Набрать добра на €300 и 20 килограммов: репортаж с пункта пропуска "Брузги", где белорусы учатся уживаться с лимитом

С середины апреля страна живет с новыми лимитами: те, кто ездит за границу чаще раза в три месяца, могут беспошлинно ввезти товаров на сумму до €300 и весом до 20 килограммов. Удалось ли белорусам, у которых самый высокий в мире процент шенгенских виз на душу населения, приспособиться к новым правилам? Часто ли нарушают и что везут?

Чтобы ответить на эти вопросы, Onliner.by отправился на белорусско-польскую границу.

Пункт пропуска «Брузги» находится в 30 километрах от Гродно и входит в тройку самых посещаемых в стране. За сутки здесь может пройти до 1200 легковых автомобилей, до 600 грузовиков и около 50 автобусов — примерно 45% от всего объема пропуска Гродненской региональной таможни.

— Как правило, самая напряженная ситуация — в выходные. Вот эти пару десятков машин на выезд и столько же на въезд — это почти ничего, — говорит начальник таможенного поста «Брузги» Сергей Алещенко, показывая на большой экран в своем кабинете. Все, что происходит на посту, начальник может видеть в режиме онлайн.

«Почему везем из Польши порошки? Так они лучше наших»

Ближе к обеду количество машин и автобусов увеличивается. Люди открывают багажники, достают сумки с надписью Biedronka, выкладывают пачки туалетной бумаги и стиральных порошков — традиционные атрибуты поездки в Польшу.

Сначала идем на зеленый коридор. Он существует для тех, у кого нет товаров для декларирования и не превышены нормы ввоза — €1500 и 50 килограммов для тех, кто ездит за границу не чаще одного раза в три месяца, и €300 и 20 килограммов для тех, кто катается чаще.

Главное — не забыть: технику и другие товары, которые подлежат декларации, все равно нужно провозить через красный коридор.

— Мы из Гродно. Ездили отдыхать на пару дней в Гданьск. Сделали визу — и вот первый раз за полгода выехали. Наверное, все же ничего не нарушили, — волнуется пара, выгрузившая на весы около 35 килограммов. — У нас тут покупок не много — по мелочи, если глянуть, сколько люди выгружают. До €300 еще далеко.

12a2fa0b23767cba39f72a822ab7187f

— Они первый раз в этом году, поэтому могут беспошлинно провезти по 50 килограммов на каждого, — объясняет сотрудник поста Дмитрий и пропускает пару в Беларусь.

За гродненцами подтягивается и авто со столичными номерами. Двое мужчин и женщина, как оказалось, возвращаются с отдыха в Хорватии.

— По пути заехали купить туалетной бумаги, еще йогурты польские нам очень нравятся. Ну и стандартно: порошки, отбеливатели, — объясняют минчане. — Почему возим туалетную бумагу? Ну, она лучше по качеству, чем наша. Порошки тоже лучше. Не намного дешевле, но все-таки лучше. Да и «ваты» вернуть можно. Конечно, €300 маловато, особенно если ты любишь путешествовать за границу, а потом тебе нужно купить что-то крупное — телевизор, ноутбук или еще что. Да даже если ремонт делать и стройматериалы везти (а там они гораздо дешевле), то уже так не провезешь, не сэкономишь.

Превышений у отпускников нет, их тоже пропускают.

Важная деталь: если вы отправитесь на зеленый коридор и пересечете специальную зеленую линию, то после этого вернуться назад в Польшу, чтобы сдать товар, или переехать на красный коридор уже нельзя. Таковы правила.

По зеленому коридору едут и велосипедисты. Оказывается, гродненцы приспособились кататься так в соседнюю Кузницу за продуктами.

— Иногда езжу в магазин, работа позволяет. На машине нужно выстоять время, а тут есть пару часов свободных — сел на велосипед и погнал, — спешивается Юрий и выкладывает из рюкзака покупки.

— Не, €300 точно нет. Это как постараться нужно, чтобы продуктов столько набрать? Мы-то по мелочи.

b79f3a14702627094ea4c23157e29c5e

— Печенье ребенку, йогурты, кофе, шоколад — все по списку, что жена написала. Тут до Кузницы всего ничего от границы, для опытного велосипедиста ерунда, — объясняет мужчина.

