40 процентов "в утиль": в Гродненской области новая технология экономного строительства дорог оказалась никому не нужна

В 2014 году одну из инновационных технологий регенерации старого асфальта опробовали в Гродно. Она позволяет серьезно экономить материалы при строительстве дорог. Тогда строили грандиозные планы о повсеместной реанимации дорог Гродненщины и существенной экономии бюджетных средств, но дальше громких заявлений дело не пошло. Почему?

В редакцию «Республики» обратились представители компании «АНТинжиниринг». Именно они предложили экономить деньги и использовать вторичные ресурсы при строительстве новых дорог и восстановлении старых.

Отслужившие свой век покрытия, имеющие значительные деформации и разрушения, перед ремонтом должны фрезероваться, чтобы их дефекты не отражались на вновь укладываемых слоях покрытия. Вот откуда появляется вторичное сырье — асфальтогранулят. Если говорить о новой технологии совсем просто, то она выглядит так: в разогретый асфальтогранулят добавляется специальный реагент, восстанавливающий свойства битума, — и в результате получается регенерированный асфальт. Это основной компонент, отвечающий за крепость дорожного покрытия. Стоит он немалых денег.

Директор ООО «АНТинжиниринг» Виктор Сидорович готов научить дорожников работать по-новому:

— В 100 тоннах старого асфальта содержится примерно 4−6 тонн битума. Кроме того, асфальтогранулят — источник других ценных материалов: щебня и гравия. За них при производстве нового асфальта также необходимо платить сторонним организациям. Экономия при применении регенерированной смеси, в зависимости от других затрат, составляет от 200 до 300 тысяч рублей на тонну. В себестоимость входят все затраты городских служб, включая остаточную стоимость асфальтогранулята, перевозку, погрузку. В целом можно сэкономить до 40%. Основная цель технологии — экономия бюджетных средств. При этом производство смеси возможно на всех типах и моделях асфальтобетонных заводов.

В июне 2014-го по заданию облисполкома предприятие «Гроднооблдорстрой» выпустило пробную партию регенерированной асфальтобетонной смеси. В результате 100 метров переулка Янки Купалы превратили в ровный участок дороги. Жители маленького переулка довольны, а остальные ждут, когда дорожники придут на их улицу. Руководство Гродненского обл- и горисполкома совместно с представителями разработчика технологии решили в течение одного — двух лет понаблюдать за экспериментальным участком и в дальнейшем определиться по использованию ее для текущего и капитального ремонта дорог.

Компетентно:

Представители компании разослали свои предложения во все областные и городские комитеты страны. Понимание нашли только в Могилеве. Там уникальной технологией, позволяющей экономить бюджетные средства, заинтересовались даже в Комитете госконтроля. И своим предписанием указали дорожникам: хватит выбрасывать деньги и вторичные ресурсы на ветер. Но есть ли результат?

Начальник отдела благо­устройства и эксплуатации жилого фонда управления коммунальных предприятий Евгений Шеменков не скрывает, что получил задание:

— Весной планируем изготовить пробную партию восстановленного асфальта на небольшом участке дороги. Будем наблюдать за ним какое-то время. Если технология хорошо себя зарекомендует, то планируем использовать ее в будущем. Ежегодно у нас образуется до 15 тысяч тонн асфальтогранулята. В основном его используют при ямочном ремонте дорог.

Директор КУП «Гроднооблдорстрой» Георгий Дроздов видит проблему в недостаточном количестве исходного материала. Мол, асфальтогранулята нет, и говорить не о чем. Если снимать старый асфальт, потом везти его на измельчение, потом покупать реагент, снова грузить по машинам — экономия мизерная. Но главный аргумент: не было такого распоряжения.

Так на каком же уровне должен решиться вопрос, чтобы технология заработала? Высокие физико-механические показатели, получаемые в результате применения «АНТ», и экономическая целесообразность подтверждены результатами исследований РУДП «БелдорНИИ».

Начальник лаборатории асфальтобетонов Дмитрий Егошкин прекрасно помнит обращение в институт представителей гродненской компании.

