40 процентов "в утиль": в Гродненской области новая технология экономного строительства дорог оказалась никому не нужна

В 2014 году одну из инновационных технологий регенерации старого асфальта опробовали в Гродно. Она позволяет серьезно экономить материалы при строительстве дорог. Тогда строили грандиозные планы о повсеместной реанимации дорог Гродненщины и существенной экономии бюджетных средств, но дальше громких заявлений дело не пошло. Почему?

В редакцию «Республики» обратились представители компании «АНТинжиниринг». Именно они предложили экономить деньги и использовать вторичные ресурсы при строительстве новых дорог и восстановлении старых.

Отслужившие свой век покрытия, имеющие значительные деформации и разрушения, перед ремонтом должны фрезероваться, чтобы их дефекты не отражались на вновь укладываемых слоях покрытия. Вот откуда появляется вторичное сырье — асфальтогранулят. Если говорить о новой технологии совсем просто, то она выглядит так: в разогретый асфальтогранулят добавляется специальный реагент, восстанавливающий свойства битума, — и в результате получается регенерированный асфальт. Это основной компонент, отвечающий за крепость дорожного покрытия. Стоит он немалых денег.

Директор ООО «АНТинжиниринг» Виктор Сидорович готов научить дорожников работать по-новому:

— В 100 тоннах старого асфальта содержится примерно 4−6 тонн битума. Кроме того, асфальтогранулят — источник других ценных материалов: щебня и гравия. За них при производстве нового асфальта также необходимо платить сторонним организациям. Экономия при применении регенерированной смеси, в зависимости от других затрат, составляет от 200 до 300 тысяч рублей на тонну. В себестоимость входят все затраты городских служб, включая остаточную стоимость асфальтогранулята, перевозку, погрузку. В целом можно сэкономить до 40%. Основная цель технологии — экономия бюджетных средств. При этом производство смеси возможно на всех типах и моделях асфальтобетонных заводов.

В июне 2014-го по заданию облисполкома предприятие «Гроднооблдорстрой» выпустило пробную партию регенерированной асфальтобетонной смеси. В результате 100 метров переулка Янки Купалы превратили в ровный участок дороги. Жители маленького переулка довольны, а остальные ждут, когда дорожники придут на их улицу. Руководство Гродненского обл- и горисполкома совместно с представителями разработчика технологии решили в течение одного — двух лет понаблюдать за экспериментальным участком и в дальнейшем определиться по использованию ее для текущего и капитального ремонта дорог.

Компетентно:

Представители компании разослали свои предложения во все областные и городские комитеты страны. Понимание нашли только в Могилеве. Там уникальной технологией, позволяющей экономить бюджетные средства, заинтересовались даже в Комитете госконтроля. И своим предписанием указали дорожникам: хватит выбрасывать деньги и вторичные ресурсы на ветер. Но есть ли результат?

Начальник отдела благо­устройства и эксплуатации жилого фонда управления коммунальных предприятий Евгений Шеменков не скрывает, что получил задание:

— Весной планируем изготовить пробную партию восстановленного асфальта на небольшом участке дороги. Будем наблюдать за ним какое-то время. Если технология хорошо себя зарекомендует, то планируем использовать ее в будущем. Ежегодно у нас образуется до 15 тысяч тонн асфальтогранулята. В основном его используют при ямочном ремонте дорог.

Директор КУП «Гроднооблдорстрой» Георгий Дроздов видит проблему в недостаточном количестве исходного материала. Мол, асфальтогранулята нет, и говорить не о чем. Если снимать старый асфальт, потом везти его на измельчение, потом покупать реагент, снова грузить по машинам — экономия мизерная. Но главный аргумент: не было такого распоряжения.

Так на каком же уровне должен решиться вопрос, чтобы технология заработала? Высокие физико-механические показатели, получаемые в результате применения «АНТ», и экономическая целесообразность подтверждены результатами исследований РУДП «БелдорНИИ».

