«Я взял $500 и отправился в кругосветку». Хроники автостопера из Гродно: о водителях из Европы и Азии

Дмитрий из Гродно в последние месяцы службы в армии сильно увлекся статьями о путешествиях. И как только грянуло увольнение в запас, тут же собрался в путь. Сделал пару пробных попыток: отправился в Польшу, после в Португалию, а в марте этого года рванул в кругосветку. С собой он взял подругу из Москвы Елену, рюкзак с палаткой и 500 долларов. Сейчас идет уже девятый месяц его тура. Передвигается он с помощью автостопа, а следовательно, уже успел накопить немало наблюдений по поводу водителей в разных странах.

На BlaBlaCar я добрался из Витебска до Санкт-Петербурга, подобрал Елену и на самом дешевом пароме добрался до Эстонии. Там и берет полноценное начало наше путешествие. Простояли в Хельсинки целый день на дороге, и абсолютно никто не остановился. Жутко замерзли и после этого решили ехать не по Скандинавии, как планировали изначально, — видимо, там совсем не принято подбирать попутчиков. Направились в Европу через Прибалтику, пришлось потратиться на паром, пишет onliner.by

Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Франция — эти страны проехали по одному сценарию. Длительный переезд, прогулка по городу, а потом опять: только дорога, жуткий мороз и ветер. Водители двигались на большие расстояния, потому особых проблем не было. Лишь под Ригой застряли в глухой деревне, пришлось ночевать в ближайшем от дороги подъезде, пока на помощь не пришла одна местная жительница: вначале вынесла нам поесть, а после, когда пришел ее муж, пустила переночевать. А когда нас не довезли 20 км до Берлина, поставили палатку и от холода не смогли заснуть. Когда нас не подвозили до самого города, мы садились на поезда и достигали цели — зайцами, конечно. Ранее мне казалось, в северных странах более развита взаимопомощь на дорогах, но в европейской части континента автостоп был лучше, чем в Скандинавии. Языкового барьера не ощущали — все знали английский, а многие — русский. Например, Бельгию мы покидали на грузовике под управлением украинца. Русскоговорящих дальнобойщиков в Европе много, и именно они чаще останавливались: то ли хотели поболтать, то ли просто неравнодушны к путешественникам.

С удивлением узнали, что на автобанах Италии «стопить» напрочь запрещено. Мы пытались найти попутку на заправках, но даже оттуда путешественников буквально гоняют. Однажды подъехала машина полицейских, карабинеры стали расспрашивать, кто мы и что здесь делаем. После долго объясняли свои законы. Отпустили, только когда мы вынужденно согласились перебраться с автобана на обычную дорогу — пару километров пешком. Там простояли полдня — никто так и не остановился. Никакого другого способа попасть в Грецию, кроме как на лоукосте, не видели. Но и в Греции автостоп оказался абсолютно мертвым. Кроме того, практически не работал каучсерфинг. Европейцы очень требовательны к заполнению анкеты: не должно оставаться ни одной свободной графы, иначе откажут. Мы обожглись на этом не раз. Планировали тратить деньги только на еду, но пришлось останавливаться в хостелах.

Приключения начались в Турции. Там водители намного более радушные, приветливые, нежели в Европе — определенно, менее запуганные. На трассе мы проводили не более 10 минут — сразу кто-то подбирал и провозил, сколько мог. Особенность местных дальнобойщиков — они всегда предлагают попутчикам чай. Под грузовым прицепом, в ящике для инструментов, практически все оборудуют себе импровизированную кухню. Останавливаются на обочине и готовят себе что угодно. Нас тоже угощали. На пути из Анкары поставили личный рекорд — один водитель подобрал сразу 15 человек. Они направлялись в прекрасную Каппадокию, на слет туристов. В итоге мы решили «позависать» с ними.