— К нам обратились с просьбой проверить эффективность технологии. И мы можем подтвердить высокие показатели, получаемые в результате ее использования. В сегодняшней экономической ситуации важно, что она в разы дешевле, чем производство нового асфальтобетона. Несомненно, есть ряд недостатков. Во-первых, новое всегда лучше старого. С этим трудно поспорить. Во-вторых, пока подрядчику проще освоить выделенные деньги и не ломать голову над экономией. Если обратиться за зарубежным опытом, то, к примеру, в Германии прописано в законе, что повторное использование асфальтобетонов возможно только с использованием асфальтогранулятов в разном процентном отношении. Мы пока только в начале этого пути. Технологий повторного использования асфальта во всем мире много. Добавка, о которой мы говорим, запатентована в России и уже используется в районе Урала.

Переработка старого дробленого асфальта как нельзя лучше подходит под Указ главы государства от 22 июня 2009 года «О государственной программе сбора и переработке вторичного сырья». В данном случае технология реабилитации позволяет использовать для производства асфальтобетонных смесей асфальтогранулят в количестве 100% от массы готовых смесей. В одном из телевизионных сюжетов прозвучала цифра 200 тысяч тонн — столько асфальтной крошки образуется по всей стране всего за год. Это более 60 млрд рублей экономии.

Директор ОУПП «Гродненское городское ЖКХ» Олег Добровольский рассказал, что год на год не приходится:

 — Иногда бывает много асфальтной крошки, иногда хватает только на подсыпку. И все-таки мы пошли навстречу предпринимателям, и решили использовать другую технологию этой же компании при изготовлении гравийной смеси. Проблема очень актуальна, особенно для жителей частного сектора. После сильных дождей приходится грейдировать. Решили положить 100 метров улучшенного гравийного покрытия по улице Фестивальной. По крепости получилось что-то вроде бетона. Посмотрим, как участок перезимует. Если все будет хорошо, то возможно дальнейшее сотрудничество.

Какая-то странная вырисовывается ситуация. Вроде бы и понимание есть, и экономить самое время. Но никому не выгодно проявить инициативу. Почему-то принято ждать, когда поступит команда сверху, желательно в письменном виде, да еще и с четко прописанной инструкцией. Хорошая, мол, идея. Да уж больно много мороки, пока дойдет до тех, кому это интересно.

Александр Головнев, начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций:

— В стране порядка 100 тысяч километров автомобильных дорог, из них 15,5 тысячи километров — республиканского назначения. Мы постоянно опробуем новые технологии производства и регенерации асфальтобетонов, которые используют во всем мире. Но в последние годы переключились на сферу строительства новых дорог. Особенно в направлении областных центров. Но придет время их капитального ремонта. Тогда мы обязательно обратимся к использованию новых технологий в восстановлении дорожного покрытия. При этом преимущество будут иметь технологии с белорусскими составляющими, а не импортные добавки за большие деньги. Да и не каждая технология, используемая во Франции или Германии, подходит нам. Были случаи, когда опытные участки дорог разрушались уже через год.

