«Путь через торфяники и болота»: под Лидой проводят необычные экскурсии на маленьком поезде

Железная дорога — это почему-то всегда о детстве. Стук колес, запах мазута, мечта покататься в кабине машиниста, а еще мчать на поезде в какие-то далекие края и чтобы за окном обязательно было море. Или хотя бы река или большое озеро, чтобы прилипнуть к окошку и смотреть на воду. Все реально: в Лидском районе есть маленькая, но очень гордая железная дорога, которая обслуживает торфобрикетный завод «Дитва». Узкие, шириной 750 миллиметров, пути проходят мимо лесов, заброшенных хуторов, сельских дорог, черных торфяных полей и «почти-как-море» озер. С недавнего времени здесь стали проводить экскурсии для всех желающих. Welcome.

Инициатором и идейным вдохновителем таких вояжей стал минчанин Артем Слизкий. Все начиналось в детстве: однажды, отдыхая в деревне у бабушки, заметил около дома необычные маленькие рельсы. Оказалось — узкоколейка. Любознательный мальчик стал искать подобные железные дороги по всей Беларуси, читать специальную литературу, рисовать схемы сохранившихся маршрутов.

Сначала путешествовал по ним сам, а потом решил рассказать и другим о необычных железных дорогах нашей страны. Оформил ИП, создал сайт по истории узкоколеек и стал организовывать экскурсии. Правда, говорит, развитие такого вида туризма идет неспешно. Узкоколейки в Беларуси стали строить в середине позапрошлого века параллельно с обычной железной дорогой. Пути шириной в 750 миллиметров появлялись там, где тянуть полноценную ветку было экономически невыгодно, пишет TUT.BY. 

Такая миниатюрная дорога соединяла небольшие населенные пункты и активно использовалась на лесозаготовках и промышленных предприятиях. Например, узкоколейка была между Браславом и Друей. Со временем необходимость использовать узкоколейку в пассажирских и грузовых перевозках отпала. Почти все пути в 40−50-х годах прошлого века были разобраны. Вторую жизнь узкоколейка получила уже в 60-х годах, когда повсеместно стали строить торфобрикетные заводы. Сейчас в Беларуси маленьких железных дорог около 30, протяженность каждой — от пяти до тридцати пяти километров, все используются в торфяной промышленности.

В Лидском районе — одна из самых крупных узкоколеек, длиной почти 30 километров. Есть здесь и узел, соединяющий узкоколейку с обычной железной дорогой, — там производится перегрузка торфа в обычные грузовые вагоны.Открытое акционерное общество «Торфобрикетный завод Дитва» — одно из самых крупных предприятий на территории Беларуси по добыче торфа и производству топливных брикетов, древесного угля, удобрений «Биогумус». Здесь работает около 240 человек. В сезон предприятие добывает более 100 тысяч тонн торфа.

«Неужели это кому-то интересно?»

Когда Артем в первый раз позвонил на лидское предприятие и попросил разрешить ему привезти на узкоколейку туристов, на торфобрикетном заводе очень удивились: мол, "Неужели это кому-то интересно?", но все же выделили для туристических целей тепловоз и вагон. Хотя нет, не так: здесь хочется все называть в уменьшительной форме — вагончик и тепловозик. И стоять на перрончике в ожидании составчика.

Несмотря на то что узкоколейка выглядит игрушечной, — это полноценная железная дорога, настоящий источник повышенной опасности. Перед экскурсией с нами проводят инструктаж по технике безопасности: из окон не высовываться, на балконе тепловоза во время движения не стоять, к подвижному составу близко не подходить и внимательно смотреть по сторонам.

Все, поехали.

По словам Артема, не на всех предприятиях есть пассажирские вагоны, которые можно использовать для экскурсий. В «Дитве» же такой состав имеется: в будние дни, кстати, «экскурсионный» поезд возит рабочих завода.

Мягкая черная земля и почти море

Состав делает по пути три остановки. Сначала можно посмотреть, как на полях добывается торф, походить по необычайно мягкой черной земле. Раньше здесь были болота, которые ради добычи осушили.

— Многие говорят, что добыча торфа экологически вредна. У меня тоже есть вопросы к данному виду промышленности, однако пока так получается, что торф все-таки добывают и узкоколейки есть только на торфобрикетных заводах Беларуси. Чтобы показать этот транспорт всем желающим, надо ехать именно на эти предприятия — других подобных дорог в Беларуси не сохранилось, к сожалению. Хотя интерес к ним есть. Например, польские туристы просто «повернуты» на железных дорогах. Там у них все по-другому: если где-нибудь осталась узкоколейка, то вся округа старается сделать из нее туристический объект. У нас, к сожалению, совсем не так, — рассказывает Артем, пока наш состав едет на следующую остановку.

Поезд здесь может развивать скорость до 40 километров в час, но мы едем чуть медленнее — 20−25 километров. Мимо проплывают заболоченные поля — территория, которую вернули природе года два тому назад. Здесь уже живут птицы, на водопой приходят звери из леса, а пути узкоколейки проходят, кажется, по самой кромке воды.

— Вот тебе и море, — говорит один из туристов.

Из окна вагона можно увидеть несколько лебединых семей, которые совершенно не боятся приближающегося поезда, бакланов, которые пока все-таки опасаются тепловоза, орлов и ястребов, которые сидят на путях. Вся эта живность неизменно вызывает восторг у туристов. Поезд останавливается около понтонного моста. Пока состав маневрирует, можно прогуляться, сфотографироваться на фоне путей, уходящих вдаль, встретить охотников или работников завода, осмотреть специальную торфодобывающую технику и расспросить о технологическом процессе добычи топлива, а еще погулять около затопленных полей в надежде увидеть какую-нибудь необычную птичку.

— Болото как болото, — с улыбкой глядя на восторженных туристов, пожимает плечами машинист Андрей. Он уже более 15 лет водит здесь состав и к пейзажу привык — не впечатляет. Только с напарником Валерой вспоминают, как нашли около путей маленького лисенка — сфотографировались и отнесли в лес.

— А вот и местная достопримечательность, — показывает Валера в сторону старого дома, около которого в это время идет бабушка. — Она уже старенькая и живет одна, но сама управляется с большим хозяйством: и косит, и огород сажает, и скотинку держит.

Машинист машет рукой — бабушка останавливается и машет в ответ. А на обратном пути нас даже пускают в кабину машиниста. Детские мечты должны сбываться!

…"Узкоколейная" экскурсия продолжается чуть более полутора часов. Мы возвращаемся на территорию завода, где можно осмотреть технику в цехах, прогуляться по перронам и станции, сфотографироваться на фоне промышленных пейзажей. Говорим с Артемом о том, что туризм такого толка в Беларуси имеет большой потенциал, и замечаем, что неплохо было бы предлагать горячие обеды после вояжа. На предприятии обещают подумать. А мы теперь хотим вернуться сюда зимой: узкоколейка, тепловозик и вагончик — те же, а пейзажи, говорят, не менее впечатляющие.

Чтобы съездить на экскурсию по узкококлейке, надо написать на электронную почту 750 mm.by@gmail.com или заполнить заявку на сайте 750 mm.by. Экскурсию проводят после того, как набирается группа. Цена — 35 рублей (сюда входит проезд из Минска и обратно и экскурсия по железной дороге).

Лида экскурсия интересно необычное
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Погода
Похоже, погода решила хоть немного улучишь общее тоскливое от обстановки в мире настроение. Синоптики по-настоящему радуют: на этой рабочей неделе в Гродно тепло, осадков не ожидается, только изредка будет усиливаться ветер. Дождик возможен лишь утром в пятницу. Фото: Instagram @zilikovichlena В понедельник, 6 апреля, ясно, без осадков. Ветер юго-восточный 3-5 м/с. Относительная влажность воздуха 65%, атмосферное давление 775 мм.рт.ст. Температура воздуха...
Статистика
Начало 2020 года не предвещало никаких сюрпризов, однако спустя пару месяцев, совокупность негативных внешних факторов привела к тому, что весь накопленный рост рынка, продолжавшийся второе полугодие 2019 года, практически перечёркнут итогами одного месяца. Средние цены на квартиры в Гродно откатились к значениям 6-месячной давности.  В марте в Гродно, по состоянию на 1 апреля зафиксировано 160 сделок с квартирами. Чуть более четверти рынка – сделки с квар...
Общество
В Витебской областной клинической больнице 2 апреля умерла 68-летняя жительница Полоцка Лидия Матвеева. У нее была вирусная пневмония и подтвержденный коронавирус. Сын женщины Александр Матвеев написал заявление в милицию с требованием возбудить уголовное дело в отношении президента страны. Мужчина пояснил TUT.BY, что глава государства, по его мнению, «не смог уберечь белорусов от опасной инфекции». 2 апреля женщина умерла. В свидетельстве о смерти написа...
Общество
Минские стоматологии перестают оказывать плановую помощь пациентам. К ним присоединяются и гродненские. С субботы, 4 апреля, можно рассчитывать только на экстренное лечение. Фото: Ирина Ареховская / Belsat.eu Как будут работать врачи в новых условиях, выяснял Белсат. C понедельника – за свой счет В пятницу 3 апреля, в телеграм-канале NEXTA появился приказ комитета здравоохранения Мингорисполкома. Стоматологов призывают прекратить плановую медицинскую помощ...
Общество
Среди тех предметов в супермаркете, которые собирают на себе особенно много микробов, – тележки, корзинки, двери холодильников и другие.   В перечень предметов в супермаркете, собирающие на своей поверхности больше всего микробов, вошли тележки и корзинки. За их ручки каждый день берется огромное количество людей, что значительно повышает риск заражения разными заболеваниями. Исследование испанских ученых показало: порядка 50% таких ручек поражены энтероба...
Происшествия
В конце марта Гродненским областным судом был вынесен приговор жителю Лидского района, который совершил убийство с особой жестокостью. Как сообщает "Лидская газета" со ссылкой на пресс-службу суда, в ноябре 2019 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в ходе возникшей ссоры мужчина умышленно нанес оппоненту многочисленные удары ногами, а также фрагментом бетона по различным частям тела, от которых последний скончался. Обвиняемый признан виновным...
Статистика
Исследовательский центр РАБОТА.TUT.BY проанализировал, что в марте резюме стало больше на 7,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Число вакансий на сайте rabota.tut.by увеличилось на 6,9%. Однако в марте, в сравнении с февралем 2020 года, отмечается снижение количества вакансий на 0,7% в целом по рынку труда во всех профессиональных областях. В прошлом году динамика в этот период (март и февраль) была положительная. Наибольший прирост ваканс...
Общество
Белорусские учителя должны будут посещать школу, несмотря на дополнительные каникулы у учеников. Министерство образования мотивирует это тем, что в течение всей этой недели будут работать школьные лагеря, где ученики заняты минимум полдня. Об этом в эфире телеканала ОНТ заявил замминистра образования Александр Кадлубай. Фото: sb.by Учебный год в школах Беларуси закончится 30 мая, образовательный процесс в четвертой четверти будет осуществляться с 13 апреля...
Происшествия
Еще одного пьяного бесправника задержали в Гродно сотрудники ГАИ. Накануне выходных мы сообщали, как инспекторам попался "повторник" с 1,8 промилле в крови, а вчера это "достижение" было побито. В воскресенье около 7 часов вечера сотрудниками ГАИ был задержан еще более пьяный водитель автомобиля «Ровер». Инспекторы двигались на патрульном автомобиле по улице Врублевского в сторону улицы Богуцкого. В какой-то момент они заметили, что движущийся автомобиль «...