угол. На днях там вновь побывала спецмашины и погрузила на свои плечи очередную легковушку.  Несмотря на недовольство автолюбителей подобной мерой, такой способ регулировать безопасность на дороге регламентирован законом.  - Как правило, мы звоним собственнику. Но б...
Происшествия
В Башкирии 22-летняя девушка приревновала своего 9-летнего брата к родителям и решила избавиться от него, сестра отпросилась у матери и повела мальчика в библиотеку. Но вместо похода в библиотеку она пошла с братишкой в лес, где раздела его и начала душить шнуром от телефона, сообщает "Мэш" «После девушка закопала его в снег, но затем сжалилась над ним и вывела к дороге», — говорится в сообщении. Неравнодушные мужчины остановились и помогли мальчику: заку...
Фото+видео
Сегодня ночью на улице Дзержинского BMW на высокой скорости врезался в знак, дерево и припаркованный кроссовер Hyundai.  По словам водителя, в сторону Брикеля автомобиль двигался со скоростью около 80 километров в час.  - После нажатия на педаль тормоза машину правым задним колесом занесло на бордюрный камень, далее – на металлическое ограждение, припаркованный кроссовер и дорожный знак «Уступи дорогу», - сообщили в пресс-службе ГАИ УВД Гродненского облисп...
Интересно
Ирине из Гродно 45 лет, она работает оператором на табачной фабрике. В 2016 году женщина весила 120 кг, но всего за шесть месяцев она сумела похудеть на 45 кг. Бабушка двоих внуков рассказала GO.TUT.BY о том, что помогло добиться такого впечатляющего результата. Все фото из личного архива Ирина с детства не была худенькой. Все подруги имели фигуры стройнее, но, несмотря на это, комплексов по поводу внешности у Ирины не было. Она встречалась с парнями, нра...
Фото
Около 16:00 на улице Белые Росы между грузовым МАЗом и автобусом ПАЗом оказался легковой Renault Safrane. Судя по обломкам на асфальте, МАЗ и Renault поворачивали налево с улицы Тавлая. Сначала соприкоснулись легковушка и грузовик, а затем Renault въехал под автобус. В распоряжении АвтоГродно есть фотографии последствий ДТП. Состояние кузова Renault плачевное, есть ли смысл заниматься ремонтом? У Renault необходимо менять капот, левые двери, левое зеркало...