— Хотелось бы, чтобы быстрее открыли пешеходный переход. Границы же должны сближать, а не разъединять, — говорит Юрий и прыгает на свой двухколесник. Таможенник отдает ему паспорт и желает счастливого пути.

aa4523e3d62738ff83774dd862e53408

— Информации о новом указе было очень много, люди уже привыкли, — считает Сергей Алещенко. —Нарушения происходят редко. Бывает, по весу люди что-то перебирают. Вот недавно пара везла, помимо прочего товара, 48 литров воды. Иногда превышают лимиты по алкоголю, но это чаще россияне. Приходится изымать лишнее.

«Пересменка у таможенников — максимум пару минут»

Через красный коридор очередь движется медленнее. Люди заполняют пассажирские декларации, постоянно что-то переспрашивают и уточняют — перестраховываются.

— Вся информация есть у нас на стендах, — объясняет Сергей Алещенко. — Декларацию и вовсе можно скачать с сайта ГТК и заполнить заранее, чтобы здесь не стоять.

Молодечненцы в бусике, видно, закупились техникой — водитель по очереди достает из багажника пылесос, кухонный комбайн. Сотрудники сверяют реальные товары с декларацией, взвешивают коробки, просят вскрыть их, достать вещи из пакетов.

— Знаете, там можно хорошо сэкономить на технике. Где-то дешевле на $5, а где-то и на все $50. А для нас это деньги, — говорит глава семейства. — Ездим редко: раз в квартал можем подсобирать денег и поехать закупиться. Все-таки далеко отсюда до Молодечно.

С декларациями молодечненской семьи инспектор идет в небольшую комнатку, вносит данные в компьютер и сверяет с базой: вдруг эта пара уже провозила что-то из техники? Оказалось, что нет.

— Сверить товары с декларацией занимает минут 10—20 в зависимости от их количества, — говорят инспекторы. — Еще минуты 2—4 надо, чтобы перенести информацию из декларации в базу. В общей сложности, если нет никаких проблем, таможенный контроль можно пройти максимум за 30 минут. Если нужно платить пошлины, то, конечно, время увеличивается.

— А пересменки?

— Пересменки у нас — максимум пару минут, — отмечают таможенники.

— Вообще, сам контроль очень быстро проходит, да, — говорят пассажиры нескольких авто. — Мы тут два часа стоим. Говорят, что может быть и шесть, и семь часов, если это выходные.

3bcac98f364d4762124d02dcfe6a4d5d

Наличие очередей таможенники объясняют тем, что в выходные в разы увеличивается количество автомобилей и число «челноков».

— Как правило, очереди собираются в основном из-за тех, кто ездит по несколько раз в сутки. У этих людей почти все страницы заштампованы. Кто они? Те, кто на границе зарабатывает, — говорит начальник поста. — К тем, кто ездит каждый день или по несколько раз в неделю, у нас особое внимание. Их мы досматриваем более тщательно, тратим больше времени на досмотр, отправляем в бокс ручного досмотра, на сканер.

12587402500387dac56831f0bcdd004b

«Были бы у нас ценники, как в Польше, кто ж бы сюда ездил?»

Рейсовые и туристические автобусы проверяют отдельно. Сначала таможенники осматривают сами транспортные средства.

Пассажиров же впускают в зал с весами и специальной рентген-установкой, как в аэропорту. Как раз прибыл рейс Белосток — Гродно, и люди втискиваются сюда с громадными сумками.

— Зеленым светится органика, синим — металл, — показывают экран компьютера сотрудники и пропускают через установку вещи пассажиров.

— Что везем? Вот парня в школу собирали, — объясняет лидчанка с сыном-подростком. — Да, там дешевле. Те же джинсы за 250 тыс. можно найти. У нас-то, наверное, такие на рынке и не купишь.

726e08c1d6091206d8d5ff25c25d0e70

— Сумма покупок не превышает €300? — спрашиваем мы.

— Где там! — восклицает женщина. — Это ж полторы зарплаты, на столько мы и не рассчитывали.

— Ой, все везем оттуда, — говорит гродненка. — У них скидки хорошие, особенно если на распродажу попадешь — красота. Кроссовки Adidas сыну фирменные можно за 40 рублей на наши купить. У нас такого нет. И потом привыкли мы уже к польским вещам, отучиться сложно.

— А всякие домашние вещи — сушилки для белья, посуда стеклянная… Там емкость для запекания стоит 9 рублей на наши, в то время как у нас — все 35. Ну как не ездить-то? — рассуждает дама в розовой кофточке.

