«Путь через торфяники и болота»: под Лидой проводят необычные экскурсии на маленьком поезде

Железная дорога — это почему-то всегда о детстве. Стук колес, запах мазута, мечта покататься в кабине машиниста, а еще мчать на поезде в какие-то далекие края и чтобы за окном обязательно было море. Или хотя бы река или большое озеро, чтобы прилипнуть к окошку и смотреть на воду. Все реально: в Лидском районе есть маленькая, но очень гордая железная дорога, которая обслуживает торфобрикетный завод «Дитва». Узкие, шириной 750 миллиметров, пути проходят мимо лесов, заброшенных хуторов, сельских дорог, черных торфяных полей и «почти-как-море» озер. С недавнего времени здесь стали проводить экскурсии для всех желающих. Welcome.

Инициатором и идейным вдохновителем таких вояжей стал минчанин Артем Слизкий. Все начиналось в детстве: однажды, отдыхая в деревне у бабушки, заметил около дома необычные маленькие рельсы. Оказалось — узкоколейка. Любознательный мальчик стал искать подобные железные дороги по всей Беларуси, читать специальную литературу, рисовать схемы сохранившихся маршрутов.

Сначала путешествовал по ним сам, а потом решил рассказать и другим о необычных железных дорогах нашей страны. Оформил ИП, создал сайт по истории узкоколеек и стал организовывать экскурсии. Правда, говорит, развитие такого вида туризма идет неспешно. Узкоколейки в Беларуси стали строить в середине позапрошлого века параллельно с обычной железной дорогой. Пути шириной в 750 миллиметров появлялись там, где тянуть полноценную ветку было экономически невыгодно, пишет TUT.BY. 

Такая миниатюрная дорога соединяла небольшие населенные пункты и активно использовалась на лесозаготовках и промышленных предприятиях. Например, узкоколейка была между Браславом и Друей. Со временем необходимость использовать узкоколейку в пассажирских и грузовых перевозках отпала. Почти все пути в 40−50-х годах прошлого века были разобраны. Вторую жизнь узкоколейка получила уже в 60-х годах, когда повсеместно стали строить торфобрикетные заводы. Сейчас в Беларуси маленьких железных дорог около 30, протяженность каждой — от пяти до тридцати пяти километров, все используются в торфяной промышленности.

В Лидском районе — одна из самых крупных узкоколеек, длиной почти 30 километров. Есть здесь и узел, соединяющий узкоколейку с обычной железной дорогой, — там производится перегрузка торфа в обычные грузовые вагоны.Открытое акционерное общество «Торфобрикетный завод Дитва» — одно из самых крупных предприятий на территории Беларуси по добыче торфа и производству топливных брикетов, древесного угля, удобрений «Биогумус». Здесь работает около 240 человек. В сезон предприятие добывает более 100 тысяч тонн торфа.

«Неужели это кому-то интересно?»

Когда Артем в первый раз позвонил на лидское предприятие и попросил разрешить ему привезти на узкоколейку туристов, на торфобрикетном заводе очень удивились: мол, "Неужели это кому-то интересно?", но все же выделили для туристических целей тепловоз и вагон. Хотя нет, не так: здесь хочется все называть в уменьшительной форме — вагончик и тепловозик. И стоять на перрончике в ожидании составчика.

Несмотря на то что узкоколейка выглядит игрушечной, — это полноценная железная дорога, настоящий источник повышенной опасности. Перед экскурсией с нами проводят инструктаж по технике безопасности: из окон не высовываться, на балконе тепловоза во время движения не стоять, к подвижному составу близко не подходить и внимательно смотреть по сторонам.

Все, поехали.

По словам Артема, не на всех предприятиях есть пассажирские вагоны, которые можно использовать для экскурсий. В «Дитве» же такой состав имеется: в будние дни, кстати, «экскурсионный» поезд возит рабочих завода.