Надо сказать, дороги в Турции в идеальном состоянии, никак не уступают европейским. Хотя водители ездят там по азиатским правилам: то есть без «поворотников», с сигналами клаксона для обозначения любого маневра. А как местные «дальнобои» обгоняют на серпантинах! С одной стороны двухполоски — скала, с другой — обрыв в море, впереди — слепой поворот, а шофер начинает неспешно обгонять. Как я понял, они столько раз там ездили, что уже выучили, когда именно можно выезжать на встречную, чтобы успеть вернуться в свой ряд до поворота. Еще там в норме ехать по встречной полосе, если пропустил нужный съезд с трассы. Несмотря не некоторые пугающие факторы, «стопить» в Турции — одно удовольствие. И всегда найдется ночлег — на многих АЗС есть комнаты для молитв, где спокойно можно провести ночь.

В Грузии водители не менее радушные. Однажды свернули в горы и оказались неизвестно где. Остановился какой-то совсем пожилой дедушка и почти сразу предложил: «А поедемте ко мне». Его семья устроила целый праздник с богатым застольем, который продлился два дня. Хотя большую часть пути до российского Грозного мы проехали на фурах из Турции. Именно в Чечне нам ответили положительно на анкету каучсерфинга, причем предоставили в наше распоряжение всю квартиру «под ключ». Как нам показалось, чеченцы в целом и автомобилисты в частности постоянно пытаются перебороть стереотип, что они злые и жестокие люди. Потому бесплатно путешествовать по этой части России — одно удовольствие: и подвезут, и накормят, и спать уложат. Так что уже скоро мы оказались в Подмосковье. Там проходил фест с участием 600 путешественников с лекциями от известного Антона Кротова. После поездок по России (Алтай, Байкал), где, к слову, отличный автостоп и огромное количество красивых природных мест, мы оказались в Монголии.

В Монголии не принято подвозить бесплатно. Да, там останавливаются, но всегда просят денег за поездку — такова привычка. Однажды была неприятная ситуация, когда водитель нас подобрал, кивнув на фразу «for free», а следом за нами сел еще один парень и тут же протянул бумажку. Хотя платить за поездку в машинах местных по местным дорогам — довольно странно. Дороги там ужасные, разбитые. О чем говорить, если с запада страны на восток ведет дорога, которую бы мы в Беларуси назвали проселочной. Притом эта же трасса ведет к столице Улан-Батор. Сами автомобилисты водят в бешеном стиле, игнорируют элементарно правила и постоянно сигналят. От прогулок по городам мы с непривычки быстро устали: из-за постоянного перезвона клаксонов стала гудеть голова. Но много машин (особенно популярны Hummer) только в столице, за городом же трафик весьма разреженный и состоит в основном из стареньких машин.

В Китае слова «автостоп» не знают, по-английски разговаривают единицы. Но помогать китайцы любят, останавливаются, чтобы подвезти, очень многие. Более того, в отличие от Монголии, там не просят денег, а дают их с собой: мол, вы свободные путешественники, вам пригодится. Машин там нереально много (в основном родного производства с непроизносимыми названиями), слухи о смоге нисколько не преувеличены, по утрам в тихую погоду города окутаны дымкой. Развязки и мосты — умопомрачительные, дороги расходятся в трех-четырех, а то и более уровнях. А вот пробок мы так и не увидели. В одну ночь нам повезло — разбили палатку прямо на Великой Китайской стене, ее неотреставрированной части, далекой от туристических маршрутов.

А в другую ночь попали в историю на АЗС у трассы, когда хотели возле ее территории переждать ночь в палатке. Вскоре приехала полиция (скорее всего, кто-то вызвал). Три часа мы пытались объясниться, поняли лишь, что нас обязывали отправиться в отель. Мы объясняем: no money. А они нам в ответ через переводчика: «Ребята, это не просьба». В итоге нас доставили в участок. После еще одной неприятной беседы разрешили спать прямо там, в одной из комнат местной «опорки». С утра тихонько, пока новая смена полицейских не стала задавать вопросы, мы выбрались на трассу и рванули в сторону Вьетнама.

