От Европы до Азии. Как живет грузовая станция в Свислочи, где работают последние в Беларуси стрелочники

Свислочь находится на самой границе с Польшей. Городок, кажется, на время застыл в зимней спячке: тихие немноголюдные улочки, сквер и главную площадь засыпало снегом. Все какое-то неспешное и маленькое. Местечко, в котором живет почти 8 тысяч человек, известно в первую очередь тем, что в центре находится аллея памяти, где, помимо памятника погибшим солдатам, стоит фигура Ленина, бюст Сталина и памятник польскому революционеру Ромуальду Траугутту, который был открыт в 1928 году за деньги местных жителей.

Через дорогу — бюст Кастуся Калиновского работы известного белорусского скульптора Заира Азгура. В нескольких километрах от города находится железнодорожная станция. На первый взгляд, она мало чем отличается от сотен других. Маленький вокзал, единственная билетная касса. Несколько раз в день сюда прибывает дизель-поезд из Волковыска. Дальше, в сторону Польши, пассажирского сообщения нет.

Зато есть грузовое. Сюда, в приграничную Свислочь, каждый день следуют грузовые составы, как с Востока, так и с Запада. География впечатляет — вот грузы везут в Германию, а вот в Монголию, а вот за щепой и углем приехал польский состав. Работа не останавливается ни на минуту, и днем, и ночью прибывают всё новые поезда. И в снег, и в дождь. Вот сейчас станцию буквально завалило снегом. Красиво, но работы прибавилось.

— Не могу радоваться снегу, как раньше, — говорит начальник грузовой станции Ольга Савко, — пути засыпало, надо ведь все чистить. 

На помощь прибыл специальный поезд, который без остановки чистит пути. Огромная, выглядящая как из фильма в стиле стимпанк машина с грохотом и шумом ездит туда-сюда, наводя порядок.

От Свислочи до соседней Польши всего 13 километров, а до первой польской станции — 22. На горизонте — леса Беловежской пущи. Морозную и такую привычную тишину для маленьких местечек нарушает пронзительный гудок локомотива. На станцию прибыл очередной грузовой состав, некоторые вагоны которого направятся куда-то в Азию, некоторые — в Монголию, а некоторые — в Россию. До этого вагоны надо перегрузить, правильно оформить, провести проверки и наконец отправить в путь. А еще некоторые составы надо «переобуть».
gruzovaya_stanciya_svisloch_16_

Так исторически сложилось, что колея путей в Европе 1435 мм — уже, чем у нас — 1520 мм. И поезда, которые необходимо отправить в сторону Польши и дальше в Европу, надо приспособить под более узкую железнодорожную колею.

На пункте перестановки вагонов немноголюдно. Смена уже отработала поезд, и сейчас временное затишье. Только вдалеке работает погрузчик, который грузит утилизированные на металлолом старые вагоны.

— Основное назначение грузовой пограничной станции — прием, сдача, погрузка, выгрузка, а также перегрузка экспортных, которых больше, и импортных грузов. Экспорт — это все лесные грузы, белорусские удобрения, а среди транзитных преобладает уголь. У нас 26 путей широкой колеи, 18 путей — узкой, — рассказывает Ольга, пока мы идем вдоль тележек снятых с поездов колес. Все они промаркированы и подписаны — перепутать невозможно. Вагоны поднимаются при помощи специальных домкратов, тележки отделяются, а на их место ставятся более широкие.

После всех необходимых процедур с документами и проверок его технического состояния поезд может следовать дальше. Так происходит изо дня в день много лет подряд.

Станция Свислочь долгое время имела важное военное значение. В 1969 году для движения грузовых поездов был открыт погранпереход «Свислочь» — «Семянувка». А в 1984 году около деревни Шадилки, это недалеко отсюда, началась огромная стройка. Тогда на станцию непрерывно шли грузовые составы с различными строительными материалами. Возводили тогда «Командный пункт ОВС стран — участниц Варшавского договора» — десятиэтажный подземный бункер посередине леса. Но не достроили — рухнул Советский Союз. Станция утратила свое военное значение, да и объемы перегрузки тогда значительно сократились, как и количество работающих на грузовой станции. Но трудные времена прошли. Сейчас работа на грузовой станции не прекращается ни днем, ни ночью. За последние 4 года грузопоток здесь вырос в 4 раза.

Из экзотичного, вспоминает начальник грузовой станции, были вагоны с польским лимонадом в начале 90-х и апельсины.

— Знаете, работа у нас считается очень престижной. Очень многие хотели бы работать именно у нас, — говорит Ольга. У начальника грузовой станции в блокноте — специальный список желающих устроиться сюда. Для маленькой Свислочи железнодорожная станция очень важна. В округе нет крупных производств и заводов. А еще железная дорога манит своей романтикой: запах мазута, характерный стук колес и мечты о далеких странах. Но те, кто здесь работают, знают, что в первую очередь это тяжелый каждодневный труд и огромная ответственность. А еще очень важна дисциплина, и сотрудники об этом помнят каждый день.