Начальник лаборатории асфальтобетонов Дмитрий Егошкин прекрасно помнит обращение в институт представителей гродненской компании.

— К нам обратились с просьбой проверить эффективность технологии. И мы можем подтвердить высокие показатели, получаемые в результате ее использования. В сегодняшней экономической ситуации важно, что она в разы дешевле, чем производство нового асфальтобетона. Несомненно, есть ряд недостатков. Во-первых, новое всегда лучше старого. С этим трудно поспорить. Во-вторых, пока подрядчику проще освоить выделенные деньги и не ломать голову над экономией. Если обратиться за зарубежным опытом, то, к примеру, в Германии прописано в законе, что повторное использование асфальтобетонов возможно только с использованием асфальтогранулятов в разном процентном отношении. Мы пока только в начале этого пути. Технологий повторного использования асфальта во всем мире много. Добавка, о которой мы говорим, запатентована в России и уже используется в районе Урала.

Переработка старого дробленого асфальта как нельзя лучше подходит под Указ главы государства от 22 июня 2009 года «О государственной программе сбора и переработке вторичного сырья». В данном случае технология реабилитации позволяет использовать для производства асфальтобетонных смесей асфальтогранулят в количестве 100% от массы готовых смесей. В одном из телевизионных сюжетов прозвучала цифра 200 тысяч тонн — столько асфальтной крошки образуется по всей стране всего за год. Это более 60 млрд рублей экономии.

Директор ОУПП «Гродненское городское ЖКХ» Олег Добровольский рассказал, что год на год не приходится:

 — Иногда бывает много асфальтной крошки, иногда хватает только на подсыпку. И все-таки мы пошли навстречу предпринимателям, и решили использовать другую технологию этой же компании при изготовлении гравийной смеси. Проблема очень актуальна, особенно для жителей частного сектора. После сильных дождей приходится грейдировать. Решили положить 100 метров улучшенного гравийного покрытия по улице Фестивальной. По крепости получилось что-то вроде бетона. Посмотрим, как участок перезимует. Если все будет хорошо, то возможно дальнейшее сотрудничество.

Какая-то странная вырисовывается ситуация. Вроде бы и понимание есть, и экономить самое время. Но никому не выгодно проявить инициативу. Почему-то принято ждать, когда поступит команда сверху, желательно в письменном виде, да еще и с четко прописанной инструкцией. Хорошая, мол, идея. Да уж больно много мороки, пока дойдет до тех, кому это интересно.

Александр Головнев, начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций:

— В стране порядка 100 тысяч километров автомобильных дорог, из них 15,5 тысячи километров — республиканского назначения. Мы постоянно опробуем новые технологии производства и регенерации асфальтобетонов, которые используют во всем мире. Но в последние годы переключились на сферу строительства новых дорог. Особенно в направлении областных центров. Но придет время их капитального ремонта. Тогда мы обязательно обратимся к использованию новых технологий в восстановлении дорожного покрытия. При этом преимущество будут иметь технологии с белорусскими составляющими, а не импортные добавки за большие деньги. Да и не каждая технология, используемая во Франции или Германии, подходит нам. Были случаи, когда опытные участки дорог разрушались уже через год.

Гродно дороги новая технология строительство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

досуг
Уже в эти выходные в Гродно официально запустят череду новогодних мероприятий. Наконец засияют огнями елки и вся праздничная иллюминация, заработают ярмарки эксклюзивных авторских подарков, пройдет зрелищное шествие Дедов Морозов, Снегурочек и других сказочных героев. К слову, главные Дед Мороз и Снегурочка прокатятся по городу на квадроцикле. Сайт Гродно 015.BY собрал для вас все самое интересное на 15 и 16 декабря, чтобы вы ничего не упустили. Выставка-...
Общество
Гродненка Елена Янусевич — одна из немногих представительниц слабого пола, которые водят маршрутное такси. Она считает, что восемь лет назад нашла дело по душе. Сегодня редкий житель города над Неманом так знает каждый его уголок, как она. Обладательница крепкого характера, она относится к категории женщин, которым свойственно ломать определенные стереотипы.  Елена в интервью "Беларусь сегодня" объясняет свое хобби, ставшее профессией, так:  — Я машину вож...
Общество
Земельные участки под торговые объекты, ветклинику, зарядную станцию для электромобилей и СТО могут быть проданы в начале 2019 года. Фото носит иллюстративный характер Один из самых крупных проектов — торговый центр с рестораном или кафе в Ольшанке. Намечено строительство магазина с продовольственными и непродовольственными товарами. Там найдётся место и объекту общественного питания. Здание будет 1–2-этажным, переменной высоты с административными и вспомо...
Оффтоп
Владелец магазина «Евро-хенд» (торговля подержанной одеждой из Европы) Николай Нарожный и 29-летняя посетительница Марина К. (имя изменено) подрались прямо в торговом зале. Это было в октябре в Бобруйске — а к концу года выяснение отношений при помощи кулаков и подручных средств может стоить мужчине свободы. «В общей сложности Марина украла вещей на 40 рублей» Николай Нарожный ведет вглубь зала «Евро-хенда» и пытается восстановить ход событий, которые прои...
+фото
Неприятный случай произошел в общественном транспорте Гродно. Вчера в результате падения в троллейбусе травмы получила пассажирка.  - Примерно в 11.25 47-летний водитель, управляя автомобилем «Ауди» в начале движения на разрешающий зеленый сигнал светофора, не уступил дорогу и допустил столкновение с завершавшим маневр правого поворота троллейбусом, - сообщили в пресс-службе ГАИ УВД Гродненского облисполкома. Одна из пассажирок – 20-летняя девушка, на след...
Афиша
Самую красивую работницу ЖКХ Гродненской области выберут в профсоюзном конкурсе красоты «Супер Леди-2018», который пройдет сегодня в областном драмтеатре.  Примечательно, что в этом конкурсе нет строгих ограничений по возрасту, росту и параметрам. За уникальную корону, украшенную камнями и горным хрусталем, сразятся 12 девушек в возрасте от 20 до 35 лет, в том числе и многодетные мамы. Это представительницы коммунального хозяйства и бытового обслуживания р...
Погода
На этих выходных в Гродно продолжит "снежить". Синоптики обещают снег, метель, а в воскресенье к тому же сильный ветер.  В субботу, 15 декабря, ожидается сплошная облачность, без осадков, утром дымка. Ветер восточный 5 м/с, относительная влажность воздуха 95%, атмосферное давление 774 мм.рт.ст. Температура воздуха ночью 0...-2°C, днем 0...-2°C. В воскресенье, 16 декабря, ожидается сплошная облачность, снег, метель. Ветер юго-восточный 8 м/с, при порывах до...
Фото+видео
В редакцию Сайта Гродно 015.BY обратились обеспокоенные родители из микрорайона Ольшанка. Вчера, 13 декабря, рядом с детской площадкой на их 11-летнюю дочь набросилась чья-то хозяйская собака. И хотя ущерб не очень большой — порван школьный рюкзак — животное очень испугало ребенка. Теперь родители не знают, что делать: забыть эту историю или написать заявление в органы. Ведь история могла закончиться с куда большими последствиями, а на месте 11-летних дево...
Фото
Вакуумная машина УКМ-2500 российского ОАО «Кургандормаш» приобретена для города, победившего в республиканском смотре санитарного состояния и благоустройства населенных пунктов Республики Беларусь за 2017 год. Таким образом,  Гродненский горисполком использовал премию для покупки новой коммунальной техники. Подобная техника  ОАО «Кургандормаш» впервые  в стране будет работать на улицах нашего города. Компактная универсальная подметально-уборочная машина на...