В Ханое (столице Социалистической Республики Вьетнам) мы впервые в жизни увидели пробку из мотоциклов и велосипедов. Плотность такая, что застрявшим в заторе водителям было просто некуда деваться. Ездить автостопом там практически невозможно. Каждая машина, когда подбирает пассажира на дороге, автоматически превращается в такси. Пару раз удавалось проехать, рассчитавшись с помощью фотографии. Вьетнамцы делали «селфи» на фоне «белых европейских людей» и считали это адекватной оплатой. Водители там не злые, но и готовыми помочь их тоже не назовешь. Может, все дело в сложных дорогах? Трассы там проходят через нескончаемый черед деревень и поселков. Больше 70 км/ч не разгоняются, а фуры держатся скорости в 40 км/ч.

Далее наш путь лежал через Камбоджу. Там основной трафик составляют мотоциклы с колясками и тук-туки. Местные водители где-то выучили фразу «Хеллоу, сир. Тук-тук?» и повторяют ее каждый раз, когда видят человека неазиатской внешности. Эти ребята очень приставучие, иногда перегораживали дорогу на тротуаре, чтобы вновь задать свой сакральный вопрос. Водители грузовиков и легковушек не то чтобы не знают об автостопе, они в принципе не могу понять, как можно подвезти человека бесплатно, если вам по пути. Чтобы «стопить» в Камбоджи, нам приходилось ломать местные стереотипы. Заметили, там дикая коррупция: можно ездить без прав, документов, на развалюхе — главное, иметь мелочь для полиции. Это считается нормальным. Даже на границе с Лаосом у нас требовали 2 доллара — под официальным предлогом, мол, «за штамп».

В Лаосе сразу бросилась в глаза бедность. Только там, и ни в какой другой стране мира, мы стопили мотоблоки. А сами водители этих миниатюрных тракторов были очень рады нас подвезти — опять же сказывалась наша внешность европейского человека. У них такие люди — редкость. Так что шоферы хвастались, а нам было не по себе. На дорогах почти нет автомобилей, все машины сконцентрированы в городах, на трассах пустовато. Именно в Лаосе определилась наша дальнейшая судьба, маршрут нашего путешествия. Мы стояли у дороги и думали, куда ехать дальше. Тут остановился грузовик с двумя парнями в салоне. «Таиланд?» — спросили они. «Почему бы и нет?» — прикинули мы и кивнули. Сейчас катаемся по Таиланду, но тут даже «стопить» не надо, люди сами подвозят.

Когда выезжал из Беларуси, в кармане было 500 долларов. Спустя более полугода после старта этого путешествия осталось $15. Но в планах побывать еще в Малайзии и Индонезии, а дальше — в Австралию или США — будет видно. Одно точно: возвращаться домой еще слишком рано.

