40 процентов "в утиль": в Гродненской области новая технология экономного строительства дорог оказалась никому не нужна

В 2014 году одну из инновационных технологий регенерации старого асфальта опробовали в Гродно. Она позволяет серьезно экономить материалы при строительстве дорог. Тогда строили грандиозные планы о повсеместной реанимации дорог Гродненщины и существенной экономии бюджетных средств, но дальше громких заявлений дело не пошло. Почему?

В редакцию «Республики» обратились представители компании «АНТинжиниринг». Именно они предложили экономить деньги и использовать вторичные ресурсы при строительстве новых дорог и восстановлении старых.

Отслужившие свой век покрытия, имеющие значительные деформации и разрушения, перед ремонтом должны фрезероваться, чтобы их дефекты не отражались на вновь укладываемых слоях покрытия. Вот откуда появляется вторичное сырье — асфальтогранулят. Если говорить о новой технологии совсем просто, то она выглядит так: в разогретый асфальтогранулят добавляется специальный реагент, восстанавливающий свойства битума, — и в результате получается регенерированный асфальт. Это основной компонент, отвечающий за крепость дорожного покрытия. Стоит он немалых денег.

Директор ООО «АНТинжиниринг» Виктор Сидорович готов научить дорожников работать по-новому:

— В 100 тоннах старого асфальта содержится примерно 4−6 тонн битума. Кроме того, асфальтогранулят — источник других ценных материалов: щебня и гравия. За них при производстве нового асфальта также необходимо платить сторонним организациям. Экономия при применении регенерированной смеси, в зависимости от других затрат, составляет от 200 до 300 тысяч рублей на тонну. В себестоимость входят все затраты городских служб, включая остаточную стоимость асфальтогранулята, перевозку, погрузку. В целом можно сэкономить до 40%. Основная цель технологии — экономия бюджетных средств. При этом производство смеси возможно на всех типах и моделях асфальтобетонных заводов.

В июне 2014-го по заданию облисполкома предприятие «Гроднооблдорстрой» выпустило пробную партию регенерированной асфальтобетонной смеси. В результате 100 метров переулка Янки Купалы превратили в ровный участок дороги. Жители маленького переулка довольны, а остальные ждут, когда дорожники придут на их улицу. Руководство Гродненского обл- и горисполкома совместно с представителями разработчика технологии решили в течение одного — двух лет понаблюдать за экспериментальным участком и в дальнейшем определиться по использованию ее для текущего и капитального ремонта дорог.

Компетентно:

Представители компании разослали свои предложения во все областные и городские комитеты страны. Понимание нашли только в Могилеве. Там уникальной технологией, позволяющей экономить бюджетные средства, заинтересовались даже в Комитете госконтроля. И своим предписанием указали дорожникам: хватит выбрасывать деньги и вторичные ресурсы на ветер. Но есть ли результат?

Начальник отдела благо­устройства и эксплуатации жилого фонда управления коммунальных предприятий Евгений Шеменков не скрывает, что получил задание:

— Весной планируем изготовить пробную партию восстановленного асфальта на небольшом участке дороги. Будем наблюдать за ним какое-то время. Если технология хорошо себя зарекомендует, то планируем использовать ее в будущем. Ежегодно у нас образуется до 15 тысяч тонн асфальтогранулята. В основном его используют при ямочном ремонте дорог.

Директор КУП «Гроднооблдорстрой» Георгий Дроздов видит проблему в недостаточном количестве исходного материала. Мол, асфальтогранулята нет, и говорить не о чем. Если снимать старый асфальт, потом везти его на измельчение, потом покупать реагент, снова грузить по машинам — экономия мизерная. Но главный аргумент: не было такого распоряжения.

Так на каком же уровне должен решиться вопрос, чтобы технология заработала? Высокие физико-механические показатели, получаемые в результате применения «АНТ», и экономическая целесообразность подтверждены результатами исследований РУДП «БелдорНИИ».

Начальник лаборатории асфальтобетонов Дмитрий Егошкин прекрасно помнит обращение в институт представителей гродненской компании.

— К нам обратились с просьбой проверить эффективность технологии. И мы можем подтвердить высокие показатели, получаемые в результате ее использования. В сегодняшней экономической ситуации важно, что она в разы дешевле, чем производство нового асфальтобетона. Несомненно, есть ряд недостатков. Во-первых, новое всегда лучше старого. С этим трудно поспорить. Во-вторых, пока подрядчику проще освоить выделенные деньги и не ломать голову над экономией. Если обратиться за зарубежным опытом, то, к примеру, в Германии прописано в законе, что повторное использование асфальтобетонов возможно только с использованием асфальтогранулятов в разном процентном отношении. Мы пока только в начале этого пути. Технологий повторного использования асфальта во всем мире много. Добавка, о которой мы говорим, запатентована в России и уже используется в районе Урала.

Переработка старого дробленого асфальта как нельзя лучше подходит под Указ главы государства от 22 июня 2009 года «О государственной программе сбора и переработке вторичного сырья». В данном случае технология реабилитации позволяет использовать для производства асфальтобетонных смесей асфальтогранулят в количестве 100% от массы готовых смесей. В одном из телевизионных сюжетов прозвучала цифра 200 тысяч тонн — столько асфальтной крошки образуется по всей стране всего за год. Это более 60 млрд рублей экономии.

Директор ОУПП «Гродненское городское ЖКХ» Олег Добровольский рассказал, что год на год не приходится:

 — Иногда бывает много асфальтной крошки, иногда хватает только на подсыпку. И все-таки мы пошли навстречу предпринимателям, и решили использовать другую технологию этой же компании при изготовлении гравийной смеси. Проблема очень актуальна, особенно для жителей частного сектора. После сильных дождей приходится грейдировать. Решили положить 100 метров улучшенного гравийного покрытия по улице Фестивальной. По крепости получилось что-то вроде бетона. Посмотрим, как участок перезимует. Если все будет хорошо, то возможно дальнейшее сотрудничество.

Какая-то странная вырисовывается ситуация. Вроде бы и понимание есть, и экономить самое время. Но никому не выгодно проявить инициативу. Почему-то принято ждать, когда поступит команда сверху, желательно в письменном виде, да еще и с четко прописанной инструкцией. Хорошая, мол, идея. Да уж больно много мороки, пока дойдет до тех, кому это интересно.

Александр Головнев, начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций:

— В стране порядка 100 тысяч километров автомобильных дорог, из них 15,5 тысячи километров — республиканского назначения. Мы постоянно опробуем новые технологии производства и регенерации асфальтобетонов, которые используют во всем мире. Но в последние годы переключились на сферу строительства новых дорог. Особенно в направлении областных центров. Но придет время их капитального ремонта. Тогда мы обязательно обратимся к использованию новых технологий в восстановлении дорожного покрытия. При этом преимущество будут иметь технологии с белорусскими составляющими, а не импортные добавки за большие деньги. Да и не каждая технология, используемая во Франции или Германии, подходит нам. Были случаи, когда опытные участки дорог разрушались уже через год.

Гродно дороги новая технология строительство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Фото+видео
Гродненскими правоохранителями раскрыта кража, совершенная в крупном размере из офиса одной из фирм города Скиделя. В милицию обратилась диспетчер этого предприятия, которая с утра пришла на работу и обнаружила беспорядок внутри помещения и отсутствие сейфа, где находилась внушительная сумма денежных средств. Оперативникам удалось установить личность подозреваемого в краже. Это девушка 1991-го года рождения, которая и сообщала о преступлении. По версии пра...
Общество
В Беларуси сохраняется высокий спрос на работников по рабочим профессиям — почти 63% от общего числа вакансий. «Лидерами по востребованности у нанимателя являются такие профессии, как швея, водитель автомобиля, станочник деревообрабатывающих станков, каменщик, электрогазосварщик, тракторист, слесарь-сантехник», — рассказывали ранее в Минтруда. Снимок носит иллюстративный характер FINANCE.TUT.BY собрал подборку вакансий для рабочих с зарплатой от 2000 рубл...
Видеофакт
Сегодня днем на улице Весенней водитель Hyundai по каким-то причинам не мог двигаться вперед. Он останавливался, пытался начать движение, но автомобиль дергался и глох. Все, что получалось - это только движение задним ходом. Как рассказала порталу Гродно NewGrodno.by очевидец, мужчина так проехал от перекрестка с улицей Калиновского до Нового моста порядка 300 метров. При этом "аварийкой" он не пользовался и только при очевидце едва не создал 3 аварии. Дев...
Фото
20 апреля в 14.41 в Дятловский районный отдел по ЧС от местной жительницы поступило сообщение о пожаре в жилом доме в деревне Роготно по улице Октябрьская. Уже через 5 минут к месту вызова прибыло первое подразделение МЧС. Из окон деревянного строения шел густой дым. На крыльце сидел пенсионер. Мужчина не осознавал, что происходит. Огнеборцы отвели его от горящего строения и ликвидировали возгорание.  Как стало известно, в доме проживает пенсионерка, 1944...
Общество
На три месяца — с 25 апреля до 27 июля — закрывают участок проспекта Янки Купалы. В частности, полностью перекроют часть проспекта от Южной улицы до улицы Кабяка, а также правую полосу (въезд в Гродно) от улицы Кабяка до путепровода на пересечении проспектов Янки Купалы и Клецкова. В связи с этим автобусы поедут в обход закрытого участка, сообщает "Вечерний Гродно". Как поедет общественный транспорт № 26 «Улица Молодая — Заболоть» будет курсировать в прямо...
Фото
Десятки людей собрались в Гродно, чтобы проститься с величайшим тренером Беларуси, который 50 лет назад совершил революцию в мировой спортивной гимнастике. Церемония прощания проходила в зале СДЮШОР №3 по улице Ожешко в понедельник, 22 апреля, пишет Sputnik. Старались не говорить о Корбут Церемония прощания проходила в холле спортивной школы олимпийского резерва по гимнастике, который служит своеобразной галереей славы гродненской спортивной гимнастики. Н...
Происшествия
Управлением Следственного комитета по Минской области завершено расследование уголовного дела в отношении 46-летнего жителя Гродно, обвиняемого в нарушении правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшем по неосторожности смерть двух лиц, а также причинение тяжких и менее тяжких телесных повреждений пассажирам. Как сообщалось ранее, обвиняемый - индивидуальный предприниматель, вечером 18 октября 2018 года управлял микроавтобу...
Фото
Два из трех вчерашних ДТП с материальным ущербом, оформленных сотрудниками Госавтоинспекции в Гродно, совершили нетрезвые водители.  Фото: Newgrodno.by Один из молодых людей приехал на квадроцикле на Юбилейное озеро, где ловил рыбу. Со случайным знакомым решил посидеть и выпить. В магазине на Суворова купил себе бутылку водки, а ему – пива. Выпив, водитель квадроцикла собирался отвезти знакомого домой на Пестрака, чтобы потом ехать к себе на Индурское шосс...
Общество
Все это время от его кровати не отходили врачи Гродненской областной детской клинической больницы. Сегодня семилетний Миша отправляется домой. А мама Татьяна Сергеевна может говорить о пережитом спокойно. Она вспоминает, что до этого сын был совершенно здоров. В середине марта она забрала его из детского садика с признаками аллергии. Тут же отправились в поликлинику к дерматологу. Врач осмотрел ребенка и сказал, если поднимется температура, вызывать скорую...
Новости по теме
Лукашенко сообщил, когда в Беларуси пройдут президентские и парламентские выборы
Правительство заберет у Гродненской "табачки" более 5 млн рублей. Просто потому что прибыльная
Помилованный президентом экс-начальник стройтреста вновь попался на коррупции - в этот раз на БелАЭС
Анатолий Гришук дал первое интервью после ухода с должности директора Гродненского мясокомбината
Лукашенко раскритиковал правительство за ситуацию с зарплатами: "Люди хотят каждый день кушать и во что-то одеть детей"
В МВД предлагают ввести "тест" на коррупцию для чиновников: кто не пройдет - потеряет должность
Комитет госконтроля определил проблемные районы Гродненщины и доложит о них Лукашенко
Под грифом "секретно". Суд по делу экс-помощника президента Сергея Ровнейко, скорее всего, будет закрытым
Начальник Новогрудской налоговой инспекции подозревается в получении взяток
Государство придет в мессенджеры и блоги, а размывание суверенитета признано угрозой: готова концепция информбезопасности Беларуси