Гродно дороги новая технология строительство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Юрий Комягин
В энциклопедическом справочнике «Память. Гродно», изданном в 1999 году, есть раздел, касающийся событий минувшей войны. Он называется так: «Погибшие воины, место захоронения которых не установлено». В этом разделе – около ста фамилий. Информацию о судьбе некоторых из них мне удалось разыскать в архивных документах. Вот лишь трое из тех, чье место захоронения можно считать установленным. Виктор Сергеевич ДАВЫДОВ родился в 1922 году, жил в д. Синенькое Перво...
Анонс
20 июля вблизи Гродно состоится крупнейший в Беларуси автомобильный фестиваль SunDay. Заявлено более 500 редчайших автомобилей, многие из которых стали "иконами", "легендами" и прорывом. Вы получите отличные эмоции от выставки, различных шоу, концерта IOWA, множества игр, фудкорта и ночной дискотеки! Даже для детей строится городок-развлечений. SunDay празднует 10 лет! Организаторы публикуют финальную программу и рассказали, как будут разыгрывать 1 000 лит...
Общество
Гродненские вузы завершили приём документов на бюджетные места. 17 июля у абитуриентов была последняя возможность окончательно определиться с факультетом, приёмные комиссии закрылись в среду ровно в 18 часов. Конкурс сложился практически на всех специальностях. Какие профессии оказались наиболее востребованными и наблюдается ли теперь ажиотаж в приёмных комиссиях, узнавала корреспондент телеканала "Гродно Плюс" Алла Внучко.  Виктория Некраш точно знает за...
Видео
Похоже, современные дети и подростки в погоне за крутыми селфи и вообще хайпом перестали осознавать опасность, ценность и хрупкость человеческой жизни. Недавно мы рассказывали о девочке из Бреста, которая свесилась с подоконника шестого этажа ради будущей "особенной" фотографии. Как оказалось, безбашенная молодежь есть и в Гродно. Девятовка, многоэтажка возле оживленной дороги. Тут очевидце заснял, как парень стоит на самом краю крыши дома с десятью этажам...
Общество
В середине мая трое жителей городского поселка Большая Берестовица после выпивки решили наловить раков в озере рядом. Улов потянул на 5 тысяч долларов и уголовное дело. Фото носит иллюстративный характер Об этом сообщает TUT.BY со ссылкой на прокуратуру Гродненской области. Парни находились возле озера в агрогородке Олекшицы — фонда запаса рыболовных угодий. Пьяная компания решила развлечься: они вылавливали раков и выбрасывали на берег. Но добывать раков...
Общество
Очередной совместный проект с компанией «ФВ Групп» предусматривает создание конвейера по выпуску комплектов электропроводки для автомобиля «Фольксваген Поло». Проект рассчитан на один год, и для его реализации требуются 350 человек. Подготовка к выпуску начинки для «Фольксваген Поло» началась с конца прошлого года. Производство размещается в корпусе, который ранее не был задействован для серийного производства. Электрожгуты предназначены для предприятия ко...
Общество
Высокая заработная плата, достойные условия труда и бонусы от работодателя — говорят, такое можно найти лишь в столице. Отчасти это так: в Минске подобных вакансий хоть отбавляй. Но, как оказалось, хорошо платить могут и в регионах — конечно, если у вас есть желание работать. РАБОТА.TUT.BY собрала топ самых высокооплачиваемых региональных вакансий. Выяснили, кому в областных центрах заплатят больше тысячи рублей и что потребуют от соискателей работодатели...
Происшествия
В Гродно сотрудники ГАИ в четверг, 18 июля, задержали пьяного водителя, повредившего чужой автомобиль. Мужчина скрылся с места ДТП, но его нашли всего через 2 часа. Иллюстративное фото Около 6 вечера 42-летний водитель, управляя автомобилем "Тойота", двигался по улице Курчатова от улицы Горького в направлении улицы Дзержинского. В какой-то момент он начал перестроение и не рассчитал боковой интервал, в результате чего по касательной задел стоявшую "Ладу",...
Общество
С 19.30 часа 19 июля до 5:20 часа 20 июля вводится временное запрещение движения транспортных средств по улице Социалистической (на участке от ул. Карбышева до ул. Кирова). В связи с этим изменяются маршруты городской перевозки пассажиров в регулярном сообщении: Автобусы маршрут № 4 «Барановичи – Аграрный университет» будет курсировать: остановочный пункт «Барановичи» – ул. Парижской Коммуны (без изменений), далее: ул. Свердлова – ул. Будённого – ул. Ожешк...
Новости по теме
Откручивал цены, отменил льготы и дал «по пиццот». Как Лукашенко влиял на кошельки белорусов
Вынесен приговор бывшему помощнику президента из Гродно Сергею Ровнейко
Вице-премьер: В 2024 году при нефти 70 долларов бензин АИ-92 может стоить в Беларуси 1 доллар
Семашко: "Мы уже существенно подняли цены на нефтепродукты. Но дальше делать это невозможно"
Начался суд по делу бывшего помощника Лукашенко из Гродно, ему грозит до 15 лет лишения свободы
Глава МВД Беларуси Игорь Шуневич отправлен в отставку
Власти займутся районами с низкими зарплатами. Как сейчас выглядит список самых бедных
Лукашенко: В ближайшее время у нас будет или новая Конституция, или внесем правки в действующую
"Ничего хорошего из этого не будет!". Депутаты в парламенте обсудили установку в стране «Табакерок»
Лукашенко сообщил, когда в Беларуси пройдут президентские и парламентские выборы