Приграничная грузовая станция в Свислочи уникальна еще тем, что все стрелки здесь все еще переводят вручную. В Беларуси сохранились еще несколько станций, где есть механические стрелки, но там они в единичных экземплярах в отличие от Свислочи.

Поэтому помимо путейцев, машинистов, вагонников, работников погрузучастка на станции работают и стрелочники. На Свислочи их — 16. Многие из них — из железнодорожных династий.

— У нас не увольняются просто так. И очень часто на смену родителям приходят дети. Есть семейные пары, которые вместе трудятся у нас, — смеется Ольга и ведет нас знакомиться с теми самыми стрелочниками. А вернее, стрелочницами. Из 67 работающих на грузовой станции движенцев 40 женщин. А вообще, весь коллектив, состоящий из разных железнодорожных подразделений, составляет 158 человек.

Есть здесь и стрелочники мужчины, но как-то традиционно для Свислочи сложилось, что эта профессия считалась женской.

Обочина дороги утопает в снегу, но все пути и механизмы аккуратно почищены. Около шпал медленно передвигается рабочий, осматривая буквально каждый болт и стык на рельсах. А мы идем к маленькому домику, который расположен около самых путей. Такие домики как будто из детских воспоминаний о путешествиях с родителями. И, конечно, загадочные женщины за окном поезда, которые зачем-то машут желтыми или красными флажками не то машинистам, не то нам, пассажирам. Постепенно стрелочных постов в Беларуси становилось все меньше. А вот в Свислочи домик стрелочника все еще необходим.

Наталья работает стрелочницей уже несколько лет. До этого трудилась в местной больнице. Говорит, работа на железной дороге нравится — морально легче, а физически и в больнице было тяжело. Работа — ответственная. В обязанности дежурного стрелочного поста, а так официально именуются стрелочники, входит перевод стрелок, а также поддержание исправного состояния стрелки и переводного механизма, установка тормозных башмаков и внешнее наблюдение за прибытием состава. Смена — 12 часов. Балансир или переводной механизм весит около 10 килограммов, а тормозные башмаки — каждый по 7 килограммов. Наталья говорит, что с непривычки, конечно, было тяжело, а потом освоилась.

Наталья дает нам свой желтый флажок и объясняет: широкий круговой жест даст понять машинисту, что надо остановить состав. Им можно воспользоваться, когда что-то произошло на путях. Пока рядом никаких поездов нет, машу желтым флажком. Наталья только улыбается, но уже через секунду сосредоточенно слушает рацию — к станции приближается очередной состав.

— Конечно, есть и путейцы, и электрики — здесь совсем другой гендерный состав. Но что касается именно движенцев, то в моем подчинении больше женщин, — говорит Ольга Савко.

Грузы на станцию прибывают и днем, и ночью. За перемещением составов следят дежурные по станции. Здесь настоящий командный пункт. На специальном табло, которому, кстати, почти 40 лет, видны все пути. Дежурный понимает, где путь занят, а где свободен. Он постоянно в контакте с другими работниками станции и с машинистами прибывающих составов и маневровых локомотивов. Все четко и слаженно. На какой именно путь заезжать, где точно остановиться — это все к дежурному по станции.

Постепенно и сюда приходит прогресс, и скоро старое табло заменят на современные компьютерные мониторы. В этом году разработан проект модернизации. И через какое-то время на приграничную грузовую станцию придут новые технологи, а профессия стрелочников останется в истории.

Читай сайт Гродно 015.BY «ВКонтакте» - https://vk.com/grodno015
Читай сайт Гродно 015.BY «Однокласники» - https://ok.ru/grodno015
Читай сайт Гродно 015.BY «Фейсбук» - https://www.facebook.com/grodno015

