40 процентов "в утиль": в Гродненской области новая технология экономного строительства дорог оказалась никому не нужна

В 2014 году одну из инновационных технологий регенерации старого асфальта опробовали в Гродно. Она позволяет серьезно экономить материалы при строительстве дорог. Тогда строили грандиозные планы о повсеместной реанимации дорог Гродненщины и существенной экономии бюджетных средств, но дальше громких заявлений дело не пошло. Почему?

В редакцию «Республики» обратились представители компании «АНТинжиниринг». Именно они предложили экономить деньги и использовать вторичные ресурсы при строительстве новых дорог и восстановлении старых.

Отслужившие свой век покрытия, имеющие значительные деформации и разрушения, перед ремонтом должны фрезероваться, чтобы их дефекты не отражались на вновь укладываемых слоях покрытия. Вот откуда появляется вторичное сырье — асфальтогранулят. Если говорить о новой технологии совсем просто, то она выглядит так: в разогретый асфальтогранулят добавляется специальный реагент, восстанавливающий свойства битума, — и в результате получается регенерированный асфальт. Это основной компонент, отвечающий за крепость дорожного покрытия. Стоит он немалых денег.

Директор ООО «АНТинжиниринг» Виктор Сидорович готов научить дорожников работать по-новому:

— В 100 тоннах старого асфальта содержится примерно 4−6 тонн битума. Кроме того, асфальтогранулят — источник других ценных материалов: щебня и гравия. За них при производстве нового асфальта также необходимо платить сторонним организациям. Экономия при применении регенерированной смеси, в зависимости от других затрат, составляет от 200 до 300 тысяч рублей на тонну. В себестоимость входят все затраты городских служб, включая остаточную стоимость асфальтогранулята, перевозку, погрузку. В целом можно сэкономить до 40%. Основная цель технологии — экономия бюджетных средств. При этом производство смеси возможно на всех типах и моделях асфальтобетонных заводов.

В июне 2014-го по заданию облисполкома предприятие «Гроднооблдорстрой» выпустило пробную партию регенерированной асфальтобетонной смеси. В результате 100 метров переулка Янки Купалы превратили в ровный участок дороги. Жители маленького переулка довольны, а остальные ждут, когда дорожники придут на их улицу. Руководство Гродненского обл- и горисполкома совместно с представителями разработчика технологии решили в течение одного — двух лет понаблюдать за экспериментальным участком и в дальнейшем определиться по использованию ее для текущего и капитального ремонта дорог.

Компетентно:

Представители компании разослали свои предложения во все областные и городские комитеты страны. Понимание нашли только в Могилеве. Там уникальной технологией, позволяющей экономить бюджетные средства, заинтересовались даже в Комитете госконтроля. И своим предписанием указали дорожникам: хватит выбрасывать деньги и вторичные ресурсы на ветер. Но есть ли результат?

Начальник отдела благо­устройства и эксплуатации жилого фонда управления коммунальных предприятий Евгений Шеменков не скрывает, что получил задание:

— Весной планируем изготовить пробную партию восстановленного асфальта на небольшом участке дороги. Будем наблюдать за ним какое-то время. Если технология хорошо себя зарекомендует, то планируем использовать ее в будущем. Ежегодно у нас образуется до 15 тысяч тонн асфальтогранулята. В основном его используют при ямочном ремонте дорог.

Директор КУП «Гроднооблдорстрой» Георгий Дроздов видит проблему в недостаточном количестве исходного материала. Мол, асфальтогранулята нет, и говорить не о чем. Если снимать старый асфальт, потом везти его на измельчение, потом покупать реагент, снова грузить по машинам — экономия мизерная. Но главный аргумент: не было такого распоряжения.

Так на каком же уровне должен решиться вопрос, чтобы технология заработала? Высокие физико-механические показатели, получаемые в результате применения «АНТ», и экономическая целесообразность подтверждены результатами исследований РУДП «БелдорНИИ».

Начальник лаборатории асфальтобетонов Дмитрий Егошкин прекрасно помнит обращение в институт представителей гродненской компании.

— К нам обратились с просьбой проверить эффективность технологии. И мы можем подтвердить высокие показатели, получаемые в результате ее использования. В сегодняшней экономической ситуации важно, что она в разы дешевле, чем производство нового асфальтобетона. Несомненно, есть ряд недостатков. Во-первых, новое всегда лучше старого. С этим трудно поспорить. Во-вторых, пока подрядчику проще освоить выделенные деньги и не ломать голову над экономией. Если обратиться за зарубежным опытом, то, к примеру, в Германии прописано в законе, что повторное использование асфальтобетонов возможно только с использованием асфальтогранулятов в разном процентном отношении. Мы пока только в начале этого пути. Технологий повторного использования асфальта во всем мире много. Добавка, о которой мы говорим, запатентована в России и уже используется в районе Урала.

Переработка старого дробленого асфальта как нельзя лучше подходит под Указ главы государства от 22 июня 2009 года «О государственной программе сбора и переработке вторичного сырья». В данном случае технология реабилитации позволяет использовать для производства асфальтобетонных смесей асфальтогранулят в количестве 100% от массы готовых смесей. В одном из телевизионных сюжетов прозвучала цифра 200 тысяч тонн — столько асфальтной крошки образуется по всей стране всего за год. Это более 60 млрд рублей экономии.

Директор ОУПП «Гродненское городское ЖКХ» Олег Добровольский рассказал, что год на год не приходится:

 — Иногда бывает много асфальтной крошки, иногда хватает только на подсыпку. И все-таки мы пошли навстречу предпринимателям, и решили использовать другую технологию этой же компании при изготовлении гравийной смеси. Проблема очень актуальна, особенно для жителей частного сектора. После сильных дождей приходится грейдировать. Решили положить 100 метров улучшенного гравийного покрытия по улице Фестивальной. По крепости получилось что-то вроде бетона. Посмотрим, как участок перезимует. Если все будет хорошо, то возможно дальнейшее сотрудничество.

