«Путь через торфяники и болота»: под Лидой проводят необычные экскурсии на маленьком поезде

Железная дорога — это почему-то всегда о детстве. Стук колес, запах мазута, мечта покататься в кабине машиниста, а еще мчать на поезде в какие-то далекие края и чтобы за окном обязательно было море. Или хотя бы река или большое озеро, чтобы прилипнуть к окошку и смотреть на воду. Все реально: в Лидском районе есть маленькая, но очень гордая железная дорога, которая обслуживает торфобрикетный завод «Дитва». Узкие, шириной 750 миллиметров, пути проходят мимо лесов, заброшенных хуторов, сельских дорог, черных торфяных полей и «почти-как-море» озер. С недавнего времени здесь стали проводить экскурсии для всех желающих. Welcome.

Инициатором и идейным вдохновителем таких вояжей стал минчанин Артем Слизкий. Все начиналось в детстве: однажды, отдыхая в деревне у бабушки, заметил около дома необычные маленькие рельсы. Оказалось — узкоколейка. Любознательный мальчик стал искать подобные железные дороги по всей Беларуси, читать специальную литературу, рисовать схемы сохранившихся маршрутов.

Сначала путешествовал по ним сам, а потом решил рассказать и другим о необычных железных дорогах нашей страны. Оформил ИП, создал сайт по истории узкоколеек и стал организовывать экскурсии. Правда, говорит, развитие такого вида туризма идет неспешно. Узкоколейки в Беларуси стали строить в середине позапрошлого века параллельно с обычной железной дорогой. Пути шириной в 750 миллиметров появлялись там, где тянуть полноценную ветку было экономически невыгодно, пишет TUT.BY. 

Такая миниатюрная дорога соединяла небольшие населенные пункты и активно использовалась на лесозаготовках и промышленных предприятиях. Например, узкоколейка была между Браславом и Друей. Со временем необходимость использовать узкоколейку в пассажирских и грузовых перевозках отпала. Почти все пути в 40−50-х годах прошлого века были разобраны. Вторую жизнь узкоколейка получила уже в 60-х годах, когда повсеместно стали строить торфобрикетные заводы. Сейчас в Беларуси маленьких железных дорог около 30, протяженность каждой — от пяти до тридцати пяти километров, все используются в торфяной промышленности.

В Лидском районе — одна из самых крупных узкоколеек, длиной почти 30 километров. Есть здесь и узел, соединяющий узкоколейку с обычной железной дорогой, — там производится перегрузка торфа в обычные грузовые вагоны.Открытое акционерное общество «Торфобрикетный завод Дитва» — одно из самых крупных предприятий на территории Беларуси по добыче торфа и производству топливных брикетов, древесного угля, удобрений «Биогумус». Здесь работает около 240 человек. В сезон предприятие добывает более 100 тысяч тонн торфа.

«Неужели это кому-то интересно?»

Когда Артем в первый раз позвонил на лидское предприятие и попросил разрешить ему привезти на узкоколейку туристов, на торфобрикетном заводе очень удивились: мол, "Неужели это кому-то интересно?", но все же выделили для туристических целей тепловоз и вагон. Хотя нет, не так: здесь хочется все называть в уменьшительной форме — вагончик и тепловозик. И стоять на перрончике в ожидании составчика.

Несмотря на то что узкоколейка выглядит игрушечной, — это полноценная железная дорога, настоящий источник повышенной опасности. Перед экскурсией с нами проводят инструктаж по технике безопасности: из окон не высовываться, на балконе тепловоза во время движения не стоять, к подвижному составу близко не подходить и внимательно смотреть по сторонам.

Все, поехали.

По словам Артема, не на всех предприятиях есть пассажирские вагоны, которые можно использовать для экскурсий. В «Дитве» же такой состав имеется: в будние дни, кстати, «экскурсионный» поезд возит рабочих завода.

Мягкая черная земля и почти море

Состав делает по пути три остановки. Сначала можно посмотреть, как на полях добывается торф, походить по необычайно мягкой черной земле. Раньше здесь были болота, которые ради добычи осушили.

