40 процентов "в утиль": в Гродненской области новая технология экономного строительства дорог оказалась никому не нужна

В 2014 году одну из инновационных технологий регенерации старого асфальта опробовали в Гродно. Она позволяет серьезно экономить материалы при строительстве дорог. Тогда строили грандиозные планы о повсеместной реанимации дорог Гродненщины и существенной экономии бюджетных средств, но дальше громких заявлений дело не пошло. Почему?

В редакцию «Республики» обратились представители компании «АНТинжиниринг». Именно они предложили экономить деньги и использовать вторичные ресурсы при строительстве новых дорог и восстановлении старых.

Отслужившие свой век покрытия, имеющие значительные деформации и разрушения, перед ремонтом должны фрезероваться, чтобы их дефекты не отражались на вновь укладываемых слоях покрытия. Вот откуда появляется вторичное сырье — асфальтогранулят. Если говорить о новой технологии совсем просто, то она выглядит так: в разогретый асфальтогранулят добавляется специальный реагент, восстанавливающий свойства битума, — и в результате получается регенерированный асфальт. Это основной компонент, отвечающий за крепость дорожного покрытия. Стоит он немалых денег.

Директор ООО «АНТинжиниринг» Виктор Сидорович готов научить дорожников работать по-новому:

— В 100 тоннах старого асфальта содержится примерно 4−6 тонн битума. Кроме того, асфальтогранулят — источник других ценных материалов: щебня и гравия. За них при производстве нового асфальта также необходимо платить сторонним организациям. Экономия при применении регенерированной смеси, в зависимости от других затрат, составляет от 200 до 300 тысяч рублей на тонну. В себестоимость входят все затраты городских служб, включая остаточную стоимость асфальтогранулята, перевозку, погрузку. В целом можно сэкономить до 40%. Основная цель технологии — экономия бюджетных средств. При этом производство смеси возможно на всех типах и моделях асфальтобетонных заводов.

В июне 2014-го по заданию облисполкома предприятие «Гроднооблдорстрой» выпустило пробную партию регенерированной асфальтобетонной смеси. В результате 100 метров переулка Янки Купалы превратили в ровный участок дороги. Жители маленького переулка довольны, а остальные ждут, когда дорожники придут на их улицу. Руководство Гродненского обл- и горисполкома совместно с представителями разработчика технологии решили в течение одного — двух лет понаблюдать за экспериментальным участком и в дальнейшем определиться по использованию ее для текущего и капитального ремонта дорог.

Компетентно:

Представители компании разослали свои предложения во все областные и городские комитеты страны. Понимание нашли только в Могилеве. Там уникальной технологией, позволяющей экономить бюджетные средства, заинтересовались даже в Комитете госконтроля. И своим предписанием указали дорожникам: хватит выбрасывать деньги и вторичные ресурсы на ветер. Но есть ли результат?

Начальник отдела благо­устройства и эксплуатации жилого фонда управления коммунальных предприятий Евгений Шеменков не скрывает, что получил задание:

— Весной планируем изготовить пробную партию восстановленного асфальта на небольшом участке дороги. Будем наблюдать за ним какое-то время. Если технология хорошо себя зарекомендует, то планируем использовать ее в будущем. Ежегодно у нас образуется до 15 тысяч тонн асфальтогранулята. В основном его используют при ямочном ремонте дорог.

Директор КУП «Гроднооблдорстрой» Георгий Дроздов видит проблему в недостаточном количестве исходного материала. Мол, асфальтогранулята нет, и говорить не о чем. Если снимать старый асфальт, потом везти его на измельчение, потом покупать реагент, снова грузить по машинам — экономия мизерная. Но главный аргумент: не было такого распоряжения.

Так на каком же уровне должен решиться вопрос, чтобы технология заработала? Высокие физико-механические показатели, получаемые в результате применения «АНТ», и экономическая целесообразность подтверждены результатами исследований РУДП «БелдорНИИ».