— Автобусом в Польшу ехать удобно, — рассуждает жительница Гродно. — Тут строгое расписание — всегда знаешь, сколько и как простоишь на границе. Автобус практически не задерживают. Да и стоит он около $15.

— Были бы у нас такие цены и такие распродажи, разве мы бы так ездили туда? — вытирает потный лоб одна из пассажирок.

Таможенники говорят, что тут тоже есть свои контрабандистки: надевают на себя по пять пар джинсов и маек.

— Иногда просят кого-то что-то провезти — никогда не берите, мало ли что, — предупреждают таможенники. — И не подвозите никого. У нас была ситуация, когда один мужчина парня подвозил, и у того наркотики обнаружили. Так мало того, что водитель на границе провел уйму времени, так еще и автомобиль забрали.

«У нас постоянная борьба: кто кого — контрабандисты нас или мы их»

Если у инспектора на посту возникают какие-то подозрения, он отправляет автомобиль на сканер — в небольшое помещение со специальной установкой.

— Раньше у нас была передвижная установка, теперь вот стационарная, — объясняет таможенник Дмитрий. Он прошел обучение, получил сертификат и теперь имеет право работать за установкой. Инспектор показывает на компьютере «рентген» легкового автомобиля.

— Здесь мы сразу видим неконструктивные особенности автомобиля и понимаем: это тайники, — объясняет он.

Как правило, компьютер отмечает возможные тайники красными квадратами. Фотографировать экран компьютера с отметками тайников не разрешают: информация секретная.

— Схем множество, но практически все нам известны, — говорят таможенники. — Пару лет назад нашли в Lexus крупную партию наркотиков. Удивляешься первое время, когда только учишься, начинаешь работу. Потом уже люди удивляются, когда мы их тайники находим. В любом случае контрабандисты стараются, изобретают новые способы скрыть контрабанду. Но мы тоже растем. Вот и получается как в фильме «Берегись автомобиля»: ты убегаешь, я догоняю. Это постоянная борьба: кто кого — контрабандисты нас или мы их.

b53dc682b1f2a3a1db0ef35204c3182c

После сканера автомобиль могут отправить в бокс ручного досмотра. Там уже его раскручивают.

— Второй раз еду, и опять меня в бокс загоняют, — жалуется водитель белого Volkswagen Passat и просит его не фотографировать. Авто забито пакетами с покупками, в багажнике виднеется детская коляска.

— Мы стараемся реже ездить, — объясняет пара, но видно, что факты говорят об обратном.

— Очень часто люди лукавят, когда рассказывают, что они везут и как. Могут в бутылке из-под колы везти коньяк, под видом воды — водку. Нам приходится усиливать контроль, проводить более тщательные досмотры, — объясняет Сергей Алещенко. — Вот из-за увеличения времени досмотра, которое тратится на таких нарушителей, на составление протоколов, страдают добропорядочные граждане, которых большинство.

99ad48c6dd053b11f6237ba42dcf5a62

К слову, секреты определения контрабандистов таможенники не раскрыли. Но рассказали, что ключевое — это психология.

— Вот видишь автомобиль, водитель которого дергается, перестраивается, — ясно же, что подойдешь проверить, — скупо объяснили нам.

«Если человек привык зарабатывать на границе, то на завод он, как правило, не идет»

Изъятый товар попадает на склад пункта пропуска. Таких помещений здесь всего три.

В них столбиками стоят автомобильные шины, в коробках лежат детали, дальше — пачки кофе, вино, порошки, бутылки с отбеливателем, упаковки туалетной бумаги, шоколадки, зонтики.

— Вот дорогая мебель: один стульчик — €900, — показывают на коробки таможенники.

 Иногда везут совсем с превышением — втрое больше. Думают: а мы проедем, не посмотрят, проскочим. Но все равно попадаются, — пожимает плечами начальник поста.

— Иногда попадают наркотики и оружие, но это редко, — добавляют инспекторы.

— Есть то, что изъято по указу президента №40, есть превышения по нормам, — говорит ответственная за склад сотрудница поста Ирина. — Если контрабандный товар скрывали или перемещали в тайнике, то вместе с ним изымаем и авто.

— И вот несмотря на ужесточение закона, на усиление контроля, люди все равно не перестают возить контрабанду, нарушают правила. И каждый раз удивляются, когда мы это обнаруживаем, — заключают таможенники.

