На Белорусской АЭС под Островцом установили корпус первого реактора

Корпус реактора первого энергоблока Белорусской АЭС занял проектное положение – это было главной новостью, о которой рассказали и которую показали журналистам белорусских центральных и региональных СМИ во время очередного пресс-тура на строительную площадку атомного первенца страны.

Но это стало далеко не единственной темой подробной экскурсии по строительной площадке АЭС и развернутой пресс-конференции с участием заместителя министра энергетики Михаила Михадюка, генерального директора Белорусской АЭС Михаила Филимонова, его заместителя Андрея Баркуна, главного инженера БелАЭС Анатолия Бондаря, передает "Перспектива". 

С точностью до миллиметра

Длина – 11 метров, диаметр – 4,5 метра, вес – более 330 тонн: таковы габариты корпуса реактора.

Эту «кастрюльку», в которой через два-три года начнет кипеть ядерное «варево», способное обеспечить треть потребности страны в электроэнергии, изготовленную по спецзаказу для Белорусской АЭС, со всеми мерами предосторожности доставили на стройплощадку. А 1 апреля эту махину установили в шахту реактора в проектное положение. Журналистам показали уникальное видео о процессе загрузки корпуса реактора – впечатляет!

– В настоящее время идет выверка положения корпуса реактора и установленных в проектное положение парогенераторов по осям, – рассказал журналистам главный инженер РУП «Белорусская АЭС» Анатолий Бондарь. – Требования очень жесткие: отклонение корпуса реактора может составить не более одной сотой миллиметра в горизонтальном положении и не более миллиметра – в вертикальном. И полное совпадение по осям с патрубками парогенератора.

Да простят меня специалисты-«технари», но я с трудом понимаю, как за этим можно проследить – не то, что сделать. Однако специально обученные люди утверждают, что требования соблюдаются неукоснительно – за этим неусыпно следит многоступенчатая система контроля.

Такие же жесткие требования и к оборудованию турбинного цеха.

Вообще, по словам главного инженера, всё тяжеловесное, крупногабаритное оборудование реакторного и турбинного отделений первого энергоблока уже находится на проектных местах, сейчас идет его наладка.

– Наша ближайшая задача – всё выверить, проверить геодезию и начать сварку главного циркуляционного трубопровода – планируем приступить к этому в мае, – поделился планами на ближайшую перспективу Анатолий Бондарь.

Показали журналистам и комплектное распределительное устройство элегазовое КРУЭ-330 производства немецкой компании «Сименс». Тем, кому, как и мне, название этого чуда электротехники мало о чем говорит, попытаюсь рассказать о его предназначении на понятном для гуманитариев языке: именно сюда через блочные трансформаторы будет подаваться выработанная на АЭС электроэнергия – и затем через это суперсовременное распредустройство подаваться в энергетическую систему страны. Для этого сюда будут подведены семь линий электропередач мощностью 330 киловольт, строительство которых ведет выигравшая конкурс китайская компания.

– Это самое современное оборудование, которое сегодня производится в мире, – не без гордости рассказал Геннадий Коваленко, начальник электроцеха Белорусской АЭС. – Даже на российских станциях его мало где увидишь, у нас в стране это первое. Обычно на электростанциях применяется открытое распредустройство – но для его размещения нужна территория раз в десять большая, к тому же оно более затратно и менее надежно в эксплуатации: одно дело – помещение и совсем другое – открытый воздух.

Надежность и безопасность – основные приоритеты, которыми руководствуются при возведении Белорусской АЭС.

Фукусимы не будет

– Сценария, по которому развивались события в Фукусиме и Чернобыле, у нас не может быть в принципе, – убежденно отвечает на традиционный вопрос журналистов с устойчивым постчернобыльским синдромом главный инженер Белорусской АЭС Анатолий Бондарь. – Надо помнить, что в Фукусиме действовала атомная станция, построенная в 60-е годы прошлого столетия. Но и там все системы безопасности сработали в штатном режиме: станция выдержала землетрясение и цунами в 10 метров, был заглушен реактор, работали системы охлаждения активной зоны. Но когда волна поднялась до 13-15 метров и захлестнула резервные дизельгенераторы, они вышли из строя – и блок остался без энергоснабжения. Что и привело к печальным последствиям.

– По свежим следам фукусимских событий, когда сделали экспресс-анализ нашего проекта, эксперты в один голос заявили, что он надежно защищен от всех аварийных событий с полным обесточиванием блока с наложением природных катаклизмов, – продолжает Анатолий Бондарь. – Он даже не требовал корректировки. Но, тем не менее, мы в дополнение к четырем системным дизельгенераторам предусмотрели передвижную дизельгенераторную установку, которая в случае прерывания энергоснабжения будет подключена для охлаждения активной зоны реактора.

