Жители приграничья о новых топливных ограничениях с Польшей: "Возят те, кто солярку на халяву получает"

С 14 ноября Польша усилила контроль в отношении топлива, ввозимого на территорию ЕС в баках автомобилей. О том, как новые правила отразятся на соляровозах и почему белорусские контрабандисты перешли на газ, журналисты узнали у жителей белорусско-польского пограничья.

«Вопросов на границе не было»

14 ноября Польша ввела топливные ограничения. Теперь въезд в страну транспортных средств с полными баками, предусмотренными заводом-изготовителем, будет возможен беспошлинно один раз в 72 часа (3 суток). Если въезд будет осуществляться чаще, то норма беспошлинного ввоза не может превышать 20 литров топлива. При превышении лимита гражданину придется заплатить таможенную пошлину, в противном случае транспортное средство будет возвращено на территорию Беларуси.

По данным Гродненской региональной таможни, в течение прошедшей недели поляки «развернули» более 40 автомобилей, следовавших через республиканские пункты таможенного оформления Гродненской региональной таможни. Сколько автомобилей на брестском участке — неизвестно. В пресс-группе Брестской таможни AUTO.TUT.BY сообщили, что у них такая статистика не ведется.

Несмотря на новые правила ввоза топлива в Польшу, очередь в пункте пропуска «Брест» меньше не стала.

По данным Госпогранкомитета на полдень вторника, 22 ноября, очередь на выезд из страны в пункте пропуска «Брест» ожидало 130 легковых автомобилей. Очередь, хвост которой начинается у шлагбаума на въезде в сервисную зону, растянулась примерно на километр и заканчивается возле кольца на Варшавском шоссе. Рядом еще одна «колейка», которая уходит в сторону крепости, и еще одна — на выезде с автозаправочной станции. У самого шлагбаума легковое столпотворение. Машины стоят так плотно, что не видно ни разметки, ни асфальта.

Стоят поляки, белорусы, сербы, немцы, россияне. Стоит цистерна у АЗС, которая не может выехать — встречную и попутную полосы заблокировали легковушки. Застрял грузовик, который не может проехать по тем же самым причинам. Одинокий инспектор пытается регулировать движение, параллельно оформляя протоколы на двух поляков — объезжая очередь, они перекрыли встречку. Через несколько минут сотруднику ГАИ удается освободить проезд и выпустить из этого хаоса тех, кому на границу не надо. И вроде бы все работают: и сотрудники приграничного сервиса, и инспектор ГАИ, и таможенники, и пограничники, а приграничная энтропия растет. Не успели навести порядок в начале очереди, образовался хаос в середине, бросились наводить порядки там, в начале очереди — бардак.

— Надо сюда [председателя Брестского облисполкома Анатолия] Лиса привезти, пусть посмотрит, — грозит женщина сотрудникам КУП «Приграничный сервис».

Брестчанин Максим Лах, который занимается организацией шоп-туров в Польшу, отметил, что пока новые правила въезда в Польшу на нем не отразились.

— У нас возникают вопросы, если границу пересекаешь чаще чем раз в сутки. Даже рейсовым автобусам приходилось простаивать перед границей, чтобы сутки прошли. В противном случае [поляки] могли отправить автобус в бокс углубленного досмотра, — сообщил собеседник.

О новых польских правилах все водители в курсе, несмотря на то, что об изменениях довольно долго не было известно. Многие водители отмечают, что обывателей ограничения не затронут, а в первую очередь ударят по соляровозам.

«С 2011 года топливо возить стали в разы меньше»

Как отмечают «игроки теневого приграничного бизнеса», в последние годы количество «соляровозов» значительно сократилось.

Житель Бреста Александр (имя изменено по просьбе собеседника. — AUTO.TUT.BY), который раньше подрабатывал «бензовозом», сообщил AUTO.TUT.BY, что с топливной подработкой он завязал в 2011 году после того, как выезжать за пределы Таможенного союза (позже — Евразийского экономического союза) на автомобиле из Беларуси разрешили только 1 раз в 8 дней. Если же за границу приходилось выезжать чаще, то надо было уплатить пошлину на топливо.