Мягкая черная земля и почти море

Состав делает по пути три остановки. Сначала можно посмотреть, как на полях добывается торф, походить по необычайно мягкой черной земле. Раньше здесь были болота, которые ради добычи осушили.

— Многие говорят, что добыча торфа экологически вредна. У меня тоже есть вопросы к данному виду промышленности, однако пока так получается, что торф все-таки добывают и узкоколейки есть только на торфобрикетных заводах Беларуси. Чтобы показать этот транспорт всем желающим, надо ехать именно на эти предприятия — других подобных дорог в Беларуси не сохранилось, к сожалению. Хотя интерес к ним есть. Например, польские туристы просто «повернуты» на железных дорогах. Там у них все по-другому: если где-нибудь осталась узкоколейка, то вся округа старается сделать из нее туристический объект. У нас, к сожалению, совсем не так, — рассказывает Артем, пока наш состав едет на следующую остановку.

Поезд здесь может развивать скорость до 40 километров в час, но мы едем чуть медленнее — 20−25 километров. Мимо проплывают заболоченные поля — территория, которую вернули природе года два тому назад. Здесь уже живут птицы, на водопой приходят звери из леса, а пути узкоколейки проходят, кажется, по самой кромке воды.

— Вот тебе и море, — говорит один из туристов.

Из окна вагона можно увидеть несколько лебединых семей, которые совершенно не боятся приближающегося поезда, бакланов, которые пока все-таки опасаются тепловоза, орлов и ястребов, которые сидят на путях. Вся эта живность неизменно вызывает восторг у туристов. Поезд останавливается около понтонного моста. Пока состав маневрирует, можно прогуляться, сфотографироваться на фоне путей, уходящих вдаль, встретить охотников или работников завода, осмотреть специальную торфодобывающую технику и расспросить о технологическом процессе добычи топлива, а еще погулять около затопленных полей в надежде увидеть какую-нибудь необычную птичку.

— Болото как болото, — с улыбкой глядя на восторженных туристов, пожимает плечами машинист Андрей. Он уже более 15 лет водит здесь состав и к пейзажу привык — не впечатляет. Только с напарником Валерой вспоминают, как нашли около путей маленького лисенка — сфотографировались и отнесли в лес.

— А вот и местная достопримечательность, — показывает Валера в сторону старого дома, около которого в это время идет бабушка. — Она уже старенькая и живет одна, но сама управляется с большим хозяйством: и косит, и огород сажает, и скотинку держит.

Машинист машет рукой — бабушка останавливается и машет в ответ. А на обратном пути нас даже пускают в кабину машиниста. Детские мечты должны сбываться!

…"Узкоколейная" экскурсия продолжается чуть более полутора часов. Мы возвращаемся на территорию завода, где можно осмотреть технику в цехах, прогуляться по перронам и станции, сфотографироваться на фоне промышленных пейзажей. Говорим с Артемом о том, что туризм такого толка в Беларуси имеет большой потенциал, и замечаем, что неплохо было бы предлагать горячие обеды после вояжа. На предприятии обещают подумать. А мы теперь хотим вернуться сюда зимой: узкоколейка, тепловозик и вагончик — те же, а пейзажи, говорят, не менее впечатляющие.

Чтобы съездить на экскурсию по узкококлейке, надо написать на электронную почту 750 mm.by@gmail.com или заполнить заявку на сайте 750 mm.by. Экскурсию проводят после того, как набирается группа. Цена — 35 рублей (сюда входит проезд из Минска и обратно и экскурсия по железной дороге).