Гродно автостопер хроники фото
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Общество
Какую воду пьют и какой пользуются в быту жители Гродно? Имеют ли они выбор и что выбирают: более здоровый вариант или более экологичный? Проверим! Автоматы с чистой водой в микрорайоне Ольшанка Еще с советских времен у наших земляков работал принцип: воду из крана лучше использовать для технических нужд, а вот чтобы выпить стакан – надо как минимум вскипятить. Иногда воду специально переливали в банки и «отстаивали». Но сейчас выбор намного шире и сложней...
МТС
Компания МТС вводит в роуминге интервальный принцип тарификации «Открытый интернет». Теперь в поездках за границу каждые 50 Мб без ограничения по скорости будут стоить 5 рублей. Пользоваться мобильным интернетом в путешествии станет комфортнее: абоненту будет удобнее рассчитывать и контролировать свои расходы. Открытый интернет в роуминге — это интервальная тарификация мобильного интернета. Каждые сутки абоненту будут доступны 10 интервалов по 50 МБ. Плата...
Фото+видео
Огнестрельное оружие пытался незаконно ввезти на территорию Евразийского экономического союза 42-летний россиянин. Преступление пресечено в пункте пропуска «Брузги», через который мужчина следовал на легковом автомобиле LEXUS в качестве пассажира. При прохождении таможенного контроля водитель и пассажир проследовали по «зеленому» коридору, тем самым заявили, что не перемещают товары, подлежащие обязательному декларированию. Однако в багаже пассажира таможе...
Происшествия
Госавтоинспекция розыскивает свидетелей и очевидцев ДТП, произошедшего 4 мая около двух часов дня в Гродно по улице Санаторная, где стоявшая фура начала самопроизвольное движение и в результате произошел наезд на двух женщин-пешеходов. Фото: Newgrodno.by - Одна скончался в больнице, другой были причинены тяжкие телесные повреждения, - сообщили в пресс-службе Гродненской ГАИ. Просьба к очевидцам случившегося или тем, кто обладает какой-либо информацией, по...
Общество
Холодную войну комфортному купанию и мытью посуды объявило плановое отключение горячей воды. Жители первой из четырех зон города уже греют воду в кастрюлях и мечтают о том, чтобы 2 недели без горячей воды прошли для них максимально быстро и безболезненно. И, не смотря на определенный дискомфорт, который в период с 22 мая по 13 августа испытает практически каждый гродненец, ремонт теплосетей и замена износившихся труб производится исключительно для и ради с...
Происшествия
Чугунные ванны, алюминиевые бидоны, электроинструменты... В Гродненском РОВД рассказали, что злоумышленники чаще всего воруют с дач в пригороде областного центра. Иллюстративное фото Попались... На территории Гродненского района участились случаи краж личного имущества. Воры тащат всё, что оставлено без присмотра. С начала года зафиксировано 35 фактов, сообщил "Перспективе" заместитель начальника РОВД Валерий Шамрук. Большинство преступлений удалось раскры...
Видео
В среду днем в Гродно на улице Маслакова произошла спорная ситуация: водители снесли другу зеркала заднего вида. Какова предыстория? Один из участников ДТП прислал в редакцию АвтоГродно видео со своего регистратора. Мужчина интересуется: "Кто будет виноват в аварии?" Что видно по записи? Автор видео движется в крайней левой полосе в сторону "Химволокно". В какой-то момент его опережает водитель на Ford, но делает это неаккуратно и создает аварийную ситуаци...
Фото
Островецким районным отделом Следственного комитета проводится проверка по факту травмирования 52-летнего мужчины, получившего тяжкую травму ноги при проведении культурно-массового мероприятия «Автобои на выживание». Сообщение о травмировании мужчины поступило в органы внутренних дел 18 мая около 19 часов 20 минут из учреждения здравоохранения.   Выясняя обстоятельства произошедшего, следователи установили, что 18 мая 2019 года пострадавший присутствовал п...
Афиша
Уже на этих выходных Vulitsa Ezha устроит гастрономический праздник в Гродно! Vulitsa Ezha — это большой городской пикник, который знакомит гостей с разнообразной уличной едой и продвигает культуру отдыха в городе. Сюда можно прийти всей семьёй и приятно провести время. Организаторы подробно рассказали Сайту Гродно 015.BY, чего ждать гостям во время мероприятия. Еда На фудкорте будет представлено более 60 блюд разных направлений: - вегетарианская кухня; -...
Новости по теме
Где вода живая, а где - мертвая? Гродненцы все чаще приобретают воду из автоматов
Общайтесь за границей как дома: абоненты МТС смогут пользоваться «Открытым интернетом» в роуминге
Гродненские таможенники изъяли у россиянина огнестрельное оружие и партию антиквариата
В Гродно началось плановое отключение горячей воды: теплосети стараются уложиться раньше сроков
Уже на этих выходных в Гродно пройдет фестиваль Vulitsa Ezha 2019. Смотрите полную программу
"Черешня – 25 рублей, картошка – 3,5 рубля": что почем сейчас продают на Скидельском рынке в Гродно
Автобус не стал ждать на границе пассажирку, которая заполняла декларацию. Оказывается, это законно
Парень из Слонима победил в конкурсе "Viber по-белорусски" и получит 6000 рублей
Кто, где и как будет вести подсчет гродненцев во время переписи населения?
"Скорость в городах - до 50 км/ч, ближний свет - всегда": что белорусы предложили поменять в ПДД