В Польшу Александр возил в основном сигареты, а топливо было своеобразным приработком, но не основным. В легковушке стоял родной бак, который заправлялся под завязку на приграничной АЗС. За одну поездку Александр сливал знакомым клиентам около 60 литров 92-го бензина и наваривал по тем ценам около 20 долларов.

По подсчетам Польской организации нефтяной промышленности и торговли, черный рынок бензина в Польше составляет 7−8% от общего, а дизеля — все 10%. Бюджет несет потери в миллиарды злотых (называются суммы от 3,5 до 4 миллиардов в год). Вероятнее всего, беспошлинный ввоз топлива не чаще чем раз в трое суток — одна из мер борьбы с черным рынком.

После введения белорусских ограничений поездки окупались слабо, и Александр стал ездить на газу. По словам собеседника, многие знакомые приграничные торговцы сделали то же самое. На топливе остались только те, кто ездит на автомобилях с «разваренными баками» — это позволяет увеличить объем перевозимого за раз топлива до 150 литров, а значит, и заработать на топливе больше. Как отметил собеседник, при таком раскладе за одну поездку можно было выручить до 50 долларов.

«С 2011 года топливо возить стали в разы меньше. <…> Сейчас возят те, кто солярку где-то на халяву получает, и дальнобойщики, потому что могут большие объемы перевезти», — говорит мужчина.

По мнению бывшего перевозчика, польские нововведения не сильно отразятся на сегодняшней ситуации. Те, кто раньше возил солярку в дополнение к другой контрабанде, давно пересели на газ, чтобы сократить себестоимость поездок.

Кроме того, еще с 17 июня 2013 года в Польше вступили новые правила ввоза топлива. Как писал ранее «Вечерний Брест», данные о часто пересекающих границу авто заносятся в специальную базу. И если автомобиль приезжал в польское приграничье чаще одного раза в неделю, то его владельцу приходилось объяснять, почему у него полный бак. Не сумел объяснить — плати пошлину.

«Много не заработаешь»

Поляк Анжей живет в Тересполе. Сам уже на пенсии, но тоже подрабатывает на приграничной торговле. За границу ездит нечасто — несколько раз в месяц. В Беларусь едет пустой, а на обратную дорогу покупает сигареты и заправляет полный бак топлива.

— На солярке много не заработаешь, поэтому заправляюсь для себя, — рассказал поляк.

Как отмечает собеседник, несмотря на то, что объемы «серого» топлива, которое ввозят в Польшу, значительно сократились за последние годы, и сейчас в Тересполе есть точки, где местные перекупы покупают привезенную солярку.

По словам Анжея, на данный момент дизель скупают по 3,02 злотого за литр при средней цене по Польше 4,37. В пересчете на злотые стоимость литра солярки в Беларуси обходится примерно в 2,6 злотого. Таким образом, «навар» с одного литра для перевозчика составляет около 40 польских грошей. Если сливать 60 литров, профит составляет 24 злотых или 5,7 доллара. Польский перекуп, купив литр белорусской солярки за 3,02 злотого, продает его за 3,50 злотого. На одном топливе много не заработаешь.

— Но тут солярку слил, там сигареты продал — вот и заработал, — объясняет принципы приграничной торговли Анжей.

