«Путь через торфяники и болота»: под Лидой проводят необычные экскурсии на маленьком поезде

Железная дорога — это почему-то всегда о детстве. Стук колес, запах мазута, мечта покататься в кабине машиниста, а еще мчать на поезде в какие-то далекие края и чтобы за окном обязательно было море. Или хотя бы река или большое озеро, чтобы прилипнуть к окошку и смотреть на воду. Все реально: в Лидском районе есть маленькая, но очень гордая железная дорога, которая обслуживает торфобрикетный завод «Дитва». Узкие, шириной 750 миллиметров, пути проходят мимо лесов, заброшенных хуторов, сельских дорог, черных торфяных полей и «почти-как-море» озер. С недавнего времени здесь стали проводить экскурсии для всех желающих. Welcome.

Инициатором и идейным вдохновителем таких вояжей стал минчанин Артем Слизкий. Все начиналось в детстве: однажды, отдыхая в деревне у бабушки, заметил около дома необычные маленькие рельсы. Оказалось — узкоколейка. Любознательный мальчик стал искать подобные железные дороги по всей Беларуси, читать специальную литературу, рисовать схемы сохранившихся маршрутов.

Сначала путешествовал по ним сам, а потом решил рассказать и другим о необычных железных дорогах нашей страны. Оформил ИП, создал сайт по истории узкоколеек и стал организовывать экскурсии. Правда, говорит, развитие такого вида туризма идет неспешно. Узкоколейки в Беларуси стали строить в середине позапрошлого века параллельно с обычной железной дорогой. Пути шириной в 750 миллиметров появлялись там, где тянуть полноценную ветку было экономически невыгодно, пишет TUT.BY. 

Такая миниатюрная дорога соединяла небольшие населенные пункты и активно использовалась на лесозаготовках и промышленных предприятиях. Например, узкоколейка была между Браславом и Друей. Со временем необходимость использовать узкоколейку в пассажирских и грузовых перевозках отпала. Почти все пути в 40−50-х годах прошлого века были разобраны. Вторую жизнь узкоколейка получила уже в 60-х годах, когда повсеместно стали строить торфобрикетные заводы. Сейчас в Беларуси маленьких железных дорог около 30, протяженность каждой — от пяти до тридцати пяти километров, все используются в торфяной промышленности.

В Лидском районе — одна из самых крупных узкоколеек, длиной почти 30 километров. Есть здесь и узел, соединяющий узкоколейку с обычной железной дорогой, — там производится перегрузка торфа в обычные грузовые вагоны.Открытое акционерное общество «Торфобрикетный завод Дитва» — одно из самых крупных предприятий на территории Беларуси по добыче торфа и производству топливных брикетов, древесного угля, удобрений «Биогумус». Здесь работает около 240 человек. В сезон предприятие добывает более 100 тысяч тонн торфа.

«Неужели это кому-то интересно?»

Когда Артем в первый раз позвонил на лидское предприятие и попросил разрешить ему привезти на узкоколейку туристов, на торфобрикетном заводе очень удивились: мол, "Неужели это кому-то интересно?", но все же выделили для туристических целей тепловоз и вагон. Хотя нет, не так: здесь хочется все называть в уменьшительной форме — вагончик и тепловозик. И стоять на перрончике в ожидании составчика.

Несмотря на то что узкоколейка выглядит игрушечной, — это полноценная железная дорога, настоящий источник повышенной опасности. Перед экскурсией с нами проводят инструктаж по технике безопасности: из окон не высовываться, на балконе тепловоза во время движения не стоять, к подвижному составу близко не подходить и внимательно смотреть по сторонам.

Все, поехали.

По словам Артема, не на всех предприятиях есть пассажирские вагоны, которые можно использовать для экскурсий. В «Дитве» же такой состав имеется: в будние дни, кстати, «экскурсионный» поезд возит рабочих завода.

Мягкая черная земля и почти море

Состав делает по пути три остановки. Сначала можно посмотреть, как на полях добывается торф, походить по необычайно мягкой черной земле. Раньше здесь были болота, которые ради добычи осушили.