– Ядерная безопасность – основной приоритет при сооружении атомной станции, – подчеркнул заместитель министра энергетики Михаил Михадюк. – Мы понимаем ответственность и перед белорусским народом, и перед нашими соседями, и перед всем мировым сообществом, поэтому строго соблюдаем все международные обязательства, под которыми поставила свою подпись Республика Беларусь. Мы выбрали очень хороший проект, самый современный и надежный – это не только наше мнение, но и оценка экспертов и руководства МАГАТЭ, которое неоднократно оценивало все этапы строительства Белорусской АЭС. Основы технологической безопасности заложены в самом проекте: он содержит оптимальное сочетание пассивных и активных систем безопасности.

Еще одно слагаемое безопасности – культура производства. За качеством строительства осуществляется самый жесткий контроль со стороны независимых контролирующих организаций – госатомнадзора, госстройнадзора, госпожнадзора и прочих.

– Строители иногда даже выражают недовольство – дескать, слишком уж придираемся, – говорит Михаил Михадюк. – Но по-другому нельзя: нужно понимать, что мы строим.
Не менее тщательный контроль и за качеством оборудования. По наиболее важным позициям специалисты Белорусской АЭС совместно с атомнадзором контролируют ход его изготовления, проводят приемку на отдельных этапах. Затем происходит приемка оборудования перед отправкой с завода-изготовителя и входной контроль по прибытии на стройплощадку.

Кадры решают всё

«А человеческий фактор? – ехидно усмехнется неисправимый скептик, читая эту статью. – Вот нажмет Вася Пупкин не ту кнопочку – и…»

Но Вася Пупкин, который не знает, за что отвечает каждая из многих сотен кнопочек на пульте управления энергоблоком, просто не может попасть на работу на атомную станцию.

– Хотя все процессы на станции максимально автоматизированы и человеческий фактор сведен к минимуму, подготовке персонала мы уделяем очень большое внимание, – рассказывает главный инженер БелАЭС Анатолий Бондарь.

– Штат первого энергоблока – там будет работать 1680 человек – практически подобран: на работу принято около тысячи специалистов. И они не сидят в кабинетах в ожидании, когда произойдет пуск электростанции, а находятся в цехах и контролируют качество монтажа. Это самая лучшая школа для специалиста – когда он присутствует при монтаже, пуско-наладке оборудования, которое потом будет эксплуатировать.

На основные должности, наиболее важные и ответственные, приглашены специалисты с опытом работы на водно-водяных реакторах из России и Украины – порядка семидесяти человек. Но, несмотря на соответствующее образование и опыт работы, все они проходят обучение и переподготовку по индивидуальному плану на действующих атомных станциях и в учебно-тренировочном центре, где действуют два тренажера – полномасштабный и аналитический.

Кроме иностранных, на первом энергоблоке будут работать специалисты с белорусских тепловых электростанций: всё же производство электроэнергии во многом схожее. Но им также придется пройти переподготовку и стажировку на действующих АЭС.

И третье направление подготовки кадров – молодые специалисты, закончившие вузы по профильным специальностям. Начинают они свою трудовую деятельность с низовых инженерных должностей, обязательно проходят обучение и стажировку в России на одном из вводимых энергоблоков с реакторами ВВР.

Большую помощь в подготовке специалистов оказывает родной УТЦ, где на полномасштабном тренажере смоделировано несколько сотен нештатных ситуаций – и каждый специалист должен четко знать, как ему действовать в любой из них.

А Литва – против!

– Заявления о небезопасности Белорусской АЭС, которые слышатся «из-за речки» – голословны и беспочвенны, – заявил заместитель министра энергетики Михаил Михадюк.

Литве переданы результаты всех исследований и по выбору площадки, и по всем другим исследованиям – они, кстати сказать, открыты, любой желающий может ознакомиться с ними в информационном центре АЭС.

– Мы открыты для общения с кем бы то ни было. Нам нечего скрывать, и мы к этому готовы и даже стремимся: давайте разговаривать! – в очередной раз протянул руку соседям Михаил Михадюк.

Традиционный открытый разговор с полусотней журналистов различных СМИ стал тому подтверждением.

По словам заместителя министра, подобные пресс-туры будут проводиться и впредь по мере того, как на стройплощадке будут появляться «информационные поводы» – что-то особо «вкусненькое» для пишущей и снимающей братии.
Ждем-с!