приграничье жители мнение новыетопливныеограничения фото
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
К журналистам обратился Александр и попросил озвучить проблему, решение которой не могут найти уже относительно давно. Она заключается в том, что руководители областной и городской вертикали не могут объяснить жителям Коробчиц, по какой причине вода, которая течет из кранов, некачественная. Письмо публикуется порталом Гродно NewGrodno.by от первого лица, с сохранением пунктуации. «Очень хочется рассказать о воде, и в каком виде она на самом деле попадает к...
Общество
Белорусская цементная компания взяла под контроль пакет из почти 95% акций крупнейшего в Беларуси производителя строительных материалов. Акции ОАО "Красносельскстройматериалы" на безвозмездной основе переданы Белорусской цементной компании, говорится в постановлении Совета министров республики. Безвозмездно, то есть даром Правительство распорядилось передать 49,7 миллиарда акций на общую сумму 144,28 миллиона рублей. При этом номинальная стоимость одной ак...
Общество
В Гродненском районе зарегистрирован очередной случай бешенства.   Подробности произошедшего рассказала ветврач-эпизоотолог Гродненской райветстанции Ольга Трофимова. Хищница забежала на одно из частных подворий в деревне Баля Сольная. Попасть в курятник за добычей она попыталась через подкоп. Однако сторожевые собаки, находившиеся на привязи недалеко от хозпостроек, учуяли незваную гостью. Они набросились на хищницу и загрызли ее.   О случившемся хозяева...
Общество
На фоне недавних обсуждений на тему общественного транспорта в Гродно, новых правил проезда, безбилетников, а также видоизмененных прав и обязанностей пассажиров в редакцию Сайта Гродно 015.BY обратилась горожанка Александра. Недавно у девушки случился весьма неприятный опыт проезда в одном из городских автобусов.  В тему: Сколько зайцев в гродненских троллейбусах и когда правда на стороне безбилетников? Александра спешила утром на автобус №47 по маршруту...
Общество
Милиция составила два протокола на жителя Гродно, которого подозревают в распространении нацистских символов и материалов из «экстремистского» списка в соцсетях. Сам мужчина возмущен и настаивает: посты, наоборот, осуждали и высмеивали фашистскую идеологию. Напомним, 5 ноября милиция составила на Александра Горбача два протокола — за нацистскую символику и экстремистскую информацию на его странице во «Вконтакте». Грозит арест или внушительный штраф (по пер...
Общество
Житель Сморгони до смерти избил знакомого доской. Об этом сообщила старший помощник прокурора области Татьяна Вербель. Прокуратура Гродненской области направила в областной суд уголовное дело по обвинению 61-летнего жителя Сморгони в убийстве с особой жестокостью, сообщает БЕЛТА. Все произошло в апреле 2018 года в квартире обвиняемого. После совместного распития спиртных напитков хозяин во время ссоры жестоко избил 48-летнего гостя, нанеся ему не менее 52...
Важно
Управление принудительного исполнения собирается присылать СМС должникам, где будет информировать о возбуждении исполнительного производства. Речь идет о всех задолженностях, которые входят в компетенцию ведомства — например, неуплате алиментов или кредитов, штрафе за превышение скорости или распитие спиртного в неположенном месте. Подробности рассказали в пресс-службе министерства юстиции. СМС будут присылать после того, когда будет возбуждено исполнитель...
Общество
Казалось бы, все просто: нельзя занимать парковочные места для инвалидов, а инвалидам в свою очередь нужно закрепить за стеклом машины специальный значок. Но часто эти правила не соблюдают, и авто оказываются на штрафстоянке.  Корреспондент «Гродненской Правды» убедился в этом, отправившись в рейд с сотрудниками ГАИ. Водителей-нарушителей долго искать не пришлось. Самое популярное их оправдание: «Ой, я не заметил знак». Но оно не принимается. – Я сам из Сл...
Экология
Сегодня в среду, 14 ноября, в Беларуси объявлен желтый уровень опасности. Он проявит себя мокрым снегом и порывистым ветром. Обильные осадки и, как следствие, гололедица ожидаются во многих районах страны. Однако до Гродно, по данным городских синоптиков, оранжевый уровень опасности не доберется. Погодная обстановка без предупреждений. Сайт Гродно 015.BY узнал, когда в Гродно ждать первых вестников зимней стужи.  В среду, 14 ноября, дневная температура в Г...