— Многие говорят, что добыча торфа экологически вредна. У меня тоже есть вопросы к данному виду промышленности, однако пока так получается, что торф все-таки добывают и узкоколейки есть только на торфобрикетных заводах Беларуси. Чтобы показать этот транспорт всем желающим, надо ехать именно на эти предприятия — других подобных дорог в Беларуси не сохранилось, к сожалению. Хотя интерес к ним есть. Например, польские туристы просто «повернуты» на железных дорогах. Там у них все по-другому: если где-нибудь осталась узкоколейка, то вся округа старается сделать из нее туристический объект. У нас, к сожалению, совсем не так, — рассказывает Артем, пока наш состав едет на следующую остановку.

Поезд здесь может развивать скорость до 40 километров в час, но мы едем чуть медленнее — 20−25 километров. Мимо проплывают заболоченные поля — территория, которую вернули природе года два тому назад. Здесь уже живут птицы, на водопой приходят звери из леса, а пути узкоколейки проходят, кажется, по самой кромке воды.

— Вот тебе и море, — говорит один из туристов.

Из окна вагона можно увидеть несколько лебединых семей, которые совершенно не боятся приближающегося поезда, бакланов, которые пока все-таки опасаются тепловоза, орлов и ястребов, которые сидят на путях. Вся эта живность неизменно вызывает восторг у туристов. Поезд останавливается около понтонного моста. Пока состав маневрирует, можно прогуляться, сфотографироваться на фоне путей, уходящих вдаль, встретить охотников или работников завода, осмотреть специальную торфодобывающую технику и расспросить о технологическом процессе добычи топлива, а еще погулять около затопленных полей в надежде увидеть какую-нибудь необычную птичку.

— Болото как болото, — с улыбкой глядя на восторженных туристов, пожимает плечами машинист Андрей. Он уже более 15 лет водит здесь состав и к пейзажу привык — не впечатляет. Только с напарником Валерой вспоминают, как нашли около путей маленького лисенка — сфотографировались и отнесли в лес.

— А вот и местная достопримечательность, — показывает Валера в сторону старого дома, около которого в это время идет бабушка. — Она уже старенькая и живет одна, но сама управляется с большим хозяйством: и косит, и огород сажает, и скотинку держит.

Машинист машет рукой — бабушка останавливается и машет в ответ. А на обратном пути нас даже пускают в кабину машиниста. Детские мечты должны сбываться!

…"Узкоколейная" экскурсия продолжается чуть более полутора часов. Мы возвращаемся на территорию завода, где можно осмотреть технику в цехах, прогуляться по перронам и станции, сфотографироваться на фоне промышленных пейзажей. Говорим с Артемом о том, что туризм такого толка в Беларуси имеет большой потенциал, и замечаем, что неплохо было бы предлагать горячие обеды после вояжа. На предприятии обещают подумать. А мы теперь хотим вернуться сюда зимой: узкоколейка, тепловозик и вагончик — те же, а пейзажи, говорят, не менее впечатляющие.

Чтобы съездить на экскурсию по узкококлейке, надо написать на электронную почту 750 mm.by@gmail.com или заполнить заявку на сайте 750 mm.by. Экскурсию проводят после того, как набирается группа. Цена — 35 рублей (сюда входит проезд из Минска и обратно и экскурсия по железной дороге).