Какая-то странная вырисовывается ситуация. Вроде бы и понимание есть, и экономить самое время. Но никому не выгодно проявить инициативу. Почему-то принято ждать, когда поступит команда сверху, желательно в письменном виде, да еще и с четко прописанной инструкцией. Хорошая, мол, идея. Да уж больно много мороки, пока дойдет до тех, кому это интересно.

Александр Головнев, начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций:

— В стране порядка 100 тысяч километров автомобильных дорог, из них 15,5 тысячи километров — республиканского назначения. Мы постоянно опробуем новые технологии производства и регенерации асфальтобетонов, которые используют во всем мире. Но в последние годы переключились на сферу строительства новых дорог. Особенно в направлении областных центров. Но придет время их капитального ремонта. Тогда мы обязательно обратимся к использованию новых технологий в восстановлении дорожного покрытия. При этом преимущество будут иметь технологии с белорусскими составляющими, а не импортные добавки за большие деньги. Да и не каждая технология, используемая во Франции или Германии, подходит нам. Были случаи, когда опытные участки дорог разрушались уже через год.

Гродно дороги новая технология строительство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Культура
14 февраля гродненским влюбленным предложили провести в мини-путешествии «История Гродно сквозь призму любви». Вместе с экскурсоводом 19 пар прогулялись по городу и узнали о любви людей, чьи судьбы тесно связаны с нашим городом. Мероприятие стало не только отличной возможностью провести время вместе, но и существенно пополнить копилку знаний о знакомых местах и улочках. Особенно ценным подарком стало то, что необычная романтическая экспедиция с угощениями...
Фото
В воскресенье вечером, 10 февраля, при въезде на кольцо филармонии сбили молодого человека. Сейчас он в больнице. - Понимаете, в 11 вечера людей не так уж много на улицах: друг помнит, что на остановке "Молочного Мира" стояло несколько человек. И точно уверен, что со стороны ул. Советской двигалась девушка на темном BMW, которая остановилась перед пешеходным переходом. У нее и регистратор был. Так начал разговор с редакцией AutoGrodno.by друг сбитого парня...
Общество
Вечер 14 февраля пациенты гродненской городской клинической больницы провели без света. Сообщение об этом с фото было размещено в одной из гродненских групп в соцсетях.   - С обеда 14 февраля в БСМП не было света. Санитары с фонариками, ужин при свечах, интимная атмосфера и всё такое, - пишут очевидцы. Комментаторы сразу посочувствовали роженицам и тем, у кого в то время была операция. Сайт Гродно 015.BY попытался выяснить причины произошедшего и все ли те...
Фото
На трассе в Пермском районе автомобиль в аварии разорвало пополам, но водитель остался цел. Дорожно-транспортное происшествие произошло сегодня утром на 23 километре трассы Болгары – Юго-Камский – Крылово. Об этом проинформировали российские СМИ со ссылкой на сообщение ГИБДД по Пермскому краю. Как стало известно, водитель, находясь за рулем китайского автомобиля марки «БИД», выехал на встречную полосу движения и столкнулся с «Опелем». В результате сильного...
Общество
Бывший глава Гродненского облздрава Андрей Стрижак осужден на 7,5 года лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Также ему запретили занимать определенные должности сроком на 5 лет. Такой приговор вынес сегодня суд Центрального района Минска. Решение огласила судья Юлия Густыр, сообщает TUT.BY. Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск о взыскании с медика «суммы необоснованно полученной выгоды», то есть суммы взяток на сумму...
Происшествия
Детей из семьи забрали по настоянию сельской школы, где были недовольны тем, что семья не успела за месяц переехать в новую городскую квартиру. Школьный автобус каждый день делал дополнительный круг. Многодетную маму из небольшой деревни Вороновского района нашли мертвой в тот же день, когда из семьи временно забрали в приют четверых детей. В местном отделе образования говорят, что дети оказались в социально опасном положении, их нужно было срочно спасать....
Общество
По обновленной информации, реконструкцию улицы Дзержинского планируют завершить весной этого года. Напомним, в конце января мы сообщали, что примерные планы сдачи объекта - лето 2019 года. По информации очевидцев, на днях на объект вернулись рабочие.  По проекту, два участка дороги (первый — от кольца на улице Дубко до улицы Курчатова и второй — в районе нефтебазы) расширят до четырёх полос. На реконструируемой части улицы появятся два светофора: один — на...
Комментарий
В соседних с Беларусью странах сезонные болезни бушуют еще с конца января. Школы и детские сады закрываются на карантин. На сегодня, по информации Центра инфекционных заболеваний, в Литве от гриппа умерли 20 человек. В Украине грипп и ОРВИ унесли жизни 32 людей. В Европе ситуация еще хуже. Во Франции от острого инфекционного заболевания скончались уже более 1000 жителей. На этом фоне Беларусь напоминает островок спокойствия и безопасности, как такое возмож...
Мнение
Спрос на прокатные букеты — очень популярная услуга в День всех влюбленных. И это в очередной раз доказывает, что жить без рефлексии «а что подумают подружки?» мало кому удается. Если вдуматься — это абсурд. Ты платишь за то, что тебе привезут букет размером с бочку, ты с ним сделаешь селфи, изобразив бескрайнее счастье, — и вернешь курьеру, который отвезет его другой такой же несчастной. И все ради чего, задается вопросом Анна Златковская в статье на LADY...