Беларусь Польша граница Брузги репортаж фото
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Происшествия
Сообщение из больницы поступило в ночь на 19 октября: в бессознательном состоянии со следами избиения доставлена 4-летняя девочка. Обстоятельства происшедшего выясняла уже милиция: ребенок вместе с 3-летней сестрой была на попечении отца. Родная мать девочек лишена родительских прав, а отцу вернули детей в 2018 году. 25-летний родной отец девочек проживал с женщиной, у которой также есть ребенок, сообщается в Telegram-канале Следственного комитета. В пятни...
Общество
Вышедший полгода назад 140-й указ о льготной растаможке дал более чем полумиллиону наших граждан возможность ввозить автомобили из-за границы с уплатой 50% пошлины. Это документ снова сделал пригон машин актуальным. Как и прежде, самыми низкими пошлинами облагаются авто в возрасте 3-5 лет. Но указ, как оказалось, открыл двери для ввоза куда более возрастных машин. Владимир Аплевич изучил, во сколько обойдется пригон из Европы автомобиля старше 10 лет и ест...
Культура
Как это обычно бывает в древних городах, есть центр туристический, а есть не очень — так и в Гродно. В окрестностях пешеходки и центральной площади все бурлит, но всего в нескольких сотнях метрах на север пока еще сохраняется уникальный для целой Беларуси квартал Новый Свет. Окей, внешне не самый привлекательный, такой замес из деревянной и каменной низкоэтажной застройки, но обладающий определенным шармом и ценностью, в том числе в глазах чиновников. Новы...
Бизнес
Виктор Малец из-под Лиды всю жизнь работал в сельском хозяйстве. На пенсии не смог лежать на диване. Взял в аренду поле и завел коров. Как сделать надои в разы больше, чем колхозные и почему нужно знать телок по именам. Баранов — на мясо, шерсть — в огонь Ему 61 ​​год. Происходит из Лидского района. Сорок лет отдал колхозам как агроном, позднее как председатель, а потом как чиновник в райисполкоме. В 55 лет вышел на пенсию по состоянию здоровья, пишет Своб...
Культура
Гродно — уникальный город и кардинально отличается от остальных областных центров страны. Кто-то его любит, кому-то он не нравится, но уважать его стоит хотя бы за то, что именно здесь снимался легендарный фильм «Белые Росы» (а не многие об этом знают). Вместе с директором АН «Магазин Недвижимости» Владимиром Пыльским прошлись по площадкам, где снималась знаменитая картина, и посмотрели, как изменились известные по фильму места. «Это фильм, который заставл...
Общество
С 1 октября в многоэтажках Гродно потеплело. В прошлом сезоне строка «отопление» в жировке тянула на 15 рублей в месяц за квартиру в 60 квадратных метров. На сегодняшний день стоимость тепловой энергии для жилого фонда в стране – 18 рублей 48 копеек за гигакалорию. Этот тариф будет действовать до конца декабря. Подорожало тепло в мае примерно на 1,5 рубля, пишет Перспектива. Цена отопления в жировке зависит от общей площади квартиры и показаний общедомовог...
Общество
Супруги Модеуш и Ядвига Бялые в развозной торговле не новички. Уже 15 лет их автолавки колесят по Гродненскому району. Когда-то начинали с пары-тройки деревень, сегодня торговая география — более 180 населенных пунктов. И не сказать, что дело мегаприбыльное. Супруги шутят: «Летом работаешь, зимой терпишь». А что? Если летом деревенька живет — тут тебе и внуки, и дачники, и уроженцы на побывке в родительских хатах, то в холода и без того малочисленные села...
Юрий Комягин
Тридцать пять лет назад, в конце 1984 года, гродненец Сергей Коленченко задумал написать книгу о советской экономике. Только правдивую, которая реально объясняла бы, что на самом деле происходит с экономикой в СССР. Вскоре рукопись была готова, и автор засел за пишущую машинку. За один раз на ней, используя копирку, можно было отпечатать пять экземпляров. Сергей решил, что такой тираж более чем достаточный. После чего он самостоятельно сделал переплет, и с...
Фото
Сегодня, 18 октября, в Минске в предварительном судебном заседании рассматривался иск в отношении автора популярного в Беларуси Telegram-канала. Степан Путило, которого больше знают как NEXTA, в августе сообщил о том, что председатель Слонимского райисполкома Геннадий Хомич и его жена были задержаны за рулем в состоянии опьянения. Чиновник обратился в суд. Он требует опровержения изложенных сведений и моральную компенсацию. Ни чиновник, ни блогер на суде н...