Свислочь какживет станция фото
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Фото
Благодаря звонку неравнодушного гражданина в среду был задержан 31-летний водитель, управлявший микроавтобусом "Форд" в состоянии опьянения. Причем сама история достаточно интересная. Около 2 часов ночи в дежурную часть ГАИ поступило сообщение о том, что во дворе дома по улице Доватора компания людей, находящаяся возможно в пьяном состоянии, на автомобиле "Форд" шумит, сигналит и "газует". Сотрудники оперативно прибыли к указанному адресу, но никого там не...
Важно
Беларусь завершила внутригосударственные процедуры по соглашениям с Европейским союзом об упрощении визового режима и реадмиссии. Об этом сообщил сегодня журналистам начальник управления информации и цифровой дипломатии - пресс-секретарь МИД Анатолий Глаз, передает корреспондент БЕЛТА. "Главой государства принято решение, которое сегодня будет опубликовано, о подписании соглашений с Европейским союзом об упрощении выдачи виз и по реадмиссии. Это непростое...
Общество
Безвиз и Декрет № 7 о развитии предпринимательства дали заметный толчок для развития сферы обслуживания. В Гродно за два с половиной года открыто более 40 объектов общественного питания общей вместимостью 1300 мест. Наиболее популярными становятся бары и кафе нового формата. Изменения в первую очередь замечают сами гродненцы. Людмила и Геннадий, которые гуляли по городским улицам, отметили, что по количеству и качеству пищевого сервиса Гродно приближается...
Видео
В четверг на улице Ожешко водитель Toyota устроил «разрыв шаблона» и это попало на видео. Toyota выехала с парковки железнодорожного вокзала и, вопреки предписывающему знаку, повернула налево. Далее водитель решил не пересекать двойную сплошную линию разметки и поехал по встречной полосе, рассказывает АвтоГродно. Даже когда произошла аварийная ситуация со встречным транспортом, водитель остался верен себе и линии разметки не пересек. Видеозаписью делится...
Происшествия
С какой целью неизвестный совершил угон «Жигулей» второй модели 1973 года выпуска, логике не поддается, ведь сие деяние уголовно наказуемо (и действительно, по данному факту Лидским РОСК возбуждено уголовное дело). Возможно, неустановленный пока гражданин заметил, что автомобиль не заперт, и решил этим воспользоваться. Подобрал ключ, замкнул провода – и был таков, рассказывает "Лидская газета". Правда, проехал немного: изначально автомобиль стоял у магазин...
Погода
Предстоящие выходные в Гродно будут по-осеннему холодными. В ближайшие дни синоптики обещают переменную облачность с высокой вероятностью дождей. Осадки прекратятся лишь к началу новой недели. Распогодится, но...теплее не станет. Фото: @photoxmi В пятницу, 20 сентября, переменная облачность, днем возможен дождь. Ветер северо-западный 6-8 м/с, с порывами до 13 м/с. Относительная влажность воздуха 50%, атмосферное давление 767 мм.рт.ст. Температура воздуха д...
Фото
В мире немало людей, которые находят в каждом новом дне череду счастливых совпадений и примет. А кто-то даже верит в магию цифр. И пусть все привыкли, что традиционными «свадебными» днями становятся пятница и суббота, сегодняшний четверг дал им фору по количеству регистраций браков. Уникальным делает этот день и приближение знакового юбилея Гродненской области. Выяснить, верят ли в удачу сегодняшние молодожены, или же 19.09.2019 – скорее простое совпадение...
Фотофакт
Сегодня утром на Румлёвском мосту в направлении к ГАИ образовалась небольшая пробка. Причиной стало пробитое колесо в машине Range Rover с российскими номерами. Неизвестно, насколько по времени затянулся затор, если бы не проезжающие мимо инспектора батальона ДПС ГАИ Гродно. Экипаж с бортовым номером 553 помог девушке в замене колеса, после чего она смогла ехать дальше, пишет портал Гродно Newgrodno.by. Наверное, это тот самый случай, когда сотрудники ГАИ...
Интервью
Стараниями одной группы из Санкт-Петербурга все мы очень четко знаем, с каким нецензурным словом можно удачно зарифмовать аббревиатуру ЗОЖ. Интересно, что кто-то воспринимает получающееся в результате утверждение как правдивое. Удивительно, но таких людей немало. Что вызывает сомнения у противников массового движения за здоровый образ жизни? Вполне вероятно, многие из них предполагают, что далеко не всякое занятие спортом может быть полезным, а иногда стан...
Новости по теме
So close. Президент Лукашенко решил подписать соглашение с ЕС по визам за 35 евро
Парадокс. В Гродно почти каждую неделю открываются бары и кофейни, но их все равно не хватает
Любителям осени посвящается. Погода в Гродно на выходные
Три девятки как залог семейного благополучия. В Гродно 19.09.19 заключили брак 19 пар
До сорока пил, потом побежал и умер. Врач из Гродно рассказывает, существует ли «смертельный ЗОЖ»
Слонимское ЖКХ оштрафовали более чем на 12 тысяч рублей
Проект решения о смягчении визового режима ЕС и Беларуси готов. Осталось согласовать и утвердить
Тепловая модернизация домов обойдется белорусам в сумму до 40 рублей за 1 квадратный метр
Губернатор Гродненщины: пуск первого блока БелАЭС пройдет в начале 2020-го года
В Гродно прошёл очередной аукцион по продаже земли и недвижимости: участок в Барановичах "ушел" за $12 тысяч