Лида экскурсия интересно необычное
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Фото
Пожар произошел на усадьбе «Дитвянка», расположенной в деревне Банцевичи, поздно вечером 8 ноября. О возгорании на пульт оперативного управления Лидского РОЧС сообщили отдыхающие, которые в тот день арендовали здесь домик и баню. Со слов отдыхающих, после нескольких заходов в парилку они вышли на улицу жарить шашлыки. Время уже было ближе к 23.00, когда кто-то из компании увидел густой серый дым, идущий через печную трубу. Позвонив в службу «101» и владель...
Realt.by
Третий квартал 2019 года отметился высокой активностью покупателей квартир — в городах Беларуси совершили порядка 11,6 тысяч сделок купли-продажи. Любопытно, что локомотивом общего роста спроса стали районные города Беларуси, где сделок стало больше на 20%. В Борисове, Солигорске и Новополоцке темпы роста достигли отметок в 31−37%. Такой активный спрос вполне может спровоцировать корректировку цен. Рассмотрите интересные готовые и строящиеся новостройки в...
Общество
Сегодня, 12 ноября, в Минском районном суде состоялось основное судебное заседание по иску, выдвинутому в отношении Степана Путило, который более известен как автор популярного Telegram-канала NEXTA. В августе он сообщил, что председатель Слонимского райисполкома Геннадий Хомич и его жена были задержаны за рулем в состоянии опьянения. Чиновник обратился в суд. Во вторник было объявлено решение: иск удовлетворить, взыскать в качестве компенсации морального...
Видео
Сегодня утром на улице Победы "замер" светофор. Красный сигнал не переключался для водителей с улицы Пестрака. Люди ждали-ждали, а потом начали нарушать. Очевидец показал, как это было. - Минут 10 для одной стороны горел зелёный, для другой - красный. Люди от безысходности ехали на запрещающий, а им сигналили с другой стороны, не понимая ситуацию, - рассказал АвтоГродно очевидец Андрей. - Через 30 минут режим работы светофоров уже был прежним. Интересно, ч...
Происшествия
Главным следственным управлением Следственного комитета расследуется уголовное дело о хищении денежных средств со счетов иностранных банков в период с 2012 по 2016 годы.  В результате обмена информацией между Следственным комитетом Беларуси и ФБР США, а также проведенными совместно с сотрудниками МВД следственными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями была установлена причастность к совершению данного преступления 28-летнего жителя Гродно.  - В...
Происшествия
Сегодня ближе к полудню на территории воинской части на Фолюше произошел серьезный пожар. По информации канала Nexta, во время ЧП три танка сгорели полностью, несколько боксов уничтожены взрывами. - В районе полудня в одном из хранилищ с техникой произошло возгорание внутри боевой машины. Экипаж машину покинул своевременно, все живы и здоровы, никто из военнослужащих не пострадал, все люди проверены. Сотрудниками МЧС осуществлено тушение пожара , внешние о...
Фото
Приключения белорусских сигарет, провезенных нелегальным способом в Евросоюз, только начинаются. Местные водители пытаются их транспортировать дальше на Запад и встречаются с противодействием силовых структур. Так, в воскресенье неподалеку от Друскининкая пограничники подали сигнал об остановке водителю на Audi A6. Мужчина не послушался, увеличил скорость и помчался по сельским дорогам. Пограничники на Toyota Land Cruiser начали преследование. - Преследова...
Фото
В Слониме 36-летнюю местную жительницу знакомый водворил в вольер. Таким образом мужчина решил наказать женщину за то, что вместе с переданными ей деньгами на приобретение продуктов питания и алкоголя она пропала почти на сутки и вернулась без ничего. Накануне компания отдыхала в частном доме. Спиртное вместе с закуской подходило к концу, и одну из участниц застолья отправили в магазин за покупками. Вернулась она лишь на следующий день. - Наиболее раздосад...
Общество
Отделочники в Беларуси жалуются на сложность установления цен на услуги из-за большого количества рабочих, которые берут цифры из головы и сбивают цену. Каждый заказчик хочет видеть качественно выполненные работы. Многих интересует и стоимость услуг, рассказывают Белновости. Если в сфере красоты, например, в салонах за оказываемые услуги цены примерно одинаковые и зависят от опыта мастеров и качества используемых косметических средств, то в строительной сф...