Лида экскурсия интересно необычное
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Общество
Средняя зарплата в Беларуси в апреле составила 1074 рубля (1057 рублей в марте), сообщил премьер-министр Беларуси Сергей Румас на заседании Совета министров о социально-экономическом развитии, передает БЕЛТА. — По стране уровень средней зарплаты в 1 тысячу рублей обеспечен как за март, так и в целом за I квартал текущего года, — отметил Сергей Румас. Реальные доходы населения в I квартале приросли на 7,3%. Реальная заработная плата выросла на 7,8%, в том ч...
Криминал
В феврале этого года был опубликован материал «Выставил петли и попал в них сам». Сообщалось, что 59-летний, нигде не работающий житель деревни Гостиловцы Юрий Недвецкий обвиняется в охоте на животных в запретное время и запрещенным способом. Установив самовольные проволочные петли, мужчина добыл беременную косулю. Если бы не гибель животного, со временем на свет появился бы не один, а двое детенышей. Сейчас, когда состоялся суд над браконьером, редакция р...
Статистика
Белорусский рынок труда снова становится привлекательным для иностранцев. Так, на заработки в нашу страну в январе−марте приехало 4239 работников из-за границы, сообщает Департамент по гражданству и миграции МВД. Это на 729 человек больше, чем за аналогичный период 2018 года. Из тенденций — китайцы, россияне и узбеки стали чаще искать работу в нашей стране, а украинцы — реже. Фото носит иллюстративный характер FINANCE.TUT.BY посмотрел, из каких стран чаще...
Общество
Бюджет Фонда социальной защиты населения, из которого выделяют деньги на пенсии и пособия, в первом квартале этого года исполнен с дефицитом. Так, доходы фонда составили 3 миллиарда 702 миллиона рублей, а расходы — почти на 10,8 миллиона рублей больше (почти 5,2 миллиона долларов). Снимок носит иллюстративный характер FINANCE.TUT.BY посмотрел, на что в январе — марте тратили деньги из бюджета ФСЗН. На что тратили деньги из фонда и на чем сэкономили Больше...
Общество
Бойкот родителей, обряды изгнания бесов, насилие в семье и травля от одноклассников — через все это пришлось пройти героям нашего видео на пути к осознанию и принятию своей сексуальной ориентации. TUT.BY расспросил гомосексуальную молодежь Беларуси о том, как родители восприняли каминг-аут, опасно ли ходить по улицам за руку с партнером и сталкиваются ли они с дискриминацией в повседневной жизни (да). А еще почитали гомофобные комментарии и порассуждали о...
Криминал
Неизвестный мошенник через Интернет предложил лидчанке трудоустройство за границей. Иллюстративное фото Он был столь убедителен, что девушка доверилась и перечислила за услугу 280 долларов переводом Western union на счет, зарегистрированный в Украине, пишет "Лидская Газета". Нетрудно догадаться, что приглашения на работу, а тем более хорошей зарплаты лидчанка так и не дождалась. В отношении неизвестного возбуждено уголовное дело.
Культура
В советской Беларуси было принято разрушение памятников архитектуры сваливать на немецко-фашистских оккупантов. Но элементарный подсчет показывает, что наиболее исторической архитектуры в стране уничтожила коммунистическая власть после Второй мировой войны. Гродно, 1960 год Это хорошо видно на примере Гродно, который считается наиболее сохранившимся городом в Беларуси, пишет belsat.eu. Но и здесь перечень разрушений впечатляет: от уничтожения целого городс...
Видео
Необычный случай произошел вчера в Лиде недалеко от магазина «Твое», расположенном в торговом центре «Континент». Мужчина угодил в пространство между скамейкой и одной из стен торгового центра и самостоятельно выбраться из «ловушки» не смог, сообщает lida.info. Прохожие также не сумели помочь ему, пришлось на место происшествия вызывать спасателей. Уже они с помощью специального оборудования отделили часть скамейки от тротуара и вытащили мужчину.
Фото
Дорожно-транспортное происшествие произошло в Лидском районе вчера вечером на четвертом километре автодороги Ваверка-Заболоть. 25-летний водитель, управляя автомобилем «Фольксваген-Гольф», на закруглении дороги неправильно выбрал безопасную скорость движения и съехал в правый кювет, из-за чего машина несколько раз перевернулась.  В результате ДТП водитель и пассажир авто получили тяжелые травмы и были госпитализированы в Лидскую ЦРБ. Пассажир, личность кот...
Новости по теме
Продолжается онлайн-голосование конкурса «Королева Красоты. Мисс Гродно 2018» в номинации "Мисс Интернет" – успей отдать свой голос!
Свечи, лампадки и музыка: как выглядит самое старое кладбище в Гродно накануне "Дзядоў"
Как стиль жизни: парень из Гродно восстановил редкий VW Derby 70-х годов
В Гродно на Ольшанке начала работать амбулатория для взрослых
Король Ночи, шабаш ведьм и самый страшный костюм: как отметили Хэллоуин в Гродно 2017
Бесконечная энергетика и восторг зрителей: в Гродно прошел концерт Филиппа Киркорова
"За работу взялись археологии": в Гродно продолжается реконструкция Старого замка
Осенний Гродно с высоты птичьего полета
"Спектакль в спектакле": в Драмтеатре Гродно открылась необычная выставка, посвященная творчеству художников-декораторов
"Единственный полностью сохранившийся до наших дней": история форта №4 в Гродно