Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы»

Это были не кеды, а Дункан Маклауд. Из них можно было вырасти, но их нельзя было убить. «У кого кроссовки „Лида“, тот похож на инвалида!» — кривляли друг друга дети, но все равно продолжали носить свои полуботинки с двумя полосами. Свежая пара оставляла игривый автограф синей или черной краски, уничтожая белые носки. В этих кедах мы играли в футбол против соседского двора, ходили в школу и на первые робкие свидания.

Атакованные приступом ностальгии, корреспонденты Onliner.by побывали на обувной фабрике и задумались, почему у нас культовые ЛМ-17 (выпускаются 30 лет) считаются отсталостью, а какие-нибудь Levi’s 501 (выпускаются 150 лет) — всегда модными. Мужчину напротив зовут Владимир Чижик. Он тут главный. Нынешний директор обувной фабрики признается, что в детстве не носил лидские кеды. Хотя интерес к обуви испытывал совершенно конкретный. Обучаясь в рижском высшем военном училище, Чижик коротал время в нарядах за чтением соответствующей литературы по маркетингу. Владимир даже писал письма на лидскую фабрику, рассказывая о своем желании работать на ней. Правда, удовлетворительных ответов не получал.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 1

Сотрудничество, пусть и много позже, все же началось. Уже после того, как Чижик отслужил в Красноярском крае, уволился из армии в должности капитана и поработал на промышленном предприятии, которое занималось комбайнами да сеялками, и много где еще. Нынешняя его жизнь сопряжена с постоянной ностальгией о лучших временах фабрики, когда на ней работало пять тысяч человек.

— Принцип простой: как только пара уходит с полки, ее место занимает новая, — горячо говорит директор в своем холодном кабинете (отопление на фабрике пока не включено). — Наша цель — сделать нормально работающее современное предприятие. То есть предприятие, которое создает ценность для потребителя. И вот тут начинаются проблемы… Условный товаровед из Дятлово говорит мне: «Что мы тут наделали? Зачем мне эта красота?! Мне нужно, чтобы бабушка в вашей обуви и в костел сходила, и в хлев, и в магазин. А потом протерла тряпкой и спокойно вернулась в хату. А вы мне тут эспадрильи суете!»

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 2

Кстати, женские тапки отнюдь не модного вида являются самым продаваемым продуктом фабрики.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 3

На втором месте идет спецобувь, которую заказывают различные предприятия, на третьем — модель полуботинок ЛМ-17 — это и есть лидские кеды в нашем понимании.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 4

— В 2013 году мы продали 7900 пар ЛМ-17. В 2014-м — 18 400. По состоянию на октябрь 2015-го — 12 000, — говорит директор.
Модели ЛМ-17 примерно 30 лет. В перестроечное время кеды считались дефицитом, потому возле фабрики периодически возникала китайская стена почти что бесконечной очереди. Некоторые заказы приходили даже с края света — из Южно-Сахалинска. А 150 тыс. пар регулярно уходили в Германию — для тамошних заключенных. Пик популярности ЛМ-17 пришелся на начало девяностых. Теперь их время уходит.
— С одной стороны, моделька ЛМ-17 показывает лучшие результаты в продажах. С другой — нам говорят: «Сколько вы еще будете делать это убожество?» — рассуждает директор. — И как быть? Оно продается? Оно востребовано? Потребитель платит? Знаете, в нынешнем году мы не успеваем выполнить заказ. Недоделали 10—11 тыс. кроссовок из-за того, что оказались не готовы к появлению спроса на данную продукцию. Поэтому ЛМ-17 я буду отстаивать до конца.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 5

Экскурсию по производству предваряет поход в демонстрационный зал, преисполненный пестрой обувью всех мастей.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 6

— Наш ассортимент — для двух основных категорий потребителей: возрастные мужчины и женщины, а также дети, — объясняет Чижик. — Молодежная середина не получается. Многие белорусские предприятия пытались работать с молодежью, но провалились.
Тем не менее фабрика идет на некоторый риск и с нового сезона собирается запускать кеды, чем-то усредненно похожие на Converse. Также в планах — белорусские Vans. Выглядеть они будут так.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 7

ЛМ-17, кстати, можно сравнить с моделью Adidas Gazelle.

В Лиде эту схожесть обнаружили давно. На здешнем сленге ЛМ-17 «адидасами» и называют.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 8

Представители фабрики говорят, что видят свою задачу в производстве более дешевой и качественной, чем импортная, продукции.
— Если поставить Лидскую обувную фабрику в Zara Home, то будет смотреться как Zara Home. Если поставить Zara Home в Лидскую обувную фабрику, то будет смотреться как Лидская обувная фабрика, — хватается за тапочек руководитель предприятия. — Мы можем делать всю эту красоту. Просто не хватает молодежного взгляда и дизайнерских подходов. Ну, и страсти нет! Просто надо любить этот тапок… Вот скажи ты молодому: «Люби тапок», — так он ответит: «Ты что, идиот?» Но любить свою работу нужно совершенно точно. Страсть просто необходима!

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 9

Производство милых сердцу кед начинается в закройном цеху, куда со склада поступает cпилок-велюр. Это материя, внешне похожая на нубук. Фабрика ориентирована на заказы. Так что в день своего появления мы пролетели мимо спилок-велюра. В цехах кроились берцы. Нам досталась обработка и резка кожи. Лидская спецобувь, кстати, шьется из индийского буйвола.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 10
Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 11


Необходимые для заготовки детали создаются с помощью резаков и закройной машины АТОМ. В Польше, говорят, закройный цех состоит из четырех-шести подобных агрегатов. Их обслуживают не более дюжины работников, которые трудятся в две смены. В цеху лидской фабрики более многолюдно.
Машина АТОМ получает данные с компьютера, проецируют их на полотно и затем начинает работать самостоятельно.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 12

Резаки, которые попадают под пресс, требуют бо́льшего участия человека.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 13
Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 14
Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 15

— Как-то я проехал по Польше и сформировал мнение о современном обувном предприятии, — делится директор. — Это максимум 300 человек, которые производят широченный ассортимент. Плюс автоматизация, выстроенная логистика и работа на заказ. У нас же сейчас примерно 550—600 работников. Плюс производство привыкло к крупным партиям. А надо работать мелкими и на заказ.
Полученные закройкой задник, стельки и прочие детали объединяются в связки и поступают на следующий этаж. Там находится швейная лента. Это конвейер закрытого типа.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 16
Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 17


Поступившие детали раскладываются и подаются работницам. Каждая из них выполняет какую-то конкретную задачу. Результатом коллективного труда становится заготовка — кед без подошвы и шнурков.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 18
Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 19
Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 20

За столами в основном немолодые женщины. Ожидаемо. На фабрике маленькая средняя зарплата. В октябре она составила 3 млн. Занятость неполная, потому что зависит от заказов. В июне — июле у работников на Лидской обувной фабрике было по 10 рабочих дней. В сентябре — октябре — 22. Приходилось задействовать даже субботы.
— Сейчас время хирургов. Надо выреза́ть все лишнее, становиться на дно, отталкиваться от него и начинать работать принципиально по-другому, — заключает Чижик, который понимает, что фабрике требуется переформатирование. Полученной заготовке приходится некоторое время ждать пластика для подошвы. Когда необходимое сырье появляется, деталь поступает в литейных цех, расположенный чуть дальше закройного.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 21

Тамошние работники — тоже в основном женщины. Они помещают заготовку на металлическую колодку.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 22
Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 23

Работница аккуратно фиксирует стельку по следу колодки и околачивает ее деревянным молоточком, который неплохо смотрелся бы в зале суда.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 24

Затем колодка переворачивается и поступает в зону литья. Там она попадает в крепкие объятия полуколец пресс-формы. Происходит встреча заготовки с подошвой.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 25

Подошвы, к слову, производятся в этом же цеху. На фабрику поступает гранулированный поливинилхлорид (ПВХ). Шарики разного цвета, которые определяют окрас подошвы.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 26

Шарики загружаются в бункер. Там под воздействием теплого воздуха происходит их просушка и обогрев. Затем сырье поступает в инжектор, где плавится в четырех зонах и доходит до консистенции сметаны.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 27
Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 28


Затем инжектор впрыскивает полученную массу в пресс-форму.
— Они итальянские. Мечта любого частника, — поясняет директор. — Итальянцы как-то увидели нашу продукцию и сказали: «Как же вы ставите на такую прекрасную подошву такой уродский верх»… Хотя это дело вкуса.

Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 29

Пресс-формы обновляются в зависимости от движения рынка. Большие игроки вроде немцев из Adidas и Puma приобретают что-то новое ежегодно. Средние производители делают это раз в два-три года. На лидской же фабрике есть пресс-формы, которым по 27 лет. Покупка новых обойдется примерно в 600 млн рублей.
Директор утверждает, что машины на фабрике считаются самыми современными, как бы плохо ни выглядели. Здешняя Desma используется для спецовок. Оборудование привезено из Германии и считается «мерседесом» среди себе подобных станков. Директор говорит, на фабрике Ecco стоят такие же. Правда, подходы у белорусов и датчан разные. В этом главная проблема.

В итоге вся карусель (от шариков до готовой подошвы) крутится семь минут. Соединение заготовки и резинового фундамента рождает кеды, которые после конвейера примерно полчаса «отдыхают» на тележке. Это называется стабилизацией. По прошествии получаса к готовому изделию добавляются шнурки и бирки.

— Спрос на кеды есть, но он падающий. По 10—15% в год. Просто уходит тот потребитель, который знал лучшие времена фабрики и ностальгирует по ним, — говорит Чижик. — Хотя тот же «Евроопт» — наш крупный заказчик. В прошлом году отправили им 3 тыс. пар. В этом месяце на отгрузку поставлено уже 18 тыс. А есть еще и другие сети.
Упакованные кеды отправляются в машины, которые их уже ждут. В случае заказа такое звено товарной цепи, как склад, упраздняется. Склады на предприятии, к слову, относительно разгружены.

— Раньше на складе лежало 176 тыс. пар, сейчас — 60 тыс. Задача — жить вообще без склада. Мои работники считают, что это невозможно. А я — что вполне, — итожит Чижик.


Лидская швейная фабрика: как делают белорусские «адидасы» (фото) - фото 30

Экскурсию венчает поход в фирменный магазин близ проходной. Называется он «Черевички». Заставляет вспомнить «Вечера на хуторе близ Диканьки». Готовые ЛМ-17, которые чисто технически вовсе не кеды, а полуботинки, стоят тут 212 100 рублей.

— Люди говорят: «Вот директора все у нас „красные“. Колхозники не дают молодежи развиваться». Но мы молодежь тянем за уши. Мне один товарищ говорит: «Твоя проблема в том, что ты всем даешь шанс». То есть я уже в другую крайность ввалился… Но мы решаем задачу, исходя из тех условий, которые есть. Делаем все, что можем.
И хочется, чтобы смогли. Кажется, продукция фабрики при должном осмыслении вполне способна перестать быть ностальгическим фетишем и вернуть себе статус национального бренда.

Лида кеды адидасы
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

1
Бизнес
1xBet – одна из самых противоречивых букмекерских контор, по версии авторитетного рейтинга букмекеров x-betting.org. С одной стороны, её имя знает каждый каппер, с другой – репутация у компании очень сомнительная. Это международный онлайн-букмекер, имеющий лицензию для приема интерактивных ставок в Республике Беларусь, что означает полною гарантию выплаты денежных средств. Зарегистрироваться в БК 1xBet можно тут.   Мобильная версия 1xbet Специальное прилож...
Общество
С каждым годом разнообразных летающих моделей в небе становится все больше. Оказалось, далеко не все покупатели дронов сообщают точные сведения, как и где можно законно и безопасно летать. А ведь от этого зависит, в каких местах им позволено взмыть в небо. Чтобы досконально во всем разобраться, «Республика» обратилась к экспертам из Мин­обороны и Департамента по авиации. Проблемы с воздуха Говоря о вопросах, возникающих при использовании дронов, вдаваться...
Происшествия
16-летняя жительница Чечерского района обратилась в милицию с просьбой найти и наказать человека, который от ее имени вел переписку в соцсетях. Оказалось, что нарушитель — ее отец. Но к ответственности его не будут привлекать. Как сообщили TUT.BY в УСК по Гомельской области, как только милиция начала проверку, неизвестный на тот момент удалил учетную запись девушки. Однако уголовное дело все-таки возбудили — за компьютерный саботаж (ч.1 ст. 351 УК, наказан...
Происшествия
Перевозчик вместе с пассажирами вёз в Польшу на большом автобусе Неоплан контрабанду в полу. 16 мая через пункт пропуска Тересполь (сопредельный Варшавский мост в Бресте) в Польшу из Беларуси ехал большой автобус марки Неоплан, рассказывает euroby.info. Как выяснила польская таможня, кроме пассажиров перевозчик вёз также контрабанду в количестве почти 4,2 тысячи пачек сигарет (стоимость такой партии сигарет в Польше больше 15 тыс.$). При чём, чтобы скрыть...
Происшествия
Следователи выясняют обстоятельства гибели 22-летнего рабочего в Сморгони, сообщает СК. По официальной информации, в правоохранительные органы 23 мая в поступило сообщение о гибели при исполнении трудовых обязанностей 22-летнего техника-механика иностранного предприятия в Сморгони. В СК категорически отказались называть предприятие. Но читатели TUT.BY уточняют: это случилось на деревообрабатывающем заводе «Кроноспан». На месте работают следователи, эксперт...
Фото
Сотрудники литовской таможни на этой неделе не позволили ввезти в страну систему запуска ракет из Беларуси. Компоненты системы M20 Missile Weapon System Model пытались ввезти в Литву на двух грузовых автомобилях, сообщает ru.delfi.lt со ссылкой на Криминальную службу таможни. Груз осмотрели специалисты Инспекции стратегических товаров Центра контроля передвижения Вооруженных сил Литвы. С учетом запретов и ограничений на ввоз военного оборудования было прин...
Общество
Памятник Ленину с центральной площади Сморгони вывезли месяц тому назад. Сначала шла речь о том, что памятник после реставрации вернут на место. Но вскоре снесли и пьедестал. Фото: shliah.by Начальник отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Сморгонского райисполкома Анна Джумкова пояснила "Нашей ниве", что бетонный памятник сейчас действительно реставрируют. «Этот памятник не представляет никакой архитектурной или иной ценности. Он сделан из цемента...
Общество
Найти иголку в стоге сена - задача не из простых. Казалось бы, все куда проще, когда речь идёт о крупных габаритах. Но и тут все оказалось относительно... И фуру практически невозможно найти, если она потерялась в России. Иллюстративное фото В  Гродно в конце 2017 года Частное транспортное унитарное предприятие «Экспедитор» и «Завод»* заключили договор транспортной экспедиции на перевозку медного провода из России в Беларусь. Далее, для того, чтобы достави...
Общество
Что мешает пересесть на велосипед, где кататься детям и подросткам, есть ли велопарковки возле школ - узнало ООВ «ВелоГродно», проведя опрос в школах Гродно. В опросе по теме велодвижения приняло участие более 2000 человек: учащиеся от 8 до 16 лет и родители детей от 6 до 12 лет, а также представители школьных администраций. В результате выяснилось, что 20 гродненских школ (из 27, принявших участие в опросе) имеют велопарковки и еще в 3-х их установят до 2...
Новости по теме
Более тысячи зрителей и большой гала-концерт. 7 июня в Гродненской областной филармонии откроют концертный зал
Гида вызывали? Гродно нуждается в экскурсоводах и переводчиках
Мистика, чудеса и мифы. Как прошла "Ночь музеев" в гродненском Новом замке
В Новогрудке школьный музей Бориса Кита больше не носит его имя. Экспозицию про ученого сохранили
В Гродно решен спорный вопрос о форме купола башни у въездных ворот Старого замка
"Несмотря ни на что, шанс у людей есть всегда": гродненский драмтеатр представляет новую постановку "Время и семья"
Белорусский Скансен. История старинного гродненского квартала, который держится из последних сил
Рев моторов, много музыки и драйва: байкфест "Хавайся ў бульбу-2019" в Гродно пройдет с 7 по 9 июня
Музыкальный квиз, мистические лабиринты и модный показ XVI – XIX веков: что смотреть в "Ночь музеев" на Гродненщине
В Гродно духовой оркестр из Поречья в режиме флешмоба исполнил хит Тимы Белорусских "Незабудка"