Начальник лаборатории асфальтобетонов Дмитрий Егошкин прекрасно помнит обращение в институт представителей гродненской компании.

— К нам обратились с просьбой проверить эффективность технологии. И мы можем подтвердить высокие показатели, получаемые в результате ее использования. В сегодняшней экономической ситуации важно, что она в разы дешевле, чем производство нового асфальтобетона. Несомненно, есть ряд недостатков. Во-первых, новое всегда лучше старого. С этим трудно поспорить. Во-вторых, пока подрядчику проще освоить выделенные деньги и не ломать голову над экономией. Если обратиться за зарубежным опытом, то, к примеру, в Германии прописано в законе, что повторное использование асфальтобетонов возможно только с использованием асфальтогранулятов в разном процентном отношении. Мы пока только в начале этого пути. Технологий повторного использования асфальта во всем мире много. Добавка, о которой мы говорим, запатентована в России и уже используется в районе Урала.

Переработка старого дробленого асфальта как нельзя лучше подходит под Указ главы государства от 22 июня 2009 года «О государственной программе сбора и переработке вторичного сырья». В данном случае технология реабилитации позволяет использовать для производства асфальтобетонных смесей асфальтогранулят в количестве 100% от массы готовых смесей. В одном из телевизионных сюжетов прозвучала цифра 200 тысяч тонн — столько асфальтной крошки образуется по всей стране всего за год. Это более 60 млрд рублей экономии.

Директор ОУПП «Гродненское городское ЖКХ» Олег Добровольский рассказал, что год на год не приходится:

 — Иногда бывает много асфальтной крошки, иногда хватает только на подсыпку. И все-таки мы пошли навстречу предпринимателям, и решили использовать другую технологию этой же компании при изготовлении гравийной смеси. Проблема очень актуальна, особенно для жителей частного сектора. После сильных дождей приходится грейдировать. Решили положить 100 метров улучшенного гравийного покрытия по улице Фестивальной. По крепости получилось что-то вроде бетона. Посмотрим, как участок перезимует. Если все будет хорошо, то возможно дальнейшее сотрудничество.

Какая-то странная вырисовывается ситуация. Вроде бы и понимание есть, и экономить самое время. Но никому не выгодно проявить инициативу. Почему-то принято ждать, когда поступит команда сверху, желательно в письменном виде, да еще и с четко прописанной инструкцией. Хорошая, мол, идея. Да уж больно много мороки, пока дойдет до тех, кому это интересно.

Александр Головнев, начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций:

— В стране порядка 100 тысяч километров автомобильных дорог, из них 15,5 тысячи километров — республиканского назначения. Мы постоянно опробуем новые технологии производства и регенерации асфальтобетонов, которые используют во всем мире. Но в последние годы переключились на сферу строительства новых дорог. Особенно в направлении областных центров. Но придет время их капитального ремонта. Тогда мы обязательно обратимся к использованию новых технологий в восстановлении дорожного покрытия. При этом преимущество будут иметь технологии с белорусскими составляющими, а не импортные добавки за большие деньги. Да и не каждая технология, используемая во Франции или Германии, подходит нам. Были случаи, когда опытные участки дорог разрушались уже через год.