Читайте сайт Гродно 015.BY в социальных сетях

w445h4451371236205MezhdunarodnylogotipVK500Одноклассники_иконкаfacebook_socialnetwork_20047
Гродно Островец атомнаястанция БелорусскаяАЭС
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Юрий Комягин
Тридцать лет назад в Советском Союзе вовсю бушевала перестройка. Впрочем, этот процесс чем-то напоминал верховой пожар в лесу. Если в крупных городах ощущалась какая-то «движуха», то в провинции – тишь да гладь. Например, содержание местных гродненских газет в ту пору практически не поменялось, здесь по-прежнему писали о надоях и привесах, о выпущенных сверх плана тоннах капролактама и цемента. В 1989 году опубликовать что-нибудь антисоветское в лидской ил...
Фото
Благодаря звонку неравнодушного гражданина в среду был задержан 31-летний водитель, управлявший микроавтобусом "Форд" в состоянии опьянения. Причем сама история достаточно интересная. Около 2 часов ночи в дежурную часть ГАИ поступило сообщение о том, что во дворе дома по улице Доватора компания людей, находящаяся возможно в пьяном состоянии, на автомобиле "Форд" шумит, сигналит и "газует". Сотрудники оперативно прибыли к указанному адресу, но никого там не...
Важно
Беларусь завершила внутригосударственные процедуры по соглашениям с Европейским союзом об упрощении визового режима и реадмиссии. Об этом сообщил сегодня журналистам начальник управления информации и цифровой дипломатии - пресс-секретарь МИД Анатолий Глаз, передает корреспондент БЕЛТА. "Главой государства принято решение, которое сегодня будет опубликовано, о подписании соглашений с Европейским союзом об упрощении выдачи виз и по реадмиссии. Это непростое...
Общество
Безвиз и Декрет № 7 о развитии предпринимательства дали заметный толчок для развития сферы обслуживания. В Гродно за два с половиной года открыто более 40 объектов общественного питания общей вместимостью 1300 мест. Наиболее популярными становятся бары и кафе нового формата. Изменения в первую очередь замечают сами гродненцы. Людмила и Геннадий, которые гуляли по городским улицам, отметили, что по количеству и качеству пищевого сервиса Гродно приближается...
Видео
В четверг на улице Ожешко водитель Toyota устроил «разрыв шаблона» и это попало на видео. Toyota выехала с парковки железнодорожного вокзала и, вопреки предписывающему знаку, повернула налево. Далее водитель решил не пересекать двойную сплошную линию разметки и поехал по встречной полосе, рассказывает АвтоГродно. Даже когда произошла аварийная ситуация со встречным транспортом, водитель остался верен себе и линии разметки не пересек. Видеозаписью делится...
Происшествия
С какой целью неизвестный совершил угон «Жигулей» второй модели 1973 года выпуска, логике не поддается, ведь сие деяние уголовно наказуемо (и действительно, по данному факту Лидским РОСК возбуждено уголовное дело). Возможно, неустановленный пока гражданин заметил, что автомобиль не заперт, и решил этим воспользоваться. Подобрал ключ, замкнул провода – и был таков, рассказывает "Лидская газета". Правда, проехал немного: изначально автомобиль стоял у магазин...
Погода
Предстоящие выходные в Гродно будут по-осеннему холодными. В ближайшие дни синоптики обещают переменную облачность с высокой вероятностью дождей. Осадки прекратятся лишь к началу новой недели. Распогодится, но...теплее не станет. Фото: @photoxmi В пятницу, 20 сентября, переменная облачность, днем возможен дождь. Ветер северо-западный 6-8 м/с, с порывами до 13 м/с. Относительная влажность воздуха 50%, атмосферное давление 767 мм.рт.ст. Температура воздуха д...
Фото
В мире немало людей, которые находят в каждом новом дне череду счастливых совпадений и примет. А кто-то даже верит в магию цифр. И пусть все привыкли, что традиционными «свадебными» днями становятся пятница и суббота, сегодняшний четверг дал им фору по количеству регистраций браков. Уникальным делает этот день и приближение знакового юбилея Гродненской области. Выяснить, верят ли в удачу сегодняшние молодожены, или же 19.09.2019 – скорее простое совпадение...
Фотофакт
Сегодня утром на Румлёвском мосту в направлении к ГАИ образовалась небольшая пробка. Причиной стало пробитое колесо в машине Range Rover с российскими номерами. Неизвестно, насколько по времени затянулся затор, если бы не проезжающие мимо инспектора батальона ДПС ГАИ Гродно. Экипаж с бортовым номером 553 помог девушке в замене колеса, после чего она смогла ехать дальше, пишет портал Гродно Newgrodno.by. Наверное, это тот самый случай, когда сотрудники ГАИ...
Новости по теме
Завершилась всебелорусская молодежная стройка: сколько заработали студотрядовцы на БелАЭС?
На Белорусской АЭС началась комплексная проверка: специалисты оценят, как проходят строительные работы на станции
Белорусская АЭС: специалисты приступили к сварке главного циркуляционного трубопровода на первом энергоблоке
Один из главных этапов строительства начался на БелА
Белорусская АЭС: первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году, второй - в 2020-м, а срок окупаемости станции – 19 лет
Еврочиновник из Вильнюса полетел на воздушном шаре, чтобы посмотреть на работу Островецкой АЭС
На Белорусской АЭС в Островце летом будут работать 15 студенческих отрядов
На Белорусской АЭС под Островцом прошли учения по реагированию на теракты
На первом энергоблоке БелАЭС завершили установку четырех парогенераторов
Корпус реактора установили на первом энергоблоке БелАЭС