— Многие говорят, что добыча торфа экологически вредна. У меня тоже есть вопросы к данному виду промышленности, однако пока так получается, что торф все-таки добывают и узкоколейки есть только на торфобрикетных заводах Беларуси. Чтобы показать этот транспорт всем желающим, надо ехать именно на эти предприятия — других подобных дорог в Беларуси не сохранилось, к сожалению. Хотя интерес к ним есть. Например, польские туристы просто «повернуты» на железных дорогах. Там у них все по-другому: если где-нибудь осталась узкоколейка, то вся округа старается сделать из нее туристический объект. У нас, к сожалению, совсем не так, — рассказывает Артем, пока наш состав едет на следующую остановку.

Поезд здесь может развивать скорость до 40 километров в час, но мы едем чуть медленнее — 20−25 километров. Мимо проплывают заболоченные поля — территория, которую вернули природе года два тому назад. Здесь уже живут птицы, на водопой приходят звери из леса, а пути узкоколейки проходят, кажется, по самой кромке воды.

— Вот тебе и море, — говорит один из туристов.

Из окна вагона можно увидеть несколько лебединых семей, которые совершенно не боятся приближающегося поезда, бакланов, которые пока все-таки опасаются тепловоза, орлов и ястребов, которые сидят на путях. Вся эта живность неизменно вызывает восторг у туристов. Поезд останавливается около понтонного моста. Пока состав маневрирует, можно прогуляться, сфотографироваться на фоне путей, уходящих вдаль, встретить охотников или работников завода, осмотреть специальную торфодобывающую технику и расспросить о технологическом процессе добычи топлива, а еще погулять около затопленных полей в надежде увидеть какую-нибудь необычную птичку.

— Болото как болото, — с улыбкой глядя на восторженных туристов, пожимает плечами машинист Андрей. Он уже более 15 лет водит здесь состав и к пейзажу привык — не впечатляет. Только с напарником Валерой вспоминают, как нашли около путей маленького лисенка — сфотографировались и отнесли в лес.

— А вот и местная достопримечательность, — показывает Валера в сторону старого дома, около которого в это время идет бабушка. — Она уже старенькая и живет одна, но сама управляется с большим хозяйством: и косит, и огород сажает, и скотинку держит.

Машинист машет рукой — бабушка останавливается и машет в ответ. А на обратном пути нас даже пускают в кабину машиниста. Детские мечты должны сбываться!

…"Узкоколейная" экскурсия продолжается чуть более полутора часов. Мы возвращаемся на территорию завода, где можно осмотреть технику в цехах, прогуляться по перронам и станции, сфотографироваться на фоне промышленных пейзажей. Говорим с Артемом о том, что туризм такого толка в Беларуси имеет большой потенциал, и замечаем, что неплохо было бы предлагать горячие обеды после вояжа. На предприятии обещают подумать. А мы теперь хотим вернуться сюда зимой: узкоколейка, тепловозик и вагончик — те же, а пейзажи, говорят, не менее впечатляющие.

Чтобы съездить на экскурсию по узкококлейке, надо написать на электронную почту 750 mm.by@gmail.com или заполнить заявку на сайте 750 mm.by. Экскурсию проводят после того, как набирается группа. Цена — 35 рублей (сюда входит проезд из Минска и обратно и экскурсия по железной дороге).

Лида экскурсия интересно необычное
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Статистика
Больше 770 белорусов не смогли в январе–июне этого года пояснить налоговикам превышение своих расходов над доходами. Этим людям теперь нужно доплатить подоходный налог. Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY FINANCE.TUT.BY узнал, в каком регионе больше всего тех, к кому возникают вопросы по расходам и доходам. Превышение расходов над доходами в первом полугодии было у 774 физлиц. За аналогичный период прошлого года — 805. Больш...
Видео
17 августа сотрудники Лидской ГАИ задержали пьяного бесправника. Около 11 часов утра на автодороге Палубники - Далекие вблизи деревни Палубники инспектора обратили внимание на микроавтобус "Мерседес", который двигался им навстречу со стороны деревни Петюлевцы.     Требование об остановке водитель проигнорировал и далее началось преследование. Но даже свернув на поле, скрыться мужчине не удалось и он был задержан нарядом ДПС.      - В итоге на жителя Лидчи...
Происшествия
Жуткая с моральной стороны история произошла в Берестовицком районе. Там несовершеннолетний парень подозревается в преступлении, которое предусмотрено частью 2 статьи 170 уголовного кодекса Республики Беларусь – «Понуждение к действиям сексуального характера».  Все произошло еще в начале августа этого года. Молодой человек насмотрелся порнофильмов и захотел лицезреть соответствующие сцены вживую. Причем, самое страшное, что для участия в подобных действиях...
Фото
18 августа на базе отдыха «Привал» состоялся финал открытого конкурса-фестиваля красоты и талантов «Мини Мисс и Мистер Гродно — 2019». Уже третий год в конкурсе принимают участие юные таланты Гродно и области.  Кастинг прошел в июне, в этом году участниками конкурса стали 13 девочек и 7 мальчиков именно им предстояло побороться за титулы “Мини Мисс Гродно“ и “Мини Мистер Гродно“, пишет портал Гродно Newgrodno.by. Предшествовали гала-шоу усатая вечеринка-зн...
Фото
19 августа в 17.11 в Сморгонский районный отдел по ЧС от фельдшера скорой медицинской помощи поступило сообщение о сильном задымлении в частном жилом доме в деревне Щепаны и обнаружении человека без признаков жизни. По прибытии к месту вызова подразделений МЧС наблюдалось незначительное задымление в доме. Возгорание ликвидировано населением до прибытия спасателей.  - Выяснилось, что знакомые погибшего приехали к нему в гости. В кухне на полу обнаружили хоз...
Фото+видео
Вчера вечером и сегодня ночью по Гродненской области прошлась стихия. Мощные ливни с градом, грозы и дожди беспокоили спящих людей вспышками молнии и раскатами грома, не давая спокойно провести отдых и затем крепко спать.  Синоптики предсказывали такое развитие событий, объявив оранжевый уровень опасности. Тем не менее, быть готовым к капризами природы всегда тяжело. Самый весомый след циклон оставил в Зельве и окрестностях. Там выпал крупный град. Очевидц...
Статистика
Розничный товарооборот в Беларуси, по данным Белстата, в январе-июле составил 27,7 миллиарда рублей. Это на 5,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В первом полугодии в среднем в день белорусы тратили по 13,8 рубля. Это расчет на душу населения. В первом полугодии 2018-го сумма была на 1,3 рубля меньше, то есть в магазинах мы оставляли 12,5 рубля в день, сообщает TUT.BY. На розничный товарооборот организаций торговли пришлось 90,6% розничного...
Общество
По повестке не явился, на суд опоздал. В понедельник в Гродненском комиссариате состоялся первый в этом году суд над уклонистом. В качестве зрителей были приглашены будущие призывники, все те молодые люди, которые сейчас проходят медицинскую комиссию и в ближайшем будущем должны пополнить ряды вооруженных сил. Заседание, правда, началось с серьезной задержкой. Обвиняемый в уклонении от воинского призыва опоздал на суд более чем на час. Впрочем, именно его...
Власть
В понедельник, 12 августа, в ГУК «Слонимский драматический театр» проводил прием граждан по личным вопросам начальник отдела ЖКХ райисполкома, о чем сообщал сайт Слонимского райисполкома.  В этот день корреспондент "Газеты Слонимской" отправилась в драмтеатр к чиновнику на прием, чтобы задать вопрос, поступивший ранее от читательницы. Но, как выяснилось, попасть на прием было проблематично. В 16 часов 30 минут все двери в центральной и боковой части театра...
Новости по теме
Продолжается онлайн-голосование конкурса «Королева Красоты. Мисс Гродно 2018» в номинации "Мисс Интернет" – успей отдать свой голос!
Свечи, лампадки и музыка: как выглядит самое старое кладбище в Гродно накануне "Дзядоў"
Как стиль жизни: парень из Гродно восстановил редкий VW Derby 70-х годов
В Гродно на Ольшанке начала работать амбулатория для взрослых
Король Ночи, шабаш ведьм и самый страшный костюм: как отметили Хэллоуин в Гродно 2017
Бесконечная энергетика и восторг зрителей: в Гродно прошел концерт Филиппа Киркорова
"За работу взялись археологии": в Гродно продолжается реконструкция Старого замка
Осенний Гродно с высоты птичьего полета
"Спектакль в спектакле": в Драмтеатре Гродно открылась необычная выставка, посвященная творчеству художников-декораторов
"Единственный полностью сохранившийся до наших дней": история форта №4 в Гродно