Гродно дороги новая технология строительство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Пока еще никто не оценил
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Фото
Перекресток улиц Советских пограничников и Гагарина традиционен по своей аварийности. Сегодня на нем вновь пересеклись траектории автомобилей - Seat и Volkswagen. Досталось каждому. Как именно развивались события - пока не известно. По факту ДТП проводится проверка, передает АвтоГродно. Однако видно, что Seat получил удар в район правой фары и переднего крыла, а Volkswagen - в область левого переднего колеса. Как сообщает наша читательница Margo, Seat двиг...
Общество
Цифра впечатляющая. 930 киберпреступлений совершено в Гродно и области в 2019 году. И это втрое больше, чем в 2018-м.  Набирают обороты не только хищения реквизитов банковских карт и покушения на счета предприятий, но и распространение порнографии, наркотиков через Интернет. Возросло количество и таких специфических преступлений, как несанкционированный доступ к информации, компьютерный саботаж, распространение вредоносных программ. Гродненские правоохран...
Фото
Утром возле многоэтажки на улице Гагарина в Борисове нашли тело 55-летнего мужчины. Он вместе с велосипедом провалился в яму, которая была выкопана возле дома. Об этом пишут в группе «Типичный Борисов» в соцсетях. Фото: vk.com/typical_borisov По словам очевидцев, мужчина угодил в огромную яму под аркой возле дома № 67 на улице Гагарина. Это случилось примерно в 7−8 часов утра, когда на улице еще было темно. Его тело забрали через четыре часа. На месте рабо...
Общество
Президент подписал указ, который вносит изменения по профессиональному пенсионному страхованию (в него входят те, кто работает в особых условиях труда). Те, кто отработал более половины требуемого льготного стажа до 1 января 2009 года, смогут выбирать, которую пенсию они хотят получать — профессиональную или обычную трудовую. Это связано с тем, что размер профессиональных пенсий оказался слишком маленьким. Об этом министр труда и соцзащиты Ирина Костевич р...
Фото+видео
Сегодня утром в микрорайоне Барановичи Гродненского района совершен смертельный наезд на пешехода. Около 9 утра 61-летний водитель автомобиля "Мерседес" двигался по автодороге Добровольщина-Тарусичи-Барановичи со стороны города Гродно. В этот момент по краю проезжей части попутно шел пожилой мужчина. По словам водителя, он не заметил пешехода, поскольку был ослеплен светом фар встречного автомобиля. - В результате наезда пешеход получил перелом ключицы, ре...
Власть
20 января Александр Лукашенко назначил Андрея Равкова госсекретарем Совета безопасности. Новым министром обороны стал Виктор Хренин, который до сегодняшнего дня занимал пост командующего войсками Западного оперативного командования. Новым главой Генштаба стал Александр Вольфович, ранее занимавший должность первого заместителя начальника Генштаба. Об этом сообщает пресс-служба президента Беларуси. Фото: «Гродзенская праўда», grodnonews.by Говоря о назначени...
Фото
В воскресенье, 19 января, около 12:00 на улице Суворова Skoda Superb дважды попала в лобовое ДТП. Как это возможно? АвтоГродно пообщался с водитель Skoda которому, кстати, нужна помощь очевидцев. - Я двигался на Skoda по улице Суворова в сторону Юбилейного озера. Проехал перекресток со светофором. Вдруг справа со второстепенной дороги выехал BMW 5-series и стал выворачивать налево, прямо в меня, - рассказывает АвтоГродно водитель Skoda. Аварии избежать не...
Общество
В конце прошлого года беларусы требовали запретить цирки с животными: электронное обращение, опубликованное на сайте «Удобный город», собрало свыше десяти тысяч (!) подписей и прямо в новый год, 31 декабря, в виде письма отправилось в Минприроды. Ведомство ответило. Что говорилось в петиции: кратко Сейчас около 45 стран мира полностью или частично запрещают использовать в индустрии развлечений животных. Основные аргументы в пользу этого ограничения – жесто...
Погода
Зима нам только снится. А в реальности сущая весна. За некоторым исключением: на этой неделе синоптики обещают мокрый снег и небольшой "минус" в некоторые дни. Еще из важных моментов: порывистый ветер и все так же дожди, сплошная облачность и серость. Фото: Instagram @shtaniukd В понедельник, 20 января, сплошная облачность, без осадков. Ветер западный 6-8 м/с, с порывами до 12 м/с. Относительная влажность воздуха 95%, атмосферное давление 778 